yur> "Самолет является неудобно обтекаемым предметом для транспортировки именно вертолетами. Потоки, идущие от воздушного винта, вызывают раскачку и раскрутку самолета, что сопряжено достаточно с большими опасностями", - рассказал Сергей Глазков, начальник цеха АТБ аэродрома Чкаловский.
Да, будем надеяться, что не уронят и довезут в целости.
На самом деле раскачка получается не от потоков винта вертолёта, а в связи с тем, что самолёт вращается на внешней подвеске, и в полёте постоянно изменяется сила воздействия воздушного потока на груз.
В 91-м или 92-м годах нам в Пружанах была в план боевой подготовки включена задача по транспотрировке на Ми-8МТ беспилотных самолётов разведчиков.
Первым полетел командир эскадрильи, я наблюдал с земли. На висении самолёт на тросу вёл себя нормально, но когда начался разгон скорости, то картина изменилась.
Когда самолёт становился поперёк потока, его относило назад, затем он становился по потоку и уходил вперёд, затем опять поперёк потока, мах назад, и с нарастающей амплитудой мах вперёд. Вобщем, не успел вертолёт долететь до первого разворота, а груз уже вымахивал перед кабиной пилотов и помимо раскачки всего вертолёта он мог попасть в лопасти. Самолёт был аварийно сброшен между первым и полосой.
После этого почитали умные книжки, там рекомендавали использовать при транспортировке самолётов стабилизирующие парашюты.
Привезли второй беспилотник ( сняли с постамента в части беспилотчиков), прицепили парашюты. Но когда пошли в разгон, парашют запутался и самолёт опять начал раскачиваться. Я в это время выполнял снижение с дальнего над полосой и видел с воздуха, как калбасило вертолёт с грузом, на этот раз они мужественно долетели до первого.
Самолёт после сброса падал красиво, как МИГ-29 Квочура в Ле-Бурже. Я проследил падение и доложил место падения и что повреждений на земле нет.
После этого полёта больше нам возить беспилотники никто не предлагал.
По слухам, макеты кончились, а действующие самолёты посчитали для этого дела слишком дорогим удовольствием