С.В.> Соосная схема вроде эфективнее в т.ч. и на режиме висения. Но вот Ка с трудом садился - отрывался на 3600, а Ми довольно легко ( на вид) сел взлетел на 4950. Не поможете разобраться в чем причина?
Сергей, без маленьких чудес не обошлось
Прежде всего, милевцы специально работали над увеличением высотности вертолета Ми-8МТ. Так добавился индекс Ми-8МТ
В (высотный).
Если сравнить официальные данные по высоте висения, то для Ми-8МТВ-1 стат. потолок составляет 3980 м, а для Ка-32Т - 3500 м. Камовский вертолет при тех же двигателях проигрывает. Причина кроется в назначении вертолета Ка. Одним из немаловажных параметров, влияющих на летные характеристики, является нагрузка на диск несущего винта: отношение веса вертолета к площади диска несущего винта (кг/м
2). Чем больше винт, тем больше площадь ометаемого диска и тем меньше нагрузка на единицу этой площади. По-другому это выражается тем, что винт захватывает больше воздуха и отбрасывает с меньшей скоростью (из сохранения импульса). На большой высоте воздуха мало и больший винт, имея возможность захватить побольше, при том же весе вертолета получает преимущеста. У камовского вертолета диаметр винта выбирался не только из летных характеристик, но и из необходимости базирования на кораблях, где имеются значительные ограничения на габариты. Поэтому диаметр винта Ка-32 меньше, чем у Ми-8 - 15,9 м против 21,3 м. Это и сказалось на величине нагрузки на диск винта - 55 кг/м
2 у Ка-32 и 31 кг/м
2 у Ми-8. Преимущества соосной схемы выразились в том, что проигрыш в статическом потолке составил менее 500 м
Но Вы видели как вертолеты выполняют посадку на высотах больших, чем те, на которых они могут висеть.
Это становится возможным при использовании эффекта воздушной подушки: при висении на малой высоте (считанные метры) поток от винта не успевает разойтись, а тормозится о землю и создает своеобразную "воздушную подушку". Это увеличивает тягу винта вблизи земли и позволяет поднять больший груз (подняться с большим весом), а так же выполнить взлет и посадку на площадку, находящуюся выше стат. потолка. Насколько сказыватся влияние земли можно посмотреть в таблице:
Прирост тяги НВ (%) в зависимости от высоты висения (влияние воздушной подушки) | Ми-2 | Ми-8 | Ми-10 | Ми-26 | Ка-32 |
---|
0 м | 20 | 20 | 20 | 25 | 15 |
1,5 м | 8 | 13 | 18 | ? | 7 |
5 м | 2 | 6 | 14 | 13 | 2,5 |
7 м | 1 | 3 | 10 | 9 | 1,5 |
10 м | - | 1 | 8 | ? | 0,4 |
12 м | - | - | ? | 5 | - |
16 м | - | - | 4 | 3 | - |
Но и этого мало, чтобы сесть на 4950
Особенность в том, что официальные статические потолки определяются для нормального взлетного веса и стандартной атмосферы (ее температуры). Но если вертолет облегчить (например, заправить меньше топлива), то при той же тяге винтов он сможет подняться выше.
Также, чем холоднее, тем лучше двигателям и тем большую мощность они могут выдать (опять же увеличение потолка).
Все эти зависимости приводятся в РЛЭ вертолета в виде графиков, как в приложении: