Продолжаем.
Не большое отступление.
Все настройки программы – естественно сохраняются. Т.е. открыв новый файл нет необходимости настраивать все по новой. Программа запомнила ваши установки.
Теперь по поводу как можно вводить команды.
Для этого в Автокаде есть четыре способа. Проиллюстрирую это на примере одной команды.
1. Команду можно набрать с клавиатуры. Например если вы наберете в командной строке LINE (Линия), и нажмете Enter, то программа будет выполнять команду – чертить линию.
2. Вторым способом. Нажмем иконку LINE на панели Draw. (Примечание. Если навести курсор на эту иконку на панели, то автоматически появится всплывающее меню с названием этой иконки. Это полезно на первых порах, пока еще не запомнены названия всех иконок). Произойдет тоже самое. Программа начнет выполнять команду LINE. (Примечание- при этом в командной строке прописывается (дублируется) все происходящее, автоматически).
3. Третий способ. В падающем меню Draw ищем команду LINE. И опять таки программа начинает работать с этой командой.
4. Способ четвертый (особый). Если вы чертили некий объект с помощью команды LINE, и закончили с ней работу, то можно повторно войти в эту команду с помощью горячего меню (которое настраивали выше, см. предыдущий пост). Для этого просто щелкается правой кнопкой мыши на поле чертежа (в любом месте) и в появившемся горячем меню щелкаем по верхней строчке. Предыдущая команда (любая) всегда повторяется в горячем меню в самой верхней строчке. Это удобно, т.к. позволяет ускорить процесс черчения. Не надо елозить мышкой по монитору ища нужное падающее меню или иконку. (С клавиатуры это можно сделать нажав пробел или Enter! Команда повторится)
(Не большое отступление. Наиболее удобен для работы второй способ. Искать в падающем меню команду или вводить ее с клавиатуры долго. Быстрее ткнуть на нужную иконку. В свое время это вызвало до сих пор не прошедшее отвращение от работы с программой ПРОИНЖЕНИРИНГ. Где все было построено на диалоговом режиме, да еще и на английском диалекте. Хотя программа очень мощная, не буду отрицать. Поэтому мы будем работать с иконками.
Отступление к отступлению. Вводить команды с клавиатуры можно и не полностью. Например, вместо набора с клавиатуры полностью слова LINE достаточно набрать только одну букву «L» - программа поймет что вам надо. Это также ускоряет процесс работы.)
Теперь переходим непосредственно к черчению. Вытаскиваю панельку Ddaw на середину экрана, чтобы было лучше видно и увеличиваю ее размер.
Смотрим что нам надо, а что нет.
Нам надо изучить всего лишь 10команд для уверенного черчения.
Начнем.
1. Line. О ней уже упоминалось. Щелкаем по иконке. На поле чертежа (в любом месте) ставим стартовую точку (от которой начнем чертить). Курсором тянем линию в нужном нам направлении (вверх вниз, вправо/влево короче куда нам надо) или если нажато F8 (режим Оrtho отключен), то в любом направлении вообще. В режим Оrtho можно входить/выходить не выходя из команды. В командной строке программа спрашивает Specify next point (undo). Т.е. просит указать следующую точку линии. Вводим с клавиатуры любое число (хоть 0,000001 хоть 1000000) и нажимаем Enter. Наша линия (или правильнее отрезок) удлинился на то значение которое мы ввели с клавиатуры. При этом мы все еще находимся в команде Line. Смотрите на рисунке. Дальше. В командной строке программа спрашивает следующую точку. Ну тянем, например, теперь линию вниз (и вводим еще какое ни будь число или тыркаем на глаз если не нужен точный размер).
Мы все еще в команде. И напоследок соединим последнюю точку с первой. Подтягиваем курсор (с тянущейся за ним линией (если Ortho отключен) к первой точке (с которой начинали чертить). Автоматически курсор хватается за конец отрезка. Это срабатывает привязка, которые мы включали когда настраивали программу. Нажимаем мышкой на появившийся квадратик. Теперь надо выйти из команды.
Отступление. Для того чтобы выйти из команды можно нажать ESC на клавиатуре. Либо, что более удобно – щелкнуть правой кнопкой мыши и в появившемся горячем меню нажать Enter. Есть еще один способ – надо просто войти в следующую команду можно даже в ту же самую и программа автоматически закончит предыдущую. Т.е. если вы сейчас опять нажмете на иконку Line, то ваша линия оборвется на том месте где вы остановились, а программа опять вас спросит – укажите стартовую точку с которой мы начнем чертить новый отрезок.
Отступление к отступлению. В свое время работая в Тефлексе очень доставало та сложность с которой надо было провести простой отрезок. Необходимо было выполнить большое количество вспомогательных действий (какихто команд бестолковых), что бы провести обычный отрезок. Тьфу, вспоминать противно.
В ходе черчения линии может возникнуть ситуация что надо отменить последнюю проведенную линию не выходя из команды. Для этого щелкается правой кнопкой мыши и в горячем меню выбирается. Происходит откат последней проведенной линии к предыдущей точке и программа предложит вам поставить следующую точку по новой в другом месте.
2. Construction Line – прямая. Когда надавите на иконку программа опять таки спросит стартовую точку от которой надо начать чертить. Можно ткнуть в любом месте экрана. А можно подвести курсор к уже начерченному нами треугольнику. Если подводить курсор к разным участкам треугольника, то курсор будет хвататься за ручки (меняя свою форму – квадрат если начало конец или треугольник если середина отрезков) Это так – к слову.
Короче говоря ставим первую точку на чертеже – появляется прямая. Теперь как и отрезок тянем курсором ее в нужную нам сторонуи ставим вторую точку. Заканчиваем команду щелкнув правой кнопкой мыши.
Отступление. Если после того как вы нажали на иконку Construction Line правой кн. Мыши вызвать горячее меню, то в нем можно сразу выбрать нужный вам (уже готовый) тип прямой, щелкнув на надпись.
Вертикальная, горизонтальная под углом (надо будет ввести нужный вам угол), биссектриса или офсет (отступ).
Выбрав нужный тип прямой вы просто ставите на чертеже одну только стартовую точку, а через нее уже проходит выбранный вами тип прямой.
Отступление к отступлению. Если с первыми тремя типами прямой (верт. гориз. Андж) все понятно, то вот с двумя нижними поясню.
Биссектриса – спросит стартовую точку. Когда укажете ее в нужном вам месте курсором спросит угол. Зададите с клавиатуры. И через эту точку будут проводиться прямые с шагом равным вашему углу (если в Ortho включен) или под произвольным углом (если в Orth выключен). Прямую просто тянете курсором в нужном вам направлении.
Офсет – по нашему – отступ. Это командочка нужна для того чтобы проводить прямую параллельную какой нибудь линии или прямой (или любому другому примитиву) на заданном расстоянии (параллельно). Поэтому программа сначала спросит расстояние на которое делать отступ (вводим с клавиатуры любое число и давим Enter), а потом спросит – укажите объект от которого делать отступ. Указываем курсором на любую линию или прямую и курсором тянем в нужном нам направлении, ставя вторую точку. Через эту точку пойдет прямая II выбранной. Если никаких линий на чертеже еще у вас нет, то просто нажмем в нужном нам месте чертежа и проведем прямую. А от нее уже поскачут отступы через нужный нам промежуток.
Отступление к вышеизложенным отступлениям. Программа запомнит введенный вами отступ и примет его по умолчанию. В следующий раз если вы не захотите его вводить, то просто нажмете Enter и будете делать отступ на том же расстоянии.
3. Едем дальше. Команды Multiline и Polyline. Скажу прямо эти команды вам не понадобятся. Одна чертит двойную линию. Вторая линию которую можно продолжить дугой.
Отступление. Это же относится и к другим зачеркнутым иконкам на этой панели. На них время тратить не будем, т.к. врядли ими надо будет пользоваться (Поставить точку, Вставка блоков, не замкнутый эллипс – все это не нужно.)
4. Polygon. Команда чертит равноугольные многоугольники. Треугольник, квадрат, пятиугольник (забыл как он по научному называется) и т.д. до бесконечностиугольник. С этой командой все просто. Когда нажмете на иконку – первое что спросит программа – введите нужное вам количество граней (по умолчанию 4). Вводим. Жмем Enter. Теперь вас спрашивают – поставьте центр фигуры. Ставим точку мышкой там где нам надо. (повторюсь – все запросы отражаются в командной строке). И последнее необходимо указать – фигура будет вписана в круг или описана вокруг круга – простите за тавтологию. Для этого щелкаем правой кнопкой и выбираем в открывшемся горячем меню нужный пункт.
Все тянем и щелкаем курсором в нужной нам точки ЛИБО с клавиатуры вводим число (т.е. вводим радиус окружности в которую вписываем или вокруг которой описываем фигуру) и жмем Enter.
5. Rectangle – прямоугольник по нашему. Здесь тоже все просто. Когда нажмете на иконку о5такинадо будет указывать первую(стартовую) точку. Потом правой кнопкой мыши в горячем меню выбираем пукт Dimension – размеры. Вводим сначала один размер - длину (давим ОК), потом второй - ширину (давим ОК). На экране появится прямоугольник, который можно «покрутить» вокруг стартовой точки, меняя направление курсором. Выбираете нужное вам положение (по вертикали расположить прямоугольник или горизонтали) и щелкаете вторично левой кнопкой мыши в эту сторону. Все.
Примечание. Как видите принципы построения практически идентичны.
6. ARC – дуга. Тоже все просто. Надо указать стартовую, точку, центр и последнюю точку дуги.
7. Circle – окружность. По умолчанию строится так. Щелкается центр круга там где нам надо и с клавиатуры вводится радиус круга.
Примечание. После того как поставлен центр если вызвать горячее меню правой кнопкой – то можно выбрать Диаметр. И введя после этого с клавиатуры число получим круг не радиусом, а соответственно таким диаметром.
Примечание к примечанию. Есть еще способы строить круг. До того как поставлен центр надо в горячем меню выбрать нужный способ – по 3-м точкам, по 2-м точкам, по двум касательным к линии и радиусу.
8. Ellips- эллипс. Указывается одна точка потом вторая (это получится одна сторона эллипса) потом третья точка (получается вторая сторона эллипса- эксцентриситет)
Примечание. И эллипс и круг можно менять. Если щелкнуть (к примеру, на круг) и «взяться» за появившуюся ручку, то, можно потянув за нее курсором в нужную сторону и введя с клавиатуры какое либо число изменить диаметр окружности. Потом ОК. Круг соответственно увеличится или уменьшится на это число.
9. Штриховка Hatch. Щелкаем по иконке и видим вот такое окно. Во первых можно поменять тип штриховки. Для этого щелкаем по кнопке 1. В появившемся окне выбираем нужный нам рисунок штриховки. Ниже задается угол штрихования (тут у разработчиков Автокада есть не большая недоработка. Дело в том что если ввести 0градусов то штриховка будет под 45градусов, а если ввести 45 то заштрихует вертикальными линиями.) Еще ниже задается шаг штриховки. Т.е. расстояние между линиями которыми заштриховывается объект. Примечание. Во первых если выбран рисунок штриховки «закрасить полностью», то естественно это окно будет неактивно. У рисунков типа бетон дерево, грунт лучше ставить шаг поменьше. Шаг можно выбрать в падающем меню по умолчанию, либо ввести с клавиатуры (и угол тоже). Теперь справа. Кнопка Pick Points. Нажмем ее . Переместимся на поле чертежа. Ставим точку внутри объекта который надо заштриховать (контур заштриховываемой области пометится пунктирной линией). Щелкаем правой кнопкой и вернувшиcь обратно в окно жмем Ок.
Примечание. Со штриховкой есть нюанс. Заштриховываемый объект должен быть замкнут. Иначе программа скажет что объект не имеет границ и заштриховать сквозь дырку бесконечность нельзя. Демонстрирую на примере.
Левый круг заштрихуется. Средний не заштрихуется. Правый тоже не заштрихуется (т.к. часть круга попала за край экрана и в этом случае программа тоже считает что контур разорван).
В окне Штриховка есть еще две кнопки. Ими редко пользуются, но на всякий случай скажу. Select Objects – укажите объект. Выбирается не область а конкретный объект Круг, квадрат и т.п. даже если через них проходят другие линии.
Слева штриховал первым способом (точкой), справа вторым (выбором объектов).
И вторая кнопка – Inhetit Propertis наследные свойства. Иногда бывает, что надо заштриховать так же как уже было заштриховано рядом. Нажмете и переключетесь на чертеж (автоматически). Найдете нужную вам штриховку сделанную ранее, щелкните по ней курсором. И тип вашей штриховки полностью будет скопирован.
10. Текст. Тут тоже все просто. Выделяете рамкой область чертежа где хотите что то написать.
И в открывшемся окне набираете текст. В этом же окне можно менять высоту, тип, цвет, наклон шрифта. Короче все как в Ворде. Справа несколько стандартных символов (наиболее часто употребляемых) – плюс/минус, знак диаметра и градус.
Пока все.
Потом будет вторая панелька, на которой команды для работы с объектами – отрезать, удалить, копировать, переместить, зеркало и т.п.