[image]

Одноразовые vs многоразовые

Теги:космос
 
1 11 12 13 14 15 74
RU Dem_anywhere #27.07.2007 00:04
+
-
edit
 

Dem_anywhere

аксакал

Ну скажем так - с Союза + грузовой модуль.
Запуск союза - 60млн.
Запуск модуля - пусть Протоном. Плюс стоимость модуля равная стоимости его запуска.
И всё равно в два раза дешевле...
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Да-да. Сколько один только манипулятор шаттла или аналогичный стоит - в курсе?
   

hcube

старожил
★★
Так такой и не нужен. Задача - зафиксировать 7-тонный Союз относительно 20-тонного Хаббла, а не 70-тонный шаттл. Т.е. манипулятор может быть раз в 10 полегче. Шаттловый, к слову, 600 кг весит, а у Бурана - 350, кажется.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Да какая разница, сколько он весит? Цена - не из-за массы, по большому счёту.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
После давешней аварии "Протона" в очередной раз подумалось: одним их ключевых свойств многоразовых аэрокосмических систем должна быть возможность прекращения полёта на любот этапе выведения с возвращением на аэродром. В самом крайнем случае - возвращаться должна последняя ступень.

Смысл в том, что ПН не должна теряться практически при любом раскладе событий.

Вот и экономический плюс будет - экономия на страховке ;)
Всё же гарантированный возврат ПН - это лучше, чем 99-процентная надёжность "классического" носителя; шанс потерять ПН всё равно отличен от нуля.
Кроме того, с точки зрения заказчика должно быть немаловажно то, что практически при любом раскладе он не теряет свой спутник - т.е. в случае аварии не теряет не только деньги (это может обеспечить и страховка), но и время: нет необходимости ждать, пока будет изготовлена новая ПН взамен безвозвратно утраченной.
   

hcube

старожил
★★
Прерывание на любой стадии обеспечивает только АКС Hcube-Зомби ;-D. Двухступенчатая гибридная горизонтально взлетающая система с заатмосферным разделением ступеней.
   
RU Dem_anywhere #08.09.2007 03:52
+
-
edit
 

Dem_anywhere

аксакал

Тут есть один хитрый момент - сама ПН стоит достаточно дёшево, дорого обходятся её испытания перед отправкой на орбиту.
Если их придётся проводить повторно - то не съэкономишь. Плюс выдержит ли сам аппарат повторные испытания...
А прерывание полёта в случае аварии носителя будет означать как минимум срабатывание САС с ускорением в десятки же...
   

hcube

старожил
★★
В нашем случае - нет. Идеологически, система напоминает Спираль, за тем исключением, что ступеней две, а не три, скорость разделения 6М, но из них только 3 набирается на ВРД, остальные на ЖРД 1 ступени. Ну, и вторая ступень - интегрированный КС схемы VTHL. Прерывание полета возможно в любой точке, от взлета до выхода на орбиту, с полным сохранением как разгонщика, так и космической ступени.
Взлет - в случае отказа ВРД производится переход на ЖРД, подьем на 10 км, стравливание топлива и посадка обратно на аэродром базирования.
Разгон на ЖРД 1 ступени - в случае отказа ЖРД производится их отключение, слив топлива и полет обратно на аэродром базирования.
Разделение с КС - в случае отказа системы разделения производится обратная фиксация КС (разделение происходит на баллистической траектории суборбитального прыжка), слив топлива и обратный вход в атмосферу и полет на аэродром базирования.
Отказ маршевого двигателя КС - в течении суборбитального полета производится слив топлива, затем вход в атмосферу и возврат на резервный аэродром отдельно от разгонщика.
Примерная мюПН - от 1 до 3% в зависимости от конструктивного совершенства ступеней.

   
Это сообщение редактировалось 08.09.2007 в 10:37

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Dem_anywhere> Тут есть один хитрый момент - сама ПН стоит достаточно дёшево, дорого обходятся её испытания перед отправкой на орбиту.

Давно хочу координатами вашего драг-дилера поинтересоваться.
И ЖРД-то у вас не сложнее горшка, и спутники дёшевы...
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Индусы туда же:

в Космическом центре имени Викрама Сарабхаи прорабатывается высокотехнологичный проект многоразового носителя RLV. По оценкам индийских специалистов, эксплуатация многоразовой транспортной системы позволит на порядок сократить затраты на выведение: с 12—15 тысяч до 1 200—1 500 долларов за килограмм. Предположительно первый полет демонстратора технологии RLV состоится через год или два. Уже начались концептуальные исследования «полукриогенного» двигателя для RLV, в котором должны использоваться кислород и углеводородное горючее. Носитель будет иметь две ступени. Согласно проекту, первую ступень RLV оснастят крылом, и она сможет подниматься на высоту до 100 километров. В расчетной точке, исчерпав топливо, ступень вернется в атмосферу и приземлится на взлетнопосадочную полосу. Вторая — выведет полезный груз на орбиту, затем вернется в атмосферу и совершит посадку на море или на суше. По мнению представителей ISRO, RLV будет существенно превосходить американский Space Shuttle по надежности.
 


У них совсем планов громадьё в последнее время. И то, и с, и гаганавта на орбиту, и на Луну... Ну посмотрим.
   

hcube

старожил
★★
Метан-кислород первая ступень, водород-кислород вторая.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Вообще-то НДМГ дорог, поэтому никто новые ракеты на нём не делает. Керосин/метан-кислород куда дешевле. Не говоря о том, что параметры лучше не только по экологичности. Даже ЖВ и то, пожалуй, подешевле будет.
"Вонючка" - наследие военного прошлого.
   
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Вообщем так - от рахита человечество спасет только тандем ГфЯРД+ТЯРД
ГфЯРД для вывода на орбиту и ТЯРД для полетов в Солнечной системе.
Для вывода нужен двигнатель с Иу 1000сек (до 2000-3000сек) для межпланетных полетов - с 100000сек. Иначе так и будем возить цветочные горшки по одному на Камазах

Ник
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
ГфЯРД для выведения не годится, только ТфЯРД разве что.
А для межпланетных... там получается много гитик. ТЯРД ближе Юпитера, судя по всему, просто не нужен - во всяком случае, ТЯРД с представимиыми параметрами.
   
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Fakir> ГфЯРД для выведения не годится, только ТфЯРД разве что.
Это если запускать его с Земли ;) А ежели на высоте - тады ой :) Если рассмотреть современные самолеты то создать на их основе космический аппарат -при их массм совершенстве - можно именно только на ГфЯРД.

Ник
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Радиоактивной грязью желательно гадить как можно меньше даже в верхней атмосфере. Поэтому ГфЯРД в этом смысле не есть гут, тем более при регулярном использовании.
   
+
-
edit
 
Wyvern-2> ...Если рассмотреть современные самолеты то создать на их основе космический аппарат -при их массм совершенстве...

Массовое совершенство зависит от внешних условий. На земле плотность атмосферы и "же" одни. На луне другие. На юпитере третьи. Ясно, что "лунный" корабль при попытке посадки на юпитер развалится от одной только 18-кратной силы тяжести.

Массовое совершенство - оно относительно %)
   
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Fakir> Радиоактивной грязью желательно гадить как можно меньше даже в верхне
Да, хули там пару кило америция на старт ;)
Ну или д лазерные системы...

Ник
   

hcube

старожил
★★
Для космического самолета с ЖРД - тоже ;-)

Виверн, если нормально спроектировать мою конструкцию, возможно получение мюПН до 5%. Ну, грубо говоря, если в той же схеме на второй ступени будет ЯРД, то мюПН вырастет до 15%. Но зато риску изрядно прибавится, что оно не туда упадет - а делящегося материала в РД-410 побольше чем в бомбе.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Наконец-то могу прикреплять картинки! :)

Давно обещанная табличка из учебника Гущина "Основы устройства космических аппаратов".

Очень познавательно, и наглядно видно, что шаттл отнюдь не превосходит принципиально по цене выведения на ГСО многие одноразовые носители.
Прикреплённые файлы:
 
   
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Fakir> Наконец-то могу прикреплять картинки! :)
Fakir> Давно обещанная табличка из учебника Гущина "Основы устройства космических аппаратов".
Fakir> Очень познавательно, и наглядно видно, что шаттл отнюдь не превосходит принципиально по цене выведения на ГСО многие одноразовые носители.
Не поленился ;)
   кг $млн $к/кг  
  Space Shatlle+PAM-D 545 21,5 39,4  
  Igl-S2+PBV 725 30 41,4  
  Delta+PAM-D 726 29,7 40,9  
  Space Shatlle+PAM-A 1000 40 40,0  
  Atlas-Centaur 1226 65 53,0  
  Igl-S2+USTM 1360 30 22,1  
  Arian-4 1400 68 48,6  
  Atlas-2 1820 62,5 34,3  
  Titan-34D+IVS 1861 140 75,2  
  Atlas-2A 1980 70 35,4  
  Zenit-JSL 2100 85 40,5  
  H-2 2200 190 86,4  
  Atlas-2AS 2250 70 31,1  
  Space Shatlle+IVS 2270 126 55,5  
  Arian-44L 2500 115 46,0  
  Titan-42 4540 350 77,1  
  Space Shatlle+Centaur 5448 167 30,7  

Максимум о ЧЁМ эта табличка говорит -это о том. что никто не занимается демпингом на рынке вывода ;) , а военный Титан и экспериментальная японская Н-2 - плевать хотели на себестоимость :F

Ник
   
RU Cormorant #14.10.2007 20:08
+
-
edit
 

Cormorant

опытный
★★
а Протоны туда можно вписать?...
с Союзами
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Угу-угу. А с Арианами как быть? ;)

Протоны с Союзами - принципиально некорректно. Это совсем другая страна, другой уровень оплаты труда, другая структура цены.
   

hcube

старожил
★★
По моему, арифметика какая-то неправильная. Я вот читал, что рейс шаттла - один - чуть ли не в 200 мегабаксов обходится. Протон + Бриз-М, как помните - 35 мегабаксов, за примерно 3 тонны на ГСО. Ну, я могу поверить в 35 мегабаксов за рейс шаттла при РЕГУЛЯРНЫХ полетах раз в месяц... но в текущем состоянии он безумно дорог.

Народ, если нужно дешевое средство вывода - это АКС hcube-Зомби ;-)

"НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ" :: Просмотр темы - Хочу АКС.

«Форум. Новости космонавтики. Космос.» ежемесячный журнал, рассказывающий о событиях российской и зарубежной космонавтики.

// www.novosti-kosmonavtiki.ru
 

"НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ" :: Просмотр темы - Химеричность АКС - всем здравомыслящим сюда!

Предположительная стоимость килограмма на LEO - 300-500 баксов. Т.е. 5 мегабаксов 10 тонн, 8 за 3 тонны на ГСО. 1.5 килобакса килограмм.
   
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
hcube> По моему, арифметика какая-то неправильная. Я вот читал, что рейс шаттла - один - чуть ли не в 200 мегабаксов обходится.

Да, но рыну совершенно наплевать ПОЧЕМ СТАРТ ШАТЛЛА :F И американцы вынужденны продавать услуги Шатлла по средне рыночной :) Кстати, позже на Шатлле коммерцию вааще запретили, если мне память не изменяет ;)

Ник
   
1 11 12 13 14 15 74

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru