«Пыли на Луне нет».
Фольклор
Господа!
Воспользуюсь двумя последними постами Зомби и скажу то, что давно хотел сказать по теме, касающейся оценок различных аэрокосмических проектов и программ со стороны участников, как данного форума, так и всех других, мне известных. При этом я, естественно, в полной мере учитываю обстоятельство, относящееся лично ко мне и к моим дальнейшим планам присутствия на форуме. Описание этого обстоятельства оформлено в виде вставной новеллы. Кто не хочет – может не читать. На смысл дальнейшего текста по оценке «оценок» АКС и другого того же рода это не повлияет.
Вставная новелла
После достаточно длительного перерыва 2 месяца назад я вновь появился сначала на форуме НК, а затем и здесь. Это появление было связано с началом проекта «Уранианский дайвер – SL II», который был инициирован настойчивыми попытками RD привлечь внимание «космической общественности» к потенциальной возможности добычи гелия-3 на планетах-гигантах. Скажу, что общение с некоторыми участниками обоих форумов по этому проекту оказалось чрезвычайно полезным как при выборе стратегии развития проекта, так и при поиске и оценке сопутствующей информации, за что я благодарен всем этим людям. Однако, к настоящему моменту, когда прорабатываются детали проекта, в которых, как можно сделать вывод из результатов общения или его отсутствия, никто не пытается или не может разобраться, необходимость моего пребывания на этом форуме оказалась исчерпанной (на форуме НК, по некоторым частным обстоятельствам, это произошло уже месяц назад). В связи с этим мне тем более стало проще отбросить пресловутую «политкорректность» и назвать вещи своими именами.
Конец вставной новеллы.
Итак, наблюдения над тем, что пишут, зачастую в течение многих лет, участники этого форума, а равно и всех других форумов, подвигли меня к следующему заявлению:
я предлагаю всем участникам этого форума, а равно всем, кто случайно забредёт на эту страничку, отбросить необоснованные амбиции и прекратить бессмысленное обсуждение всех технических аспектов любых не ракетных аэрокосмических концепций и проектов.
Основание – полное непонимание их технического содержания, а также неспособность или нежелание хоть сколько-нибудь к нему приблизиться. Таким образом, вы перестанете растрачивать свои силы на бессмысленные занятия и сможете делать что-то более осмысленное. Кроме того, вы перестанете вводить в заблуждение наивных молодых (а, может, и не очень молодых) людей, которые все эти понты могут принимать за чистую монету.
Несмотря на кажущийся экстремизм моего заявления, оно, в отличие от ваших утверждений, является эмпирически верифицируемым, что частично и будет сделано ниже:
1. В моих последних постах в теме «Дотянуться до Урана» имеется большое количество информации, касающейся особенностей крейсерского полёта в криогенной и, в основном водородной, атмосфере Урана, которые не могли бы не заинтересовать людей, хоть немного разбирающихся в рассматриваемых вопросах. За 10 дней не появилось ни одного отклика. Вывод: никто в этом не разбирается.
2. Далее рассмотрим заявление Зомби, как одного из наиболее ярких «фольклорных мыслителей»: «Собственно, понятно, что "всё упирается в двигатель"». Оно является насколько очевидным, настолько же и неверным. Любой, самый лучший двигатель, кроме, быть может, ракетного, легко можно поставить в такие условия, в которых он не будет не только не полезем, но чрезвычайно вреден. Этот факт известен каждому, кто хоть однажды реально пытался посчитать хоть один вариант АКС с воздушно-реактивными двигателями.
Ближайший пример – не далее, как в прошедшее воскресенье, я начал компоновать рэмджет (не могу назвать его ПВРД, так как какой же «воздушно-реактивный» двигатель в водородно-гелиевой атмосфере?) с дайвером SL II при числах Маха полёта 6 – 7. И, несмотря на первый взгляд на вполне адекватный набор исходных параметров, тут же получил на нём отрицательную тягу. Только после соответствующей оптимизации этих параметров удалось выйти на приемлемые характеристики разгона дайвера в данной точке траектории. Тот, кто хоть один раз делал нечто подобное, никогда не напишет как Зомби «Ну и, вдобавок, для промежуточного носителя на первом плане "реализуемость", а не "техническая оптимальность" как таковая», так как через час реальной работы он убедится, что в АКС нет реализуемости без оптимальности. Без неё, родимой, можно только языком чесать, а технический объект в виде АКС тут же становится сном разума: у его двигателей появляются отрицательные тяги, его полезная нагрузка оказывается отрицательной и всё остальное также превращается в нечто химерическое.
Почему так, опять же очевидно любому, кто реально играл на этом поле: практически все целевые параметры таких объектов представляют собой малую разность больших «внешних» величин: тяга – малая разность выходного и входного импульсов рабочего тела, ускорение аппарата – разница между тягой и сопротивлением, делённая на его массу (ускорение в «трансзвуковом горле» легко может стать отрицательным даже после оптимизации системы), перепад температур на теплообменнике – малая разница между их значениями на его стенке, масса полезной нагрузки – малая разность между полной массой и массой конструкции и рабочего тела, и так далее. Поэтому умеренные изменения этих «внешних» величин приводят к кардинальному изменению целевых параметров.
Отсюда следуют два простых вывода, которые, тем не менее, понимают немногие – только некоторые из тех, кто реально играл в эти игры, а не только работал языком:
a) Необходимо разрабатывать единую систему (лучше всего, с элементами синергизма), а не хаотическое сочетание даже самых лучших подсистем, чем всегда занимаются дилетанты.
b) Эта система должна быть или оптимизирована при заданных условиях работы, или её просто не должно быть.
3. Вследствие всего вышесказанного, дальнейших комментариев к псевдотехническим рассуждениям Зомби не требуется за исключением одного: «Ну а насчет "полноценного варианта", так ясно, что по полноценности РАКС Зенгера переполноценивает, а за реализм пусть вам Туполев отвечает». Сообщаю, что Андрей Николаевич Туполев умер в 1972 году, и за АКС отвечать не может. Автором основных идей и руководителем группы разработки Ту-2000, на основе которого люди типа Панарина сварганили виртуальный объект с неприличным наименованием РАКС, является некто Блинчевский («мощный старик»). В своё время, лет 14 назад, я побывал в его логове на туполевской фирме с презентацией SL. Уже тогда ему было около 70 лет, так что сейчас он вряд ли ещё продолжает эту разработку…
Напомню также, что за оценки отвечает их автор, и тут никакие попытки сбросить ответственность на кого-либо не проходят. Если же степень «реализма» оценивающему неизвестна, то в этом случае самое лучшее, что он может сделать – это помолчать.
4. И последнее. Зомби: «…итоги подвожу... промежуточные…На сегодня итог такой, как было выше сказано…Типа – факт общественного сознания…В моем преломлении, конечно... ». Видимо, я кажусь старомодным, однако мне это нисколько не мешает оставаться на той точке зрения, что технические вопросы должны решать квалифицированные разработчики, а не мифическое «общественное сознание». Оставим «общественному сознанию» соответствующие его уровню вопросы, типа: «Должна ли Ксения Собчак командовать кавалерией Российской армии или только её военно-космическими силами?», «Может ли лабрадор Кони занять пост представителя президента по правам человека?» и тому подобное. Опыт истории доказывает: если собрать вместе сто баранов, из них никогда не получится даже одного льва, а только пища для него.
Итак, господа, предлагаю Вам воздержаться от обсуждения технических аспектов аэрокосмических концепций и проектов. Это позволит освободить ваши потенциально немалые силы для более продуктивной творческой деятельности, и в, конечном, итоге, принесёт вам и вашим (по)читателям существенно большее удовлетворение. И упаси вас бог давать какие-либо оценки того, в чём вы совершенно не разбираетесь.
Finita