[image]

Спуск с орбиты и теплозащита КА

траектории спуска, влияние АК, абляционная теплозащита, плитка и всё-всё-всё
 
1 2 3 4 5 6 7 20
+
-
edit
 

Jerard

аксакал

Но в любом случае, ИМХО, уже на Союзах покрытие ТЗП - не такое, как на Востоках.
 


Там скорость спуска расчетная шибко другая была.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Что значит "скорость спуска"? ;) Что значит "шибко другая"? ;) И как, по-вашему, она должна влиять на материал теплозащиты? ;)
   
+
-
edit
 

haleev

втянувшийся

Mathieus> интересно, зачем его так позолотили? У Galileo был самый интенсивный спуск из существовавших СА, верхние слои унесло практически сразу и они едва ли оказали какое-либо влияние в плане отражения излучения или антикаталитичности.

Позолотили для теплозащиты - чтобы не замёрз. И "Гюйгенс" тоже весь в золоте был снаружи.
   
+
-
edit
 

Jerard

аксакал

Что значит "скорость спуска"?
 


Скорость входа в атмосферу. :)

Что значит "шибко другая"?
 


Больше первой космической. Таки с Луны возвращатся планировали.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
haleev> Позолотили для теплозащиты - чтобы не замёрз. И "Гюйгенс" тоже весь в золоте был снаружи.

Не, нелогично. Слишко уж избирательно позолотили теплозащиту - только самый нос конуса :)
   
LT Bredonosec #02.08.2007 05:16
+
-
edit
 
мож оттого, что "точка полного останова" или как там по-русски греется ранее всего? Когда еще нету достаточного давления, чтоб создавать подушку из "отделившегося" скачка
(возможно, глупая версия, но плохо представляю, что как происходит в условиях, где поток нельзя считать непрерывным и надо как отдельные частицы воспринимать)
   
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Bredonosec> мож оттого, что "точка полного останова" или как там по-русски греется ранее всего?

Не, ну то что нос греется сильнее всего - это само собой :)
Вопрос в том, что при входе в атмосферу на тех скоростях (а это за 40 км/с) температура должна практически сразу становиться весьма высокой, так что, казалось бы, сразу и должна начаться абляция покрытия - так зачем же отражающее покрытие, если поработает оно весьма недолго? Ну, видимо, есть причины... В конце концов, в разреженных верхних слоя теплопоток (конвективный), несмотря на температуру, будет еще не слишком велик, "разъест" защиту не сразу, а температура высока (то есть светится газ за скачком излучае) - имеет смысл уменьшить пусть на короткое время теплопередачу излучением, и может хоть пару процентов массы сэкономить. ИМХО, отражающее покрытие даёт вряд ли больше чем единицы процентов.


Bredonosec> (возможно, глупая версия, но плохо представляю, что как происходит в условиях, где поток нельзя считать непрерывным и надо как отдельные частицы воспринимать)

Обтекание является свободно-молекулярным только в самых-самых верхних слоях атмосферы. По факту же основная часть торможения приходится на те слои, где обтекание вполне "обычное", применима нормальная газодинамика, и на неравновесность тоже можно забивать.
   
LT Bredonosec #03.08.2007 07:30
+
-
edit
 
вродь логично.. А не может это покрытие мм, скажем, подогреть абляционный слой - подвести его на рабочий режим? Чтоб не было растрескивания или чего от неравномерного разогрева в самых верхних слоях, где одиночные частицы и самые высокие энергии на частицу (самая большая скорость)? (сам чую, что версия откровенно слабая, чисто в порядке "еще"(С)ЧГК в дополнение к твоей о рассеянии излучением предложил)
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Крайне сомнительно, ИМХО. Нигде не встречал упоминаний о необходимости/полезности прогрева и не могу себе представить, чем же это могло бы оказаться полезно - скорее, наоборот.
Тем более трудно себе представить, чтобы отражающее покрытие способствовало прогреву :)
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Познавательная и наглядная картинка, иллюстрирующая процессы нагрева и теплопередачи за отошедшим скачком (взято из: У. Лох, "Динамика и термодинамика спуска в атмосфере планет")
Прикреплённые файлы:
p103.JPG (скачать) [152 кБ]
 
 
   
+
-
edit
 

Mathieus

втянувшийся

чего-то вы тут перемудрили. скорее всего это действительно просто ЭВТИ. Ведь Галилео немало времени провел в маневрах по внутренним частям солнечной системы, вплоть до орбиты Венеры. Без ЭВТИ там бы все сварилось в собственном соку.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Мы что, о разных вещах говорим? :)
Я о том, что блестит и золотится на самом носу теплозащитного конуса. Если ЭВТИ - почему так избирательно, а не по всей площади?
   
+
-
edit
 

Mathieus

втянувшийся

Fakir> Мы что, о разных вещах говорим? :)
Fakir> Я о том, что блестит и золотится на самом носу теплозащитного конуса. Если ЭВТИ - почему так избирательно, а не по всей площади?

Чтоб не переохладиться. Она ж пять месяцев автономно летела до входа. И вообще, привыкай читать классиков:

http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/nk/1995/25/25-1995.html
Модуль торможения имеет систему терморегулирования, работающую до входа в атмосферу. Лобовой экран прикрыт каптоновой лентой с золотым покрытием, нанесенным путем осаждения паров в вакууме, хвостовой обтекатель — каптоновой лентой с алюминиевым покрытием. Хвостовой обтекатель имеет также электропроводящую изоляционную оболочку, обеспечивающую стекание электрических зарядов
 
   
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Mathieus> Чтоб не переохладиться. Она ж пять месяцев автономно летела до входа.

"Не верю" (с) :)
Ну посмотри на фото - почему в таком случае прикрыт не весь конус, а лишь половина?

Mathieus> И вообще, привыкай читать классиков:

Где там говорится о назначении плёнки с золотым покрытием? ;)
   
+
-
edit
 
Fakir> Крайне сомнительно, ИМХО. Нигде не встречал упоминаний о необходимости/полезности прогрева и не могу себе представить, чем же это могло бы оказаться полезно - скорее, наоборот.
Fakir> Тем более трудно себе представить, чтобы отражающее покрытие способствовало прогреву :)
я вообще-то о том, что металл имеет теплопроводность хорошую и перераспределяет тепло равномерно.. а сама защита - наоборот очень слабо проводит, ну и т.д. по тексту..
Ну раз нет - знач в топку версию. :)
   
+
-
edit
 

Mathieus

втянувшийся

>Где там говорится о назначении плёнки с золотым покрытием?
типа 2 предложения просто так рядом написали?

Модуль торможения имеет систему терморегулирования, работающую до входа в атмосферу. Лобовой экран прикрыт каптоновой лентой с золотым покрытием, нанесенным путем осаждения паров в вакууме, хвостовой обтекатель — каптоновой лентой с алюминиевым покрытием.
 
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
В компилятивной по своей природе статьи вполне могут быть и просто так, по случайности - при всём уважении к Лисову :)

Еще раз: ты можешь мне объяснить, почему плёнкой прикрыта лишь часть щита, если это именно теплоизоляция? ИМХО - нелогично.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Я вот что подумал по поводу той плёнки: возможно, она если и играла роль теплоизоляции - то скорее и впрямь предохраняла не аппарат от переохлаждения, а именно щит (в смысле - абляционное покрытие) именно от перегрева при пролёте Венеры. Тогда понятно и то, что плёнкой прикрыт лишь самый нос - как наиболее ответственная и теплонапряжённая часть ТЗП, важнее было обеспечить постоянство характеристик.
   
Это сообщение редактировалось 06.08.2007 в 01:32

ED

старожил
★★★☆
А чего никто не обсуждает повреждение теплозащиты на шаттле "Эндевор"?
   
LT Bredonosec #15.08.2007 02:04
+
-
edit
 
А чего обсуждать-то? Какой вопрос? Ну проведут испытания пены с повреждением. Ну сделают вывод, насколько опасно и в результате примут решение. Если будут последствия - пофлудим, нет - не пофлудим :)
   

ED

старожил
★★★☆
Bredonosec>Ну проведут испытания пены с повреждением. Ну сделают вывод, насколько опасно и в результате примут решение. Если будут последствия - пофлудим, нет - не пофлудим

Пены - это теплозащитных плиток? Дык вроде провели уже "испытания". Последствия очень даже были. Выводы сделали. Кучу времени не летали, исправляя косяки, ввели процедуру осмотра ТЗП на орбите и стали таскать с собой "ремкомплект". По идее процедуру ремонта должны были отработать.
И что имеем? Чего они там наисправляли, если пена (с бака) отлетает точно так же и так же крошит плитки?
Осмотр на орбите продемонстрировал свою эффективность и нужность – это да. Нашли повреждение и сумели оценить его степень.
А что дальше? Чего не ремонтируют, если давно уже заявлено, что повреждение значительное и представляет опасность при посадке?

Bredonosec>А чего обсуждать-то?

То, что написано выше.
Реальная степень опасности.
Чем дело кончится, будут ремонтировать или садиться на авось.
После катастрофы «Колумбии» много флудили на тему – чего можно было сделать для спасения экипажа. Почему бы не поговорить об этом не после, а до?
Ну и вообще :-)
   
LT Bredonosec #15.08.2007 11:30
+
-
edit
 
>Дык вроде провели уже "испытания".
Имею в виду - с именно этим повреждением, которое подробно и во всех ракурсах отщелкали вчерась.
>Чего не ремонтируют, если давно уже заявлено, что повреждение значительное и представляет опасность при посадке?
Дык. Согласно новостям - как раз испытания и покажут, насколько это опасно и какие пути есть - лететь так, ремонтировать пытаться (рискуя еще больше напороть), или оставить шаттл как сувенир мкс-овцам и спрыгнуть на союзе.
>То, что написано выше.
>Реальная степень опасности.
А толку нам-то? У нас есть лаба для проверки? Что толку из пустого во порожнее переливать-то не имея точной инфы..
>Почему бы не поговорить об этом не после, а до?
Вот именно поэтому - см выше :)
   

ED

старожил
★★★☆
Во! Уже кое что :-)

Bredonosec>именно этим повреждением, которое подробно и во всех ракурсах отщелкали вчерась.

Почти триста фотографий места повреждения нащёлкали чуть ли не неделю назад, о значительности повреждения заявили почти тогда же. На днях демонстрировали трёхмерную модель повреждения и показывали, как в лаборатории мудрят с плитками.

Bredonosec>ремонтировать пытаться (рискуя еще больше напороть)

Дык я о том и говорю - заявляли же, что будет предусмотрена возможность ремонта на орбите. Как же эту процедуру отрабатывали, что при первом же случае боятся напороть?

Bredonosec>оставить шаттл как сувенир мкс-овцам и спрыгнуть на союзе.

А влезут все? Или Союзы запасные есть?

Bredonosec>Что толку из пустого во порожнее переливать-то не имея точной инфы..

Если не переливать без точной инфы, то Форум можно сразу закрывать :-)
   

ED

старожил
★★★☆
Фотография повреждения:

Из разных источников неизвестной достоверности:
>Как показали результаты лазерного обследования, пробоина длиной 9 см и глубиной 2,5 см затрагивает всю толщину термоизоляционных панелей шаттла. Таким образом, во время приземления под угрозой разрушения оказывается непосредственно корпус челнока.

>Теоретически нельзя исключать и варианта возвращения экипажа Endeavour на Землю на другом шаттле: после катастрофы Columbia NASA всегда заранее планирует подобные спасательные миссии. Для Endeavour функции спасателя выполняет шаттл Discovery, старт которого при необходимости может состояться 5 октября. До этого времени астронавтам Endeavour придется оставаться на борту МКС, на которой для этого имеются необходимые запасы воздуха, воды и еды. Однако NASA пока считает, что такой спасательной миссии в нынешних условиях не потребуется и Endeavour благополучно вернется на Землю, как и запланировано, 23 августа

Вопрос: а есть куда пристыковать второй шаттл?

>В NASA не считают, что трещина в теплоизоляции шаттла Endeavour угрожает жизни астронавтов при возвращении корабля, и проводит на земле серию тестов, чтобы определить целесообразность заделывания трещины на орбите, сообщил телекомпании Эй-би-си руководитель программы полетов шаттлов Джон Шэннон, передает РИА "Новости".
>"Я не знаю, нужно ли мне это вообще ремонтировать. Это не тот случай, когда речь идет о катастрофической потере аппарата", - заявил Шэннон, который сейчас находится в космическом центре имени Линдона Джоносона в Хьюстоне (штат Техас), откуда ведется управление полетом шаттла. По его словам, NASA не опасается за жизнь астронавтов и беспокоится лишь о том, что в случае дальнейшего разрушения обшивки "Индевора" при спуске в атмосфере шаттл может получить повреждения, которые затем потребуют на земле длительного ремонта.
>Проводимые сейчас экспертами НАСА на земле тесты призваны помочь американскому космическому ведомству принять решение о том, что целесообразно делать дальше и нужно ли вообще пытаться заделывать трещину изоляционным материалом на орбите.
>"Я не думаю, что решение будет принято раньше среды", - заявил Шэннон.
   
Это сообщение редактировалось 16.08.2007 в 09:17

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Из
Шаттл: история создания, цели, задачи

Fakir>> Нет. Совершенно не так. Главный критерий в таких задачах - теплопоток, суммарный и удельный.
Wyvern-2> Вот, вот :F Не хватает при низком УЙе ХС вот и цепляются за дармовое торможение в атмосфере - и огребают кучу проблем. Нет, что бы тормознуть на орбите до 500м/сек, плавненько войти в атмосферу, и спланировать - а то и полететь на ВТРД, как люди - на аэродромчик Кофе выпить там, караоке спеть...
Wyvern-2> НЕТ! Мы в плазме, как золотарь в ГЭ, летать будем - и половину массы планера на ТЗ положим...

При самом херовом раскладе, если всё делать с невшизенным запасом, масса ТЗ будет не более 20% орбитера. А если еще увеличить размер (уменьшив нагрузку на площадь) так, что можно будет применять металлическую ТЗП, то есть являющуюся частью массы конструкции - так и того меньше.
У капсул масса ТЗП - порядка 5-7%.

Какими бы невшизенными и замечтательными движками (ну, из боле-мене реальных) мы не разжились - тормозиться атмосферой надо обязательно, уж больно экономия велика. А проблемы лечатся малой нагрузкой на площать и высоким аэродинамическим качеством.
   
1 2 3 4 5 6 7 20

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru