Timofey>> какие современные западные вертолеты Вы считаете маневренными? 101> Вопросом, мягко говоря, не владею.
Достаточно своего, субъективного, представления, как есть. Цифры, как доказательство, тут не требуются
Фактически все современные западные вертолеты хвастающие меневренностью на выставках имеют жесткие или полужесткие втулки несущих винтов. Например, тот же
Линкс, что указал Nafi. В таких втулках все или часть шарниров заменены упругими элементами. Лопасть имеет свободу махового движения, но уже не в шарнирах, а на таком упругом подвесе. Другими словами: горизонтального шарнира (ГШ) нет, но лопасть качается вверх и вниз. Для таких жестких втулок специально вводят понятие эквивалентного горизонтального шарнира - такого виртуального ГШ, как словно бы он был на втулке и обеспечивал точно такое же отклонение лопасти.
Если для обычных "шарнирных" вертолетов вынос ГШ составляет как правило 2..3% от радиуса несущего винта (Ми-8 - что-то около 2%), то для жесткого винта немецко-французского вертолета Tiger вынос эквивалентного ГШ составляет порядка 10%. А, согласно статье Дмитрия и описанной физ. модели в виде карандаша и ниток, чем больше разнос ГШ, тем больший момент создают силы лопастей на втулке и тем маневренее вертолет. Это и видим на выставках
Сложность с этими жесткими втулками в том, что эквивалентный ГШ не постоянен: он "гуляет" в зависимости от маха (изгиба) лопасти. Например, если взять металлическую линейку и один ее конец прижать к поверхности стола, а второй начать поднимать, то условная "точка отрыва" от стола будет смещаться по мере увеличения изгиба линейки. Такое непостоянство ГШ создает определенные сложности для создания мат модели винта, которая потом идет в автопилот.
Возвращаясь к статье Дмитрия:
она была посвящена описанию эффекта участия центробежных сил лопастей в управлении вертолетом с разнесенными ГШ. Но у вертолетов с совмещенными шарнирами такого прибавка нет. Насколько он велик, можно судить по изложенному выше и помотрев ролики с выставок.