У России будет новый флот
До 2012 года определится, как будет выглядеть кораблестроительная концепция
Россия начнет реализацию перспективной судостроительной программы не ранее 2012 года, сообщил во вторник первый заместитель начальника Главного штаба ВМФ РФ вице-адмирал Олег Бурцев. Вероятно, тайм-аут необходим для уточнения кораблестроительной концепции, разработки новых проектов и доработки существующих под требования сегодняшнего дня. Но уже сейчас можно говорить, что флот у России будет передовым.
«До 2011–2012 годов ВМФ планирует завершить создание всего типоряда боевых кораблей и катеров нового поколения и развернуть их серийное строительство», – сказал Бурцев на брифинге главного командования ВМФ России с Ассоциацией военно-морских атташе иностранных государств.
«Прежде чем приступать к постройке серий крупных боевых кораблей, необходимо элементарно накопить денег»
Он уточнил, что это касается строительства дизельных подводных лодок типа «Санкт-Петербург», корветов типа «Стерегущий», морских тральщиков типа «Вице-адмирал Захарьин», базовых тральщиков, противодиверсионных катеров и быстроходных десантных катеров.
Проектирование корабля – задача очень сложная. Проект складывается десятилетиями. Многое устаревает, что-то приходится переделывать под новейшие открытия и изобретения. К тому же современный флот – это еще и архидорогое удовольствие.
Прежде чем приступать к постройке серий крупных боевых кораблей, необходимо элементарно накопить денег, а это требует времени даже для очень богатых стран. Есть и еще один момент: высокая материалоемкость кораблей, для которых требуются тысячи и десятки тысяч (в случае серийной постройки) тонн высококлассных материалов: специальных сталей, особых сплавов, и причем самых разнообразных видов: листы, профили, трубы. Все это сначала необходимо произвести, накопить, создав технологический задел, что, понятно, тоже происходит не вдруг.
Любопытно, что заявление Бурцева совпало с визитом министра обороны страны Анатолия Сердюкова в Калининград. Наблюдатели связывают эту поездку с новыми назначениями в высшем командовании ВМС.
Произошла своего рода рокировка: бывший командующий Балтийским флотом вице-адмирал Константин Сиденко назначен командующим ТОФ. Любопытно, что подобные перемещения с Балтики на Тихий океан довольно традиционны для российского/советского флота.
Так или иначе, с заявлением Олега Бурцева связана перспектива строительства и совершенствования подводных сил Балтийского флота, в составе которых предполагается иметь одну бригаду дизель-электрических ПЛ в составе 6 кораблей (хотя в ходе дискуссий в военной печати многие специалисты высказывали сомнения в эффективности ПЛ в мелководной Балтике).
В настоявшее время на базе в Кронштадте базируется лишь одна субмарина проекта 877 («Варшавянка») – корабль используется сейчас в основном для учебных целей. Предполагается, что Балтфлот получит на вооружение корабли нового проекта 677 («Лада», или «Санкт-Петербург», – по головному кораблю серии), оптимизированные для действий на мелководье.
Эта лодка, представляющая собой новое слово в подводном кораблестроении, будет передана военным в следующем году, но полноценное соединение в Балтийске (этот город выбран как место базирования балтийских подлодок) будет, вероятно, сформировано после 2012 года.
Благодаря малой шумности и повышенной скрытности эти корабли смогут действовать и в дальней морской зоне, незаметно проникая за Фареро-Исландский противолодочный рубеж НАТО.
Примечательно, что ни в одном из заявлений высоких флотских чинов так и не прозвучала тема создания в нашей стране полноценного авианосного флота, – напомним, что существование подобной программы было озвучено военными минувшим летом.
Возможно, это связанно с отказом от строительства кораблей этого класса, но, вероятнее всего, дело обстоит несколько иначе. Проектирование авианесущего корабля занимает около 15 лет, и лет пять (при оптимистичном подходе) уходит на постройку, доводочные работы и ходовые испытания.
Кроме того, под полноценный авианосец придется создать самолеты: имеющиеся сейчас на вооружении Су-33 к моменту появления носителя устареют морально и физически. Вероятно, авианосцы – это цель следующей кораблестроительной программы, рассчитанной на период 2015–2025 годов.
Журналюги решили отправить пр.677 в северную Атлантику, во как!