Кто написал эту книгу я не знаю, но респект ему и уважуха, мне она досталась в виде нескольких ксерокопированных страниц, я их отсканировал и теперь выкладываю:
Рейдовые тральщики пр. 255. В 1945 г. было решено модифицировать проект пр. 253Л с учетом опыта боевого использования малых тральщиков и развития их оружия. Переработка пр. 253Л выполнялась конструкторским бюро Балтийско¬го завода в Ленинграде. Новый проект малого тральщика получил наимено¬вание рейдового тральщика пр. 255. Главным конструктором проекта был А. Г. Соколов, главным наблюдающим от ВМФ — А. Ф. Бунаков.
Головной корабль был построен на Балтийском заводе в Ленинграде и вступил в состав ВМФ в начале 1947 г. Серийное строительство кораблей (125 единиц) велось в Рыбинске.
Рейдовый тральщик пр. 255 имел на вооружении одинарный придонный кон¬тактный трал ОПТ и морской контактный трал МТ-3, петлевой электромагнит¬ный трал ПЭМТ-4, два буксируемых акустических трала БАТ-2. Артиллерийское оружие состояло из двух одноствольных 45-мм установок и двух спаренных 12,7-мм пулеметов. Имелась на корабле гидроакустическая станция. Полное водоизмещение тральщика составило 160,4 т, стандартное— 147,8 т. Корабль развивал скорость 12 уз с контактным тралом — 8 уз. Дальность плавания экономической (7,5 уз) скоростью составляла 2000 миль, автономность 5 сут.
Главная энергетическая установка включала в себя три дизеля мощ¬ностью по 160 л. с. Электроэнергетическая система была в составе двух дизель-генераторов постоянного тока мощностью по 30 кВт.
В 1950 г. проект рейдового тральщика был откорректирован в связи с за¬меной импортных главных двигателей и дизель-генераторов на отечественные дизели ЗД12 и дизель-генераторы 4Ч 10,5/13. Главным конструктором пр. 255К был В. И. Блинов. Головной корабль построен в Рыбинске и сдан флоту в июле 1951 г.
Рейдовые тральщики пр. 265. Дальнейшим развитием рейдовых тральщиков явился новый пр. 265.
Тактико-техническое задание на проектирование этого тральщика выдано Военно-Морским Флотом в 1946 г. Задачи корабля были расширены по сравнению с рейдовым тральщиком предшествующего проекта. Его назначением являлось проведение самостоятельных тральных операций и поддержание опе¬ративного режима противоминной обороны в радиусе 60 миль от своей базы.
Проект разрабатывало ЦКБ-50 в Ленинграде. Главный конструктор про¬екта — В. И. Блинов, главный наблюдающий от ВМФ — В. С. Авдеев.
Головной корабль построен в Рыбинске и вступил в состав ВМФ в сен¬тябре 1953 г.
Тральщик пр. 265 вооружался контактным морским тралом МТ-3, петлевым электромагнитным тралом ПЭМТ-4 и двумя буксируемыми акустическими тра¬лами БАТ-2. Артиллерийское оружие состояло из одной спаренной 45-мм уста¬новки (из-за непоставки штатной пушки на головном корабле и кораблях серии был установлен 37-мм спаренный автомат, два 14,5-мм пулемета). На тральщике размещалось 10 больших глубинных бомб в бомбосбрасывателях. Предусматри¬валась установка радиолокационного и гидроакустического вооружения в со¬ставе станций обнаружения и опознавания и подводного наблюдения.
Полное водоизмещение тральщика составляло 274 т, стандартное — 250 т. Полная скорость достигала 15,5 уз, а с тралами — от 6 до 8 уз. Дальность плавания экономической 10-узловой скоростью составляла 1500 миль.
В качестве главных механизмов предусматривались два дизеля ЗЗд мощ¬ностью по 900 л. с. с двумя самостоятельными линиями валопроводов и крыльчатыми движителями вместо винтов.
Предпринятая впервые попытка применения на тральщиках крыльчатых дви¬жителей проистекала из стремления улучшения маневренных качеств кораблей для использования их в условиях стесненных акваторий рейдов и гаваней. Од¬нако в силу ряда недостатков этого типа движителя по сравнению с гребными винтами (особенно регулируемого шага, в том числе по коэффициенту полезного действия и созданию необходимого тягового усилия) крыльчатые движители дальнейшего распространения на тральщиках не получили.
Источниками электроэнергии служили два дизель-генератора постоянного тока мощностью по 25 кВт. Защита от неконтактного минного оружия огра¬ничивалась размагничивающим устройством. Защита от якорных мин возлага¬лась на цепной охранитель ЦОК со шпиронным устройством.
Мореходные испытания головного корабля выявили серьезные недостатки в выборе обводов корпуса. Наличие большого развала носовых шпангоутов, излишняя полнота носовой оконечности в подводной части, относительно низкий надводный борт привели к весьма интенсивному забрызгиванию и заливанию при ходе на волне 3 балла и выше. В целях улучшения море¬ходности было принято решение проект нового рейдового тральщика откор¬ректировать, и по этому пр. 265К вести серийное строительство тральщиков.
При корректировке проекта введены дополнительные подкрепления днища и исключен «слом> шпангоутов в носовой части корпуса. Усилено вооружение. Предусмотрены тралы с большей шириной захвата, принят новый соленоидный трал. Вместо 14,5-мм пулемета установлены 25-мм автоматы. Для компенсации потери остойчивости ввиду принятия более тяжелых образцов вооружения ширина корабля увеличена на 0,2 м.
В результате полное водоизмещение тральщика увеличилось на 30 т, а пол¬ная скорость уменьшилась на 0,5 уз.
Головной корабль построен и сдан флоту в 1957 г.
В новом проекте рейдового тральщика не были предусмотрены мероприя¬тия по противоатомной защите. Поэтому в 1956 г. была произведена моди¬фикация проекта, учитывающая требования противоатомной защиты. Одно¬временно на корабле вместо 37-мм спаренного автомата усиливалось 45-мм орудие, а на последних кораблях серии — 57-мм пушка. Применено было бо лее совершенное размагничивающее устройство.
Головной корабль по доработанному пр. 265А сдан флоту в январе 1960 г.
Последние три корабля серии были построены с дополнительными изме¬нениями. На этих кораблях вместо прежнего состава трального оборудования были установлены первые образцы буксируемых трехканальных телевизионных искателей мин ИТ-3. Эти устройства позволяли обнаруживать мины визуаль¬но, независимо от принципа работы ее взрывателя и степени противотральной стойкости, но при этом требовалась достаточная прозрачность воды. Всего построено 40 кораблей.
Для траления мин в мелководных районах в годы Великой Отечественной войны широкое распространение получили различного назначения катера во¬доизмещением 11—26 т, переоборудованные под тральное вооружение.
Речные тральщики пр. 151. После окончания войны встал вопрос пополне¬ния флота более совершенными катерами—тральщиками специальной по¬стройки.
Для удешевления и обеспечения массового строительства таких тральщиков их проектирование велось на базе проектов катеров других назначений. Так, в послевоенные годы были созданы катерные тральщики пр. Т-361, Т-376, И-376У водоизмещением от 20 до 50 т, в основе которых были проекты разъездных катеров, водолазных ботов, гидрографических катеров. Лишь создание реч¬ного тральщика нового пр. 151 было осуществлено разработкой самостоятель¬ного проекта. Главным конструктором был Д. И. Рудаков, главным наблю¬дающим от ВМФ — Б. Н. Ушаков.
Головной тральщик построен и вошел в состав флота в 1954 г. Тральщик имел полное водоизмещение 51 т, осадку при этом 0,66 т. Тральное вооруже¬ние состояло из контактного трала РКТ-1, электромагнитного и буксируемого акустического неконтактных тралов САМТ-1 и БАТ-2. Артиллерийское воору¬жение включало один спаренный 25-мм автомат и один спаренный 14,5-мм пуле¬мет. Предусматривалась радиолокационная станция опознавания. Главным дви¬гателем служили два дизеля ЗД12 мощностью по 300 л. с. В качестве источников электрического тока использовались два дизель-генератора мощностью по 12,5 кВт. Катер был оборудован размагничивающим устройством.
Базовые тральщики пр. 257Д. В результате исследований, направленных на поиск новых эффективных средств борьбы с современными минами, в се¬редине 50-х годов кроме тралов были созданы и первые образцы телевизион¬ных искателей мин и искателей-уничтожителей мин. В то время эти средства казались перспективными и потому считалось целесообразным для их практи¬ческого использования создавать специальный тральщик-носитель.
В числе требований к новому проекту было не только дальнейшее сниже¬ние уровней тех физических полей, с которыми уже приходилось иметь дело ранее, но и снижение уровня гидродинамического поля. Решение этого вопроса во многом определялось водоизмещением корабля, поэтому в утвержденном в сентябре 1956 г. ТТЗ на проект нового тральщика его водоизмещение огра¬ничивалось 250 т.
Проектирование корабля велось на конкурсной основе двумя организа¬циями (главный конструктор В. И. Блинов и главный конструктор Д. И. Руда¬ков). Главным наблюдающим от ВМФ в обоих ЦКБ был А. Т. Ильичев. Эскиз¬ный проект разрабатывался в 1957 г. В варианте главного конструктора Д. И. Рудакова показана возможность выполнения требования ТТЗ в отношении водоизмещения тральщика, поэтому 16 января 1958 г. он был утвержден для дальнейшей разработки. Чтобы сохранить заданное водоизмещение, было принято решение о применении в проекте тральщика катерных норм по оби¬таемости и запасам пресной воды.
Технический проект выполнялся в двух вариантах — с корпусом из дре¬весины и из маломагнитной стали. При рассмотрении технических проектов в 1958 г. для постройки был рекомендован вариант с деревянным корпусом. Он и был утвержден 14 октября 1958 г.
В пр. 257Д были реализованы практически все известные мероприятия по снижениюю уровней физических полей корабля. В результате корабль имел существенно более высокие показатели защищенности от неконтактных мин, чем его предшественники. По сравнению с ними уровень магнитного поля базового тральщика был снижен в 50 раз, акустического поля — в 10 раз, электрического — в 4—5 раз; меньшим был и уровень гидродинамического поля.
Для пр. 257Д базового тральщика характерно отсутствие трального вооружения. Вместо него проектом были предусмотрены телевизионный иска¬тель мин, искатель-уничтожитель донных мин и ГАС поиска якорных мин. Тральщик предназначался и для постановки мин в количестве 4—5 единиц.
Для снижения водоизмещения тральщика с целью уменьшения его гидро¬динамического поля оружие самообороны корабля было сокращено до мини¬мума и состояло из одной спаренной 30-мм артустановки с управлением от визирной колонки.
Энергетическая установка тральщика двухвальная, суммарной мощностью 2400 л. с. состояла из двух дизелей М-870ФТК (типа широко распространенной машины М-50) по 1200 л. с, работающих на винты регулируемого шага.
Электроэнергетическая система переменного тока напряжением 380 В, частотой 50 Гц имела в своем составе два дизель-генератора по 100 кВт и один 50 кВт.
Принятый для постройки проект характеризовался следующими данными: стандартное водоизмещение 244 т, полное — 260 т; полная скорость 15 уз, боевая экономическая — 10 уз; дальность плавания боевой экономической скоростью 1500 миль; автономность по запасам провизии и пресной воды 5 сут.
Головной тральщик вступил в строй в декабре 1961 г. В ходе серийной постройки тральщиков подобного типа была произведена корректировка проекта. Изменение проекта было вызвано следующими обстоятельствами. К началу постройки этого типа тральщиков (одновременно на двух заводах) окончательных данных о работоспособности искателей мин еще не было. Эта новая техника испытывалась и отрабатывалась одновременно с постройкой тральщиков и, к сожалению, оказалась недостаточно эффективной вследствие низкой избирательной способности, сильно зависимой от гидрологии района и степени засоренности акватории. Кроме того, скорость тральщика при ис¬пользовании искателей не могла превышать 6 уз, а ширина просматриваемой полосы находилась в пределах 25—30 м. Все это вместе взятое определяло низкую производительность при обследовании миноопасных районов. Такое состояние дела заставило искать пути повышения эффективности тральщиков. Выход был найден специалистами ЦНИИВК. ВМФ, обосновавшими предло¬жение о дооборудовании кораблей тральным вооружением за счет незначи¬тельной перекомпоновки общего расположения. Проектные проработки под¬твердили реальность и целесообразность этого предложения. В 1960 г. при¬нято решение о разработке сокращенного технического пр. 257ДМ, предусма¬тривающее дополнительное оснащение корабля контактными и неконтактными тралами пяти типов, а также телевизионным искателем мин более совершен¬ной конструкции.
В утвержденном 2 апреля 1961 г. техническом проекте 257ДМ сохранились неизмененными все тактико-технические элементы тральщика первоначаль¬ного проекта, за исключением водоизмещения, которое увеличилось на 10 т. Таким образом, незначительная корректировка основного проекта позволила получить универсальный полноценный базовый тральщик, имеющий как обо¬рудование для поиска мин, так и тралы различного назначения для их трале¬ния. Это дало возможность использовать тральщик не только для поиска и уничтожения на рейдах, в гаванях и на прибрежных фарватерах донных и якорных мин, но и для противоминного обеспечения подводных лодок, над¬водных кораблей и транспортов при выходе и возвращении в базы и на пере¬ходах в прибрежных районах.
Головной корабль вступил в строй 25 октября 1964 г., всего таких кораблей было построено несколько десятков на заводах в Петрозаводске и Влади¬востоке.
Дальнейшие работы по совершенствованию тактико-технических харак¬теристик базовых тральщиков шли по пути изыскания способов снижения уровней их физических полей.
Базовый тральщик пр. 1252. Наряду с использованием уже известных мер снижения напряженности физических полей было решено для корпуса тральщика применить стеклопластик. В то время это было новшеством не только для отечественного кораблестроения, но и зарубежного. Выбор этого материала для корпуса определялся тем, что стеклопластик имеет сравни¬тельно небольшую удельную массу, является диэлектриком, не коррозирует, не подвержен гниению и разрушению древоточцами, для него не требуется больших эксплуатационных расходов.
К разработке пр. 1252 корабля на конкурсных началах были привлечены две конструкторские организации, где было разработано несколько вариантов эскизного проекта. Главными конструкторами были В. П. Вилунас и Д. И. Ру¬даков, главным наблюдающим от ВМФ — А. А. Слуцкий. Для дальнейшего проектирования и постройки был принят проект главного конструктора В. П. Ви-лунаса. Технический проект был закончен в феврале 1961 г. Строился тральщик на Средненевском заводе в Ленинграде.
Из-за отсутствия опыта в проектировании и строительстве кораблей водо¬измещением около 300 т с корпусом из стеклопластика потребовалось выполнить большой объем научно-исследовательских и опытно-конструктор¬ских работ, включавших разработку и проверку в натуре отдельных узлов и конструкций корпуса, разработку технологии формирования корпуса, а также провести испытания натурного отсека из стеклопластика с установленным на нем оборудованием на взрывостойкость.
Применявшаяся для изготовления стеклопластика смола была токсична, поэтому потребовалось выполнить некоторые специальные мероприятия, обес¬печивающие на корабле нормальные условия обитаемости, в частности такие, как усиление вентиляции, достижение непрерывности ее работы, создание герметичных хранилищ для пищевых продуктов.
Корпус корабля формировался из объемных и плоскостных секций. На всем протяжении он был набран по продольной системе набора. Девять глав¬ных водонепроницаемых переборок делили корпус на десять отсеков. Все ра¬боты на стапеле по формированию корпуса корабля велись вручную.
Общее расположение на корабле следовало принципам, заложенным в ос¬новном проекте базового тральщика в деревянном корпусе. Исключение со¬ставляли расположенная на верхней палубе столовая для старшин и матросов и система круглогодичного кондиционирования воздуха.
Первый корабль, построенный по новому проекту, был эксперименталь¬ным. 31 декабря 1966 г. он был передан Военно-Морскому Флоту для опытной эксплуатации, которая и проводилась на Балтийском и Каспийском морях. Этот корабль характеризовался следующими данными: стандартное водо¬измещение 300 т, полное — 320 т; длина 39 м; ширина 7,8 м; осадка при пол¬ном водоизмещении 2.15 м; полная скорость около 14 уз, боевая экономиче¬ская— 10 уз, с тралом— 10—11,5 уз; мореходность корабля до 6 баллов; автономность 5 сут; дальность плавания боевой экономической скоростью 1500 миль.
Тральщик вооружен контактными и неконтактными тралами, телевизион¬ными искателями мин: тральщик мог использовать 400 м шнуровых зарядов. На корабле было установлено, артиллерийское, бомбовое и минное оружие. Радиолокационное вооружение состояло из навигационной аппаратуры и опознавания. В состав гидроакустического вооружения входили станции миноискания.
Главная энергетическая установка состояла из двух дизелей по 1200 л. с; электроэнергетическая система переменного тока напряжением 380 В, частотой 50 Гц имела в своем составе два дизель-генератора по 100 кВт.
При опытной эксплуатации выявились отдельные недостатки корабля и были намечены пути их ликвидации. По откорректированному на основе опытной эксплуатации проекту было построено еще два корабля. Дальнейшее строительство серии было прекращено, так как химическая промышленность в то время не была готова к поставке необходимого количества компонен¬тов для изготовления корпусов.
Уместно отметить, что создание тральщика этого типа водоизмещением около 300 т стало достижением отечественного кораблестроения, так как это был самый крупный в мире военный корабль с корпусом из стеклопластика.
Рейдовый тральщик пр. 1258. Находившиеся в составе ВМФ рейдовые тральщики, построенные в 50-х годах, уже не отвечали усложнившимся тре¬бованиям 60-х годов как по противоминному вооружению, так и по собственной защите, определяемой уровнем физических полей корабля. Для поиска и уничтожения мин, независимо от принципа действия их взрывателей, не¬обходим был тральщик нового типа, предназначенный для использования в гавани, на рейде, на прибрежных фарватерах, на внутренних водных путях, т. е. в мелководных районах. Для работы в таких условиях требовался траль¬щик с высокой защищенностью по собственным физическим полям. Одной из главных проблем при создании такого тральщика было всемерное снижение его водоизмещения для обеспечения защиты от гидродинамических мин на малых глубинах.
Для снижения водоизмещения предпринимались такие меры, как сокраще¬ние до минимума артиллерийского вооружения, избирательный прием на борт лишь необходимых для данной операции тральных средств, уменьшение штат¬ной численности экипажа за счет широкого внедрения автоматизации и ди¬станционного управления техническими средствами корабля. Была разрабо¬тана, например, система автоматики, обеспечивающая управление всеми тех¬ническими средствами с одного пульта одним оператором. С целью уменьшения водоизмещения и снижения уровня магнитного поля в качестве материала корпуса был принят стеклопластик. В проекте содержались технические ре¬шения, касающиеся вопросов снижения напряженности физических полей ко¬рабля, защиты от оружия массового поражения, кондиционирования воздуха, обеспечения устойчивого малого хода, необходимого для работы искателя мин, путем применения специального дизеля мощностью 80 л. с.
Таковы основные особенности пр. 1258, нашедшие отражение в тактико-техническом задании на корабль, а также в эскизном и техническом проектах корабля, которые разрабатывались под руководством главного конструктора В. И. Блинова при главном наблюдающем от ВМФ Ю. В. Штатнове. Проекты были закончены и утверждены в 1965 г.
Головной корабль вошел в состав Военно-Морского Флота 31 декабря 1967 г. Он характеризовался следующими данными: стандартное водоизме¬щение 86 т, полное — 90 т; артиллерийское вооружение — одна пулеметная установка или одна 25-мм установка; противоминное вооружение — контакт¬ные тралы, неконтактные тралы, искатели мин; радиолокационное вооруже¬ние — навигационная аппаратура и станция опознавания; энергетическая установка — два дизеля по 300 л. с. и один дизель 80 л. с; электроэнергети¬ческая система переменного тока напряжением 380 В, частотой 50 Гц — два дизель-генератора по 50 кВт; полная скорость 12 уз, боевая экономическая — 10 уз, с тралом — 8—10 уз, с искателем — 6 уз; мореходность 5 баллов; авто¬номность 3 сут.; дальность плавания боевой экономической скоростью 300 миль.
Корабли строились крупной серией.
Телеуправляемый тральщик пр. 1253. Упехи в создании мин новых типов, выражавшиеся в повышении чувствительности минных взрывателей и в рас¬ширении номенклатуры физических полей, воздействующих на минные взры¬ватели, снижали успешность и безопасность борьбы с минами известными традиционными методами с помощью кораблей-тральщиков, оснащенных различного рода тралами и миноискателями, работа с которыми должна вы¬полняться непосредственно экипажем тральщика. Отсюда возникла необхо¬димость поиска новых направлений в деле борьбы с минной опасностью. Ре¬зультатом этого поиска явились телеуправляемые (безэкипажные) корабли разных принципов действия, представленные рядом проектов. Большинство из них разрабатывалось и реализовывалось уже за пределами второго после¬военного десятилетия, но начало их созданию было положено в конце 50-х— начале 60-х годов разработкой пр. 1253 телеуправляемого тральщика шнуро-укладчика и проекта корабля-водителя. Имелось в виду, что тральщик пре¬дельно малого водоизмещения, управляемый кораблем-водителем сможет положить на грунт шнуровой заряд, взрыв которого уничтожит любую дон¬ную мину независимо от принципа действия ее взрывателя.
Тактико-техническое задание, отражающее изложенные идеи, было утвер¬ждено 4 июня 1959 г. Эскизный и технический проекты шнуроукладчика соот¬ветственно были утверждены 23 декабря 1960 г. и 6 ноября 1962 г.
Главным конструктором проекта был В. В. Сидоров, главным наблюдаю¬щим от ВМФ — А. И. Муратов.
Шнуроукладчик предназначался для проделывания узких проходов в мин¬ных заграждениях из неконтактных мин неизвестных принципов действия, уничтожения одиночных мин, обнаруженных искателями или средствами про¬тивоминного наблюдения в прибрежной зоне базирования, а также для про¬изводства контрольных подрывов в местах якорных стоянок кораблей.
Вооружение корабля состояло из шнурового заряда и комплекса дистан¬ционно и телеуправляемых средств, обеспечивающих автоматическую по¬становку шнурового заряда. Оружия самообороны и трального вооружения на корабле не было. Проектом предусматривался комплекс мероприятий по снижению уровней магнитного, электромагнитного, электрического и акусти¬ческого полей. Для улучшения защиты корабля по гидродинамическому полю водоизмещение шнуроук.:адчика должно быть примерно 60 т, но выполнить это не удалось, и практическое водоизмещение оказалось значительно больше. Защита от средств массового поражения была предусмотрена в минималь¬ном объеме. Корпус корабля по ТТЗ должен был быть пластмассовым, однако из-за невозможности поставки промышленностью компонентов для стекло-пластикового корпуса в приемлемые сроки было принято решение о строи¬тельстве шнуроукладчиков в деревянном корпусе. Корабль был одновальным и в качестве движителя имел водомет. Все операции по поиску и уничтоже¬нию мин шнуроукладчик выполнял при отсутствии на нем экипажа, однако на корабле все же имелось необходимое оборудование для пребывания на нем личного состава и несения службы как на ходу, так и во время стоянки.
Особо следует выделить главную проблему, которую пришлось решать при создании корабля. Она заключалась в разработке специальной аппаратуры, обеспечивающей использование корабля в «безлюдном» режиме. Требовалось создать аппаратуру радиотелеуправления, обеспечивающую телесигнализа¬цию и комплексную автоматизацию всех технических средств корабля, а именно: аппаратуру управления курсом корабля, главным двигателем, по¬становкой шнурового заряда, дизель-генераторами, отдачей якоря, пожаро¬тушения, водоотлива и орошения. Намечалось также создание аппаратуры, предназначенной для автоматического удержания в строю до пяти кораблей.
Эта большая по объему и сложная по новизне работа была выполнена в достаточно короткий срок, что позволило первый опытный корабль заложить в ноябре 1962 г.; он был закончен постройкой и вошел в строй в сентябре 1966 г.
Корабль имел следующие основные характеристики: стандартное водо¬измещение 111,5 т, полное— 115,8 т; длина 25 м, ширина 5,4 м, осадка при полном водоизмещении 1,63 м; противоминное вооружение — шнуровые за¬ряды 2000 м или пять штук по 200 м; радиолокационное вооружение навига¬ции и опознавания; энергетическая установка — один дизель 600 л. с; элек¬троэнергетическая система переменного тока напряжением 380 В, частотой 50 Гц — два дизель-генератора по 500 кВт; полная скорость 10 уз, при исполь¬зовании противоминного оружия — 4—6 уз; мореходность 6 баллов; авто¬номность 3 сут.
Первоначально для обеспечения испытаний кораблей шнуроукладчиков
в качестве их водителя использовался базовый тральщик пр. 257ДМ в дере¬вянном корпусе, переоборудованный для этих целей. Переоборудование заклю¬чалось лишь в установке комплекта командной аппаратуры радиотелеуправ¬ления — телесигнализации и за кораблем-водителем сохранялась возмож¬ность использования по прямому назначению как тральщика. Этот корабль не мог полноценно выполнять функции водителя шнуроукладчиков, так как для этого отсутствовали необходимые условия: не был оборудован специаль¬ный пост телеуправления, с корабля можно было управлять группой траль-щиков-шнуроукладчиков в составе только из двух кораблей, отсутствовали места для размещения личного состава шнуроукладчиков, снимаемого с них на время выполнения работ. Учитывая эти обстоятельства, предусматрива¬лось создание специальных кораблей-водителей. Работа над ними началась в 1969 г.
Базовый тральщик пр. 1265. Основным типом базового тральщика третьего послевоенного десятилетия был тральщик, который представлял собой даль¬нейшее развитие базового тральщика, строившегося во втором послевоенном десятилетии.
Главный конструктор проекта Д. И. Рудаков (затем В. И. Немудрое), главный наблюдающий от ВМФ И. М. Шелевахо (затем А. Т. Ильичев). Голов¬ной корабль построен на судостроительном заводе в Петрозаводске и вступил в состав ВМФ 31 декабря 1972 г.
В сравнении с проектом тральщиков 60-х годов на новом базовом траль¬щике применено более совершенное противоминное вооружение, увеличена автономность по продовольствию с 7 до 15 сут, размещены дополнительные средства связи, к спаренному 30-мм автомату добавлена спаренная 25-мм арт-установка, применена система сбора загрязненных и льяльных вод.
На корабле выполнен комплекс мер по снижению магнитного, электриче¬ского и электромагнитного полей. Улучшена обитаемость, в частности при¬менено круглогодичное кондиционирование воздуха в жилых помещениях и на боевых постах. Корабль обладал хорошей мореходностью.
Новый базовый тральщик имел в составе противоминного оружия глубоко¬водный контактный трал, сетевой трал, неконтактный трал акустический, электромагнитный трал, трал соленоидного типа, искатель-уничтожитель мин, гидроакустическую станцию поиска якорных мин и донных мин, гидро¬акустическую станцию звукоподводной связи.
В результате выполненных на корабле улучшений его полное водоизме¬щение выросло до 430 т. В качестве материала корпуса было использовано дерево, поскольку серийное строительство кораблей такого относительно боль¬шого водоизмещения из более совершенного материала, каким является стеклопластик, промышленностью еще было освоено недостаточно. Однако для повышения долговечности деревянного корпуса и обеспечения лучшей его гер¬метичности снаружи он оклеивался стеклопластиком.
Полная скорость корабля 14 уз, экономическая боевая 10 уз, дальность плавания этой скоростью около 1700 миль. Главная энергетическая установка дизельная в составе двух дизель-редукторных агрегатов (ДРА-210-Б) мощ¬ностью по 1000 л. с. с дистанционным управлением из ГКП. Электроэнергети¬ческая система корабля включала два дизель-генератора по 100 кВт и один дизель-генератор на 200 кВт.
В процессе серийного строительства на кораблях устанавливались новые образцы вооружения с целью повышения их боевой эффективности. В част¬ности, были установлены переносной зенитно-ракетный комплекс, новый тип искателя и уничтожителя мин, установлены более эффективные гидроакусти¬ческие станции поиска якорных и донных мин.
Боевая эффективность корабля возросла, но при этом водоизмещение увеличилось до 460 т.
Рейдовые тральщики. В рассматриваемом периоде было развернуто массо¬вое серийное строительство рейдовых тральщиков пр. 1258, головной корабль которых сдан Военно-Морскому Флоту в декабре 1967 г.
Наряду со строительством этих тральщиков в третьем послевоенном де¬сятилетии был создан новый тип рейдового тральщика пр. 1259. Этот корабль по своему замыслу предназначался для борьбы с минной опасностью в специфи¬ческих условиях речных акваторий. Тральщик был создан на замену речных тральщиков пр. 151, строительство которых началось в первом послевоенном десятилетии. По основному тральному оружию и особенно по защите от не¬контактных мин эти речные тральщики уже не отвечали необходимым тре¬бованиям.
Новый проект речного тральщика разработан под руководством главного конструктора В. И. Блинова, главным наблюдающим от ВМФ был М. М. Де-мыкин. Головной корабль построен на Средне-Невском судостроительном заводе в Ленинграде и вступил в состав ВМФ в декабре 1973 г.
При создании этого корабля стояла задача обеспечить размерения ко¬рабля в пределах железнодорожной габаритности, позволяющих перевозить корабль по железной дороге с одного театра на другой.
Корпус корабля выполнен из стеклопластика, что уменьшило его массу в сравнении с деревянным корпусом на 6—7 % и снизило при этом эксплуа¬тационные затраты, повысило долговечность корпуса и за счет экономии массы обеспечило возможность приема увеличенного количества топлива с повыше¬нием дальности плавания с 300 до 400 миль. Из-за ограничения размерений до железнодорожной габаритности пришлось поступиться некоторыми тре¬бованиями по обитаемости.
Оригинальным для этого корабля было принятие в качестве движителей водометов, что предохраняло движитель от повреждений при работе на малых глубинах.
Противоминное вооружение корабля состояло из речного контактного трала, неконтактных электромагнитного и акустического тралов. Артвооружение было представлено одной спаренной 25-мм артустановкой.
Полное водоизмещение составляло 64 т, нормальное — 62 т; полная ско¬рость 10 уз, экономическая — 8 уз; дальность плавания этой скоростью 400 миль; автономность по запасам продовольствия 3 сут. Главная энерге¬тическая установка двухвальная, дизельная, по 235 л. с. на вал. Электроэнер¬гетическая система корабля включала два дизель-генератора по 50 кВт.
Новые типы тральщиков
Возросшие боевые возможности минного оружия заставили конструкторов изыскивать новые способы и методы борьбы с минной угрозой. Основной целью этих изысканий стало повышение производительности (сокращение времени, затрачиваемого на ликвидацию минной угрозы) и эффективности действий по уничтожению мин. Одновременно ставилось условие обеспечения безопас¬ности проведения операций.
Одним из решений поставленной задачи стало создание телеуправляе¬мого (безэкипажного) тральщика-шнуроукладчика пр. 1253. Первый корабль этого проекта вошел в строй в сентябре 1966 г., его тактико-технические ха¬рактеристики приведены в предыдущей главе. В 1976 г. проект тральщика был откорректирован.
Откорректированный пр. 1253-1 выполнен под руководством главного конструктора В. И. Блинова, главным наблюдающим от ВМФ был Н. А. Анд¬реев. Строительство кораблей по откорректированному проекту велось на за¬воде в Петрозаводске. Головной корабль по проекту вступил в состав ВМФ в декабре 1979 г.
При корректировке была улучшена обитаемость (для личного состава, размещаемого на период повседневной эксплуатации корабля и снимаемого при боевом тралении), установлены новые главные машины с повышенным в 2,5 раза ресурсом, внедрены мероприятия по международным конвенциям охраны окружающей среды, обновлено оборудование, а также выполнены другие улучшения. За рубежом аналогов таких тральщиков не имелось.
Опытный быстроходный тральщик-волновой охранитель пр. 1256. Слож¬ность траления неконтактных мин, срабатывающих при воздействии гидро¬динамического поля корабля, побудила искать другие средства траления, кроме использования малоэффективных гидродинамических тралов в виде тихоходных барж.
На основании теоретических и экспериментальных работ, выполненных ЦНИИВК ВМФ, было предложено новое решение задачи и создан специаль¬ный тральщик, способный тралить гидродинамические мины за счет волно¬образования, создаваемого при движении самого тральщика.
Тральщик при водоизмещении около 400 т имел двухвальную главную энергетическую газотурбинную установку суммарной мощностью 2Х 18 000 л. с. и развивал скорость свыше 35 уз. Корпус корабля специально спроектирован таким образом, что при ходе корабля создавалась значительная по размерам спутная волна, которая и воздействовала на гидродинамические замыкатели взрывных устройств мин.
При проводке по миноопасным районам больших кораблей тральщик-волновой охранитель маневрировал вблизи этих кораблей, искажал их гидро¬динамическое поле настолько, что взрыватели гидродинамических мин в этих условиях не срабатывали.
Корабль был способен тралить мины с замыкателями, реагирующими не только на гидродинамическое поле корабля, но также — мины с акустиче¬скими, магнитными и электромагнитными замыкателями. При этом траль¬щиком специально создавались увеличенные уровни указанных полей. По¬скольку имелась повышенная опасность подрыва тральщика на этих минах, было предусмотрено радиотелеуправление. Команда в этом случае с корабля снималась.
Главный конструктор проекта В. П. Вилунас (затем В. И. Немудров), глав¬ный наблюдающий от ВМФ А. Н. Муратов. Было построено два корабля на судостроительном заводе в Ленинграде, и после всесторонних испытаний в де¬кабре 1974 г. тральщики были переданы флоту в опытную эксплуатацию. Про¬веденные испытания и опытная эксплуатация подтвердили научные принципы, заложенные в создание этих кораблей. Аналогов подобных тральщиков за рубежом не имелось.