Всё-таки, согласитесь, у нас с американцами разные концепции построения флота. У американцев главная ударная сила – авианосцы, к ним требуются корабли эскорта для ПВО и ПЛО. Последние подразделяются по водоизмещению и по боевым возможностям (что весьма сильно кореллирует, т.к. в большой корабль можно больше всего напихать). Отсюда – крейсера, эсминцы, фрегаты. В последнее время эскортные корабли имеют тягу к объединению классов. Например, различие между крейсерами типа «Тикондерога» и эсминцами типа «Арлей Бёрк» не выходит за рамки одного класса, т.е. можно считать, что в совремённом американском флоте крейсер=эсминец. Впрочем, это знак равенства вполне может вскоре нарушиться. Ходят упорные слухи о наполеоновских планах американцев (атомный крейсер водоизмещением 25 000 т, а по всей палубе как могилки на кладбище – VLS, VLS, VLS…:=)
Фрегаты же американские – корабли относительно хиленькие и ими же самими относимые к кораблям охраны побережья (хотя они нередко сопровождают авианосные группы). Сейчас им на смену готовится новое чудо техники – 50-узловые корветы (может ещё помнит кто-нибудь, были у американцев катера «Пегас» на подводных крыльях, вооружённые «Гарпунами» :=).
Короче говоря, в настоящее время у США фактически имеется всего три класса основных надводных боевых кораблей: авианосцы, корабли авианосного эскорта и корабли охраны побережья.
В СССР же главной ударной силой были корабли, вооружённые противокорабельными ракетами. К ним шли в связке эскортные корабли, как у американцев. Отсюда у нас две параллельные линии классификации: ракетный крейсер – большой ракетный корабль – малый ракетный корабль - ракетный катер и параллельно им противолодочный крейсер – большой противолодочный корабль – сторожевой корабль – малый противолодочный корабль.
В принципе, у американцев тоже могли бы быть две параллельные классификации, если бы, например, у них остались несколько градаций авианосцев (большие ударные – лёгкие ударные – противолодочные - эскортные). Но у них в силу исторических причин устоялся единый тип авианосца.
Что касется новомодных названий в российском флоте (эсминец, фрегат, корвет), то термин «эсминец» появился ПМЛМ правомерно, поскольку пр. 956 не был ни типичным ракетным кораблём, ни типичным противолодочным. Скорее это был универсальный корабль (хотя и в части ПЛО подкачал, но зато отыгрался в монструозной артиллерии, что потом в определённой мере откатили назад китайцы). Долгое время он был единственным среди могикан, но потом стали появляться универсальные корабли поменьше, и для них, видимо, было решено продолжить традиционную линейку «крейсер-эсминец-фрегат-корвет»
Ещё хочу заметить одно забавное обстоятельство: классификации кораблей приходят и уходят, а воинские звания остаются. Во всех известных мне флотах в основном соблюдается правило, что командовать кораблями могут офицеры четырёх званий. В русском флоте это капитаны 1-го, 2-го, 3-го рангов и капитан-лейтенанты. В английском/американском флоте соответственно – капитан, коммандер, лейтенант-коммандер и полный лейтенант. В немецком: капитан цур зее, фрегаттенкапитан, корветтенкапитан, капитан-лейтенант. И т.д. Соответственно рангу своего капитана (или наоборот – капитаны по рангу корабля :=) корабли подразделяются на 1-й … 4-й ранг. Эта классификация никогда не устареет, поскольку связана с размером денежного вознаграждения за нелёгкий морской труд :=).
Это сообщение редактировалось 07.04.2008 в 03:19