...Проекты гражданских судов учитывали возможность их вооружения. В частности, на знаменитых отечественных атомных ледоколах, начиная с «Ленина», оборудовались фундаменты для размещения артиллерийских орудий. На «Ленине», например, в случае необходимости предусматривалось установить 45-мм счетверенные зенитные автоматы СМ-20-ЗИФ, атомоходы типа «Арктика» могут быть оснащены двумя 76-мм двухорудийными артустановками АК-726 и четырьмя 30-мм шестиствольными зенитными автоматами АК-630. По свидетельству некоторых западных наблюдателей, головной ледокол «Арктика» проходил ходовые испытания с полным вооружением, которое затем было демонтировано.
Гражданские океанские спасательные буксиры проекта 745 имеют пару фундаментов под АК-630 или двуствольные автоматы АК-230 того же калибра (некоторые из этих буксиров вооружены уже в мирное время и используются в береговой охране Пограничной службы ФСБ).
В мобилизационных вариантах судов особое внимание уделялось возможности их применения в качестве тральщиков, поскольку, несмотря на многочисленность минно-тральных кораблей спецпостройки в ВМФ СССР, большая война потребовала бы кратного увеличения их количества. Для этого, по опыту Великой Отечественной, подходили прежде всего рыболовные суда. Так, в 1950-е годы был отработан проект переоборудования в рейдовые тральщики сейнеров проекта 388, а в катерные тральщики – малых сейнеров проекта 389. На основе этих судов был сформирован мобрезерв прибрежных минно-тральных сил ВМФ. В последующем были разработаны мобилизационные проекты морского тральщика на базе довольно крупного среднего рефрижераторного траулера типа «Баренцево море» (проект 1332), базовых – на базе малого рефрижераторного траулера типа «Балтика» (проект 1328) и сейнера типа РС-300, рейдовых – на базе малого рыболовного сейнера типа «Нельма» (проект 1338), среднего черноморского сейнера типа СЧС-150, сейнера типа РС-150 и т.д.
Поскольку специальные минные заградители в СССР не создавались (за исключением разве что трех минно-сетевых заградителей типа «Сухона» проекта 317), в качестве таковых в «особый период» предполагалось использовать переоборудованные ледокольные транспорты проекта 550 и строившиеся в ГДР на верфи «Нептун» сухогрузы типа «Андижан». Кстати, суда типа «Андижан» («Вента», «Вилюй», «Онда» и «Посьет») использовались в советском ВМФ и как ракетовозы...