Петр Сергеевич !
Это скопировано мной с avia.ru еще года три, если не больше назад.
Александр:
25 ЛЕТ НАЗАД ЗАКОНЧИЛАСЬ КИТАЙСКО-ВЬЕТНАМСКАЯ ВОЙНА. ВЬЕТНАМ ПОБЕДИЛ.
Предлагаю участникам поделиться воспоминаниями, об этой войне, как не странно, никакие журнопадлы не пишут.
Кратко:
Двадцать шесть лет назад, в марте 1979 года, закончилась длившаяся чуть больше месяца (17.02-18.03) война между КНР и Вьетнамом. Эту войну Китай проиграл: его 600-тысячная армия ушла, потеряв убитыми 62,5 тысячи человек, а также 280 танков и бронемашин, 118 орудий и минометов. Поводом для китайского вторжения, стал ввод в декабре 1978 года 120-тысячной вьетнамской военной группировки в Кампучию - так в те времена называлась Камбоджа, где промаоистский режимом Пол Пота устроил геноцид (погибли 1,7 миллиона человек из 7-миллионного населения).
Решающую роль в победе Вьетнама сыграл Советский Союз, который молниеносно привел свои войска на Дальнем Востоке и в Сибири в состояние полной боевой готовности. Советская армия (25 мотострелковых частей, 250 тысяч человек с авиационной поддержкой) начала концентрироваться вдоль границы с Манчжурией, угрожая вторжением, если Китай немедленно не уйдет из Вьетнама.
Даже трудно представить себе, что могло случиться, если бы СССР ввязался в эту войну "по-взрослому" с миллиардным Китаем.
В 1979 году я служил в Луцке в апибе (Су- 17 м2). За несколько дней нас привели в готовность, провели подготовку техники к полетам на перегоночную дальность и запустили всем полком по маршруту Луцк-Энгельс-Кустанай-Камень -на-Оби-Белая- Борзя-Чейболсан-Чойрен.
Через три дня мы были в Борзе.Паралельно с нами "прыгал" по аэродромам истребительный полк из Березы на МиГ-21.Конечным пунктом у них был аэродром Сайшанда.
Собрав в кучу приличную авиационную группировку, провели показуху вторжения на полигоне Боян-Джарголан (по-моему так он назывался). Сказать, что там было "весело", значит нечего не сказать. Один эпизод. РП на полигоне шустро всех вывел в район полигона, а затем выдал в эфир :"Ребята, ну я вас всех и свел, разбирайтесь сами....". И тишина после имевшего место гвалта. Коротче, мы там носились эскадрильей, прижались к земле и ходу, вывернулись благополучно.Вообще, весь этот период (16.03-31.03.79) наш полк прошел благополучно (не считая поломок техники по различным причинам, которые не привели к летным происшествиям). А вот ребята из Березы потеряли ком. звена- на взлете начал открываться фонарь и его перевернуло.
Китай и его руководство во главе с председателем ЦК КПК, премьером Госсовета КНР Хуа Гофэном активно поддерживали красных кхмеров. Они решили жестоко проучить Вьетнам, тем более что у того 85 процентов вооруженных сил находилось в Кампучии. В сумрачные, предрассветные часы 17 февраля Народно-освободительная армия Китая (НОАК) семью корпусами после 30-35-минутной артподготовки атаковала опорные пункты Вьетнамской народной армии - на всем протяжении 1460-километровой границы. Кстати, начальником генштаба НОАК был тогда будущий "архитектор китайских реформ" Дэн Сяопин.
Первый удар двумя корпусами с севера китайцы нанесли в направлении города Каобанг вдоль долины реки Красная. Главный удар - пятью корпусами - шел с северо-востока - к городу Лангшон, откуда до Ханоя оставался всего 141 километр. Еще один удар, вспомогательный, был нанесен на северо-западе - в сторону города Лайтяу. Атакующим противостояли лишь одна регулярная и одна "сельскохозяйственная" дивизии Вьетнамской народной армии (ВНА), пограничные части и силы народного ополчения. К исходу 19 февраля наступающие войска захватили Лаокай, 2 марта - Каобанг, 4 марта - Лангшон. На отдельных направлениях они продвинулись на 30-50 километров и удерживали около 20 населенных пунктов.
Основным тактическим приемом нападавших была "людская волна" - это когда солдаты толпой бегут на вражеские пулеметы в расчете на то, что у противника либо кончатся патроны, либо сдадут нервы. Казалось, еще немного - и вьетнамцы, чья оборона носила очаговый и практически партизанский характер, не выдержат. Но руководство СРВ вовремя обратилось за помощью к СССР, с которым у республики был договор о дружбе и сотрудничестве от 3 ноября 1978 года.
В советском генштабе была создана группа из 20 советников и специалистов по основным родам войск. Возглавлял ее генерал армии Геннадий Обатуров, до тонкостей знавший военную тактику и оперативное искусство. Уже 19 февраля утром группа прибыла в Ханой и тут же приступила к работе, ознакомившись с докладами начальника генштаба ВНА Ле Чонг Тана и министра обороны Ван Тьен Зунга об обстановке на фронте.
Обатурову удалось встретиться с руководителем СРВ Ле Зуаном, что было очень непросто, и убедить его начать срочную переброску - по железной дороге и советскими самолетами Ан-12 - армейского корпуса из Кампучии к Лангшону. Туда же был выдвинут сформированный на основе поставок из СССР реактивный дивизион БМ-21 (системы залпового огня "Град
КАК ВСЕ НАЧАЛОСЬ.
В одно из воскресений февраля (или марта) почти весь Луцкий гарнизон сидел в самом лучшем кинотеатре г.Луцка- "Россия" (кому-нибудь из современной молодежи Западной Украины сейчас сказать, что в центре Волынской области был кинотеатр с таким названием, будут смотреть как на придурка). Шел фильм "Робинзон Крузо" (или другое название, это там, где современный мужик, выброшенный на необитаемый остров, решал свои сексуальные вопросы с помощью дерева, проходил испытания у дикарей, после которого уши стали как у слона, коротче, обычная западная комедия, которая в те годы вызывала живой интерес у не избаловааной западными фильмами советской публики). И вдруг открывается дверь, вбегают солдаты и истошный крик "Военнослужащим авиациооного полка и частей обеспечения- тревога". Ну, к тревогам мы все привыкшие, но они все объявлялись или рано утром неожиданно (причем все знали точное время) или на худой случай- в ходе рабочего или выходного дня с оповещением по домам. Но это действительно было впервые и действительно неожиданно- вызвать гарнизон из битком набитого в том числе цивильными кинотеатра. Все это закончилось тем, что зал мигом опустел, даше горожане не усидели. Ну а мы галопом, антилописто, погнали в полк, благо он рядом. Передумали все, версии рождались самые неожиданные, но никто , даже из управления полка толком сказать не мог.
Вообще-то, не смотря на такую неожиданность, полк собрался почти весь. Затем подошли ОБАТО с ОБС тут мы услшали, что нас собрали на МИТИНГ!!!. Заклеймить позором ренегатов-китайцев за их нападение на братский Вьетнам. И все. Никаких коментариев и разъяснений. Можете идти домой. Плевались все. Кстати, я этот фильм досмотрел до конца только лет через 10.
Но самое главное было в понедельник. Командир полка, п/п-к Гончар Н.Н. (по кличке Тобишь, за его к месту и не месту повторение данного слова-паразита) довел, что по некоторым данным, нас отправят в Монголию на участие в крупнейшем ЛТУ. Но тут уже все сложили 2+2 и стало понятно, что дело заворачивается нешутейное. С 1 по 13 марта начали слетывать звенья и эскадрильи (не смотря на то, что полк был лидерным, отпуска и прочие обстоятельства, включая перерывы, диктовали свои грязные дела). Кроме того, сделали полковой вылет с 4 баками, не все имели опыт подобных полетов. Коротче, налетались,как никогда. Но тем не менее, однозначно не было никакой ясности о возможном перелете, пока в полк не прилетела опперативная группа из Главного штаба ВВС во главе с Главным штурманом ВВС (фамилию не помню), да еще командующий Львовской ВА со своей свитой, которых мы через пару дней уже считали за своих и особенно на них не реагировали. И завертелась подготовка "по-взрослому".
Продолжение следует.
После прибытия оперативных групп началась непосредственная подготовка. Причем все руководство настойчиво проводило мысль, что речь идет о ЛТУ, которое проводит ГК ВВС в Монголии, а 806 апиб (Луцк), как лидерный полк, обязан землю рыть на любом Театре Военных Действий (ТВД), куда бы его не послала Родина. Поэтому готовьтесь к ЛТУ и не забивайте себе голову всякими войнами. Политрабочим, к которым относился и я, была дана команда -выбить из головы всякие домыслы о какой-либо войнухе. Оставлю такое решение без комментариев, ибо здесь могло быть все- от дезы до неготовности решения.
Первым делом получили карты, извели ведра клея. Когда стопки карт собрали в кучу, поняли, какая у нас большая страна. Планшета, чтобы все запихать, не хватало. Ну а потом довели маршруты: № 1- ЛУЦК-ЭНГЕЛЬС-КУСТАНАЙ-КАМЕНЬ-на-ОБИ-БЕЛАЯ-БОРЗЯ. №2 шел севернее и его я точно не помню. Но отлично помню, как мы высунув языки, готовили карты с учетом требований НШС (наставление по штурманской службе). А по- другому как, ведь Главный штурман ВВС под боком. Но потом все стало на свои места. Сначала этот генерал рассказал нам, что достиг таких высот в штурманском деле лишь только потому, что сам блудил несколько раз. Потом расширил рамки НШС. Капитан Сережа Жуков (погиб потом на полигоне где-то в начале 80-х) спросил у него, можно ли написать на карте дополнительную информацию по расходу топлива, не предусмотренную НШС. На что было ответ примерно такой: 'Сынок, если ты нарисуешь на карте голую бабу и она поможет тебе долететь, рисуй сколько тебе угодно'.
Вот так, как всегда до ночи (а по другому а авиации к серьезным делам не готовятся), с хохмами (ведь напряжение нарастало, нужно было разряжаться), мы подошли к 16 марта-началу работы.
Далi ,будэ, как говорят мои друзья украинцы.
КАК НАС ПРОВОЖАЛИ
И вот наступил день 16 марта. Самолеты заняли все, что можно занять и даже, по-моему, запускали и выруливали из укрытий, так как в воздух подняли все, что можно было поднять. В обозе (на Ан-24) со стариками, женщинами и детьми летели только голимые лейтенанты, которым еще по уровню до таких полетов было рано и самые пройдошливые отцы-командиры из управления полка.
Таких проводов я не видел никогда и вряд ли увижу. Возле знамени полка в конце ЦЗ стояли: Командующий округом, Командующий ВВС ПрикВО, Первый секретарь обкома+ московская свита и резво снующие туда-сюда офицеры управления дивизии почти в полном составе (полк был придворным, при дивизии)+бабком (женсовет) в расширенном составе, включая некоторых дорогих тещ.
Взлетели без приключений. Дорогу тропили пара спарок во главе с командиром полка. Шли на 7800, дорулили до Энгельса за 2 часа. Ничего особенного не помню, заправились и погнали дальше. Хотя, конечно. В первый раз увидел мастодонтов (Мясищева самолеты), мы мимо проруливали, как на "Запорожцах". Еще помню рулежку, забитую камнями и постоянную мысль- не нахватать чего-нибудь в заборник.
ВЫ ЛЕТИТЕ УМИРАТЬ!!!!!
С такими словами к нам обратился некий генерал-лейтенант Трофимов на аэродроме Кустанай, который был вторым в нашей одиссее. По его словам, он сосланный командующий Аральского моря. Он ранее командовал Одесской армией и за какие-то грехи сослали в эту тьму-таракань на должность зама по училищам какого-то сибирского начальника. Но суть не в том. Драл он нас как котов, при этом даже видавшие виды старперы из 3 аэ (некоторые даже Ил-4 помнили), восхищенно чмокали губами и млели от такого приема Праведный гнев сурового начальника вызвала та собачья свалка, которую мы полком (не без помощи КП и РСП Кустаная) организовали над аэродромом. На аэродроме был минимум, 10 баллов до 6000 метров, а тут мы на помеле .Самое плохое, что были уходы на второй круг с уходом в запрещенную зону (1 разворот крутили не в ту сторону).
Сели все, поломок вроде не было. Живи и радуйся: летчик жив, полет удался. Но требования были другие: "Вы летите умирать, а прийти на аэродром по человечески не можете!!!!". Затем еще час криков и топания ногами, постановка задачи и контроль готовности. Впечатлений море, особенно посылка насчет войны. Тут уже не до ЛТУ, тут дядя очень толсто намекает, что пришел час икс расплачиваться за удовольствие летать и за шоколад на халяву. Пообсуждали в курилке свой новый статус будущих воздушных асов и свалились спать как убитые. Я не знаю, как готовят пилотов к войне сейчас, что им вдалбливают в голову с первого дня. В нашем случае, перевод с мирного на военное сознание (т.е. начало перехода) произошло обыденно, максимум реакции - "Не фига сибе!!). Никакой паники и тем более попыток слинять. Вот так готовили советских летчиков выполнять свой долг (и не считаю это высокопарными словами)- за шкирку и в воду.
А тем временем, на опустевший аэродром ЛУЦК передеслоцировалась банда из Черлян- вновь образованный полк на СУ-7. Им там смен не хватало с СУ-24 (2 полка на одном аэродроме), вот командование и приняло решение посадить их в Луцк на период, пока мы будем "умирать".
Почему "банда" (не обижая никого), напишу позднее.
Продолжение следует.
7200 до ЛУНЫ.
Из Кустаная ушли рано утром. Камень -на Оби запомнился собачим холодом, большим количеством снега и весьма скудной едой. Что-то тягучее, напоминающее кашу с огромным количеством какого-то масла (или машинного или растительного). С тоской вспомнилась Луцкая столовая и очень жаль стало штатных перегонщиков и экипажи ВТА- вечных бродяг, для которых подобное- норма жизни.
Отсутствие опыта длительных перегонов иногда выливалось в курьезные случаи. Какой-то КП начал запрашивать одного из командиров звеньев 3 аэ м-ра Олейника (опытнейший пилот, весь в ракушках). 'Ваше удаление до Луны?' (позывной какого-то аэродрома или ПУ ПВО, именно ПВО и вело нас по этим маршрутам' После третьего или четвертого настойчивого запроса последовал ответ '7800 по стандарту'. Повеселились все. Но через некоторое время мне лично стало не до веселья. Очень подозрительным показалось расхождение между расходомером и топливомером. Посмотрел на штурманский план, должны быть выработаны подкрыльевые баки, а лампа молчит. Доложил ведущему (ком. аэ Кушнареву Н.А. Его знают многие ИБАшники, где-то на форуме читал о нем отзывы. Закончил службу генерал-майором, начальником штаба ВВС МО). Прошла краткая консультация (минут 10) по линии ком.аэ-ком.ап-зам.ком.аэ (В.Лоэмаа, общепризнанный в полку авторитет, закончил службу зам.ком.дива в Шираках, ныне представитель Эстонии в НАТО), из которой я понял следующее (при этом мне никаких вопросов не задавали и в разговор не включали):
-действительно два подвесных не вырабатывались;
- назад не долечу, не хватит;
-до Белой или долечу или нет (мнения разделились);
-ближайший аэродром-Канск, закрыт по метео.
Коротче, песня. Наступила тишина. Посмотрел вниз, унылый бело-зеленый пейзаж, ни одного населенного. Получше засунул карту в карман, чтобы при катапультировании не улетела. Проверил крепление пистолета. Тот еще Рэмбо. И обида гложет за ласты:целый полк идет рядом, помочь никто не сможет и земля молчит. В такой тишине, перемеживаемой изредка вопросами Кушнарева (Ты как?) шли еще минут 10. И тут уверенный голос с Земли, у кого, мол, остаток маленький. Назвался. Стало чуть-чуть легче. Пошли команды: ведущий влево на 15 градусов, ведомый второй пары вправо на 30, (тут я хотел закричать 'Меня отводи, при чем тут они.' Но вовремя прикусил язык. Коротче, всех разогнали в стороны, а мне дали зеленную дорогу прямо со снижением под облака. Сначала увидел речку, затем огромный аэродром (там 6 км или более длина ВПП), выскочил к третьему, лихо крутнулся на 4, воткнул нос в центр ВПП и только тут понял, что сяду. Топливомер давно на нуле, но топлива хватило, чтобы дорулить до ЦЗ. На стоянке проверили технику- заклинил переливной клапан. Обидно. Самолет полный топлива, а лететь практически не начем.
Белая кроме того запомнилась Бэкфайерами, самостоятельной заправкой топливом при температуре -30 градусов и прекраснейшей девушкой-дежурной по гостинице. Очаровательная блондинка. Весь полк ходил, облизываясь, пока не разогнали по кельям спать.
На следующий день, обжегшись на молоке, задули на воду: с полной заправкой вылетели на Борзю, хотя хватило бы подвесных по 800 литров. (Зам. Ком. ап Р.Куадже сознался в своей вине. Подошел к командиру и говорит: 'Расстояние маленькое, давай подвесные не заправлять'. И естественно, нарвался на ответ: 'Хватит с меня Петрова (это я). Залить во все дырки.' Если бы подошел и спросил от противного 'Хоть и близко, но давай полностью заправим', то с вероятностью 100% услышал нечто об экономии топлива, о состоянии его мозгов и в результате было бы решение по оптимальной заправке.) И вот, полные топливом примчались в Борзю (Напротив вшивого Пекина, Москве и Питеру дерзя, стоит красавица Борзя). Низкая кучевка, страшный боковик, очередная собачья свалка , попадали как могли.
В Борзе задержались недолго, постановка задачи и перелет в Чейболсан.Причем перелет осушествлялся на средней высоте, можно считать, что где-то даже демонстративно. (Там, в верхнем штабке, виднее).Первые впечатления от Чейболсана: утром очень кислый кефир, допить стакан до дна которого не все могли, огромные яблоки (говорят из Китая) и огромное число тараканов в казарме танкового полка, куда нас расселили. Наша первая аэ была на следующий день передислоцирована на аэродром Чойрен, а остальные остались в Чейболсане и даже пытались организовать полеты по плану БП. Но после того, как у одного из элеронов на спарке отвалилась неправильно закрученная гайка и заходили на посадку практически ногами, полеты прекратили и начали усиленно пить водку, закусывая тушенкой, которой в Чейболсане было столько, сколько в Союзе мы не видели никогда.
Мы, прилетев в Чойрен, начали готовиться к удару (тактическому) по полигону Боян-Джарголан.
Но сначала нас отвели в местную баньку, где мы все угорели, так как в трубе была изрядная дыра и СО2 пер в парилку. Опомнились все тогда, когда один из пилотов (ведомый у К.Ленина, присутствующего на форуме), начал откровенно ловить глюки. По плану на следующий день был отдых, мы даже после баньки, не смотря на угар, хлебнули спиртику и в условиях несостовшегося высокогорья (говорят, несколько десятков метров высоты не хватило, чтобы местным пилотам платили за высокогорные условия), попытались быстренько уснуть. Но почти у всех было такая сильная тахикардия, что казалось, сердце выскочит. Промаявшись полночи, с горем пополам уснули. А утром новость- облет целей в составе аэ. Никуда не денешься, слетали (молодые все, не то еще могли выдержать). На следующий день был звездный налет всех родов и видов авиации на полигон. Причем РП полигона особенно не вдавался в точность радиобмена. Руководил примерно так:
РП:-Кто там к третьему подошел?"
Ведущий :-"321 группой".
РП:- "Ты мне скажи тип самолета и сколько вас"
Ведущий- "Су-17, 16 экипажей"
РП:- "Сваливай влево на 30 градусов и работай"
Он же:- "А на втором кто?"
Ведущий другой группы:- "МиГ-27, 16 экипажей"
РП:- "Строй маневр за СУ-17"
Таким он образом ввел в бой вертолеты, МиГ-21, еще кого-то а потом сказал совершенно замечательную вещь:
"Ну я вас и свел, ребята, разбирайтесь сами".Такой свалки я никогда больше не видел. Перед вылетом, наш мудрый командор дал указание, что если будет туго, ведомый последний пары доложит "Остаток 1800" и мы по-тихому свалим.Через 5 минут ведомый заблажил "Остаток 1200", т.е. совсем плохо. (только у нас в звене поперек проскочила пара каких-то камикадзе). Уходили оттуда, прижавшись к земле и на полных оборотах, чтоб побыстрее. ...
А по земле подтягивалась пехота. Сколько глаза видели, шли колонны- танки, машины. Потом рассказывали, что какому-то ошалевшему танкисту надоело пыть глотать в строю, он решил пройти рядом со строем. И таким образом (дело было ночью), раздавил кибитку с пастухом и всей его семьей. Когда наше командование пошло к руководителю местной администрации объясняться, им было заявленно примерно так:"Русские нас защищают, мы должны простить"
Я не помню сколько вылетов в этот день было сделано, запомнился воздушный бой над Чойреном звена на звено местных истребителей. Когда пара самолетов скрылась ниже горизонта, все похватались руками за то, что находится ниже пояса и ждали появления известных черных грибов. Каким чудом, но оба опять вынырнули, как из-под земли, сопровождаемые коллективным вздохом облегчения.Вечером было объявлено о начале перемирия и конце войны.
Самое интересное началось после прилета обратно в Чейболсан. Никто не мог толком сказать, когда мы улетим обратно, начали ходить упорные слухи о том, что по настоянию Главкома Дальневосточного направления, нас оставляют здесь на аэродроме Сайшанда, где кроме ВПП нет ничего. Это был удар ниже пояса- из Луцка в Монголию да еще на незастроенный аэродром!!! Это перебор. У старых вояк из 3 аэ начали вскрываться фронтовые раны, началась целеустремленная подготовка к залеганию в госпиталь.А в это время, банда из Черлян, присевшая на наш аэродром в Луцке, поверив в эти слухи, не выполнив ни одного полета, начала готовиться к тому, что они займут наше место. Естественно, вначале начали торговаться с нашими женами за занятие по договору квартир, на что наши жены ответили коллективным воплем и осадой штаба дивизии с вопросом, когда вернут мужей.
И вот в таком непонятном положении, пробыв тря дня, мы получили команду на обратный перелет. Желание улететь было такое, что я например, закрывал и открывал фонарь несколько раз на рулении, пока не потухла красная лампа (кто согласится отстать от группы, а потом тащиться неделю по перелетным маршрутам". Коротче, мы перелетели за два дня ( с учетом полета на запад и удлинения светлого дня). Прилетели в Кустанай орлами (погода миллион на миллион, в плотных боевых порядках, в общем, потешили сердце опального "Командующего Аральского моря"). Его эстапада примерно была такая "Фронтовиков издалека видно". Ну а нам чего еще надо?
Самый запомнившийся перелет Кустанай - Воронеж из-за плохих метеусловий Энгельса. Я впервые был в воздухе 2часа с хвостиком. Сыпались в Воронеже организованно, ("фронтовая" гордость не позволяла упасть в организации и качестве)с остатками в районе аварийного. Затем прыжок в Луцк и к вечеру 31 марта были в Луцке. Опять митинг, основная мысль на котором- мы участвовали в спасении мира на планете.Ух, здорово то как чувствовать себя спасителем!!
Затем отдых на 3 дня всему полку, в первый же вечер, не сговариваясь, все собрались в главном ресторане города, где оркестр весь вечер играл "Для летчиков, вернувшихся из Монголии, песня "Бродяга Байкал переехал"".
Да, банда из Черлян под улюлюкание нашего бабкома с позором была отослана назад, не мешая нашим женам ждать своих Покрышкиных, Кожедубов, коротче, своих героев.
Затем было награждение неучаствующих, наказание невиновных и обман опытом по всему ВВСу.
(Добавление)
IgorS:
Александру:
СПАСИБО за приятный стиль изложения.
Мне 1979 год запомнился тем, что летали "бряцать оружием" у границы с Китаем в праздничный день 23 февраля! Наш гвардейский Борзинский полк на Су-17м, по-моему, три дня ЛТУ проводили с работой по целям (огромные белые кресты), выложенных на сопках в районе южнее Даурии, т.е. в запретной 25 км зоне границы.
Показали все, что могли и атаки звеньями с хорошими боеприпасами с Н пр.мал., и барражирование вдоль границы, и поддержка ночного наступления 36-й армии (пехоты) - "подсветкой" поля боя САБами. Которые доверили бросать нач.ПО и замполиту 2аэ, что они удачно сделали с высоты 4800 м, так что наземные войска "ночью - аки днем" в течение минут 10-12 отрабатывали бросок на границу. Был даже план - пройти на сверхзвуке на малой высоте по границе г.Маньчжурия, чтобы окна повыбить, наверное (?) и командир 1аэ Крячко А.Д. (Адольф Дмитриевич - потому что День рождения 20 апреля
всерьез карту рисовал. Но сверхзвук отменила Москва, оттуда было виднее, что г.Маньчжурия (КНР) и наш г.Забайкальск это один населенный пункт поделенный госграницей и не известно у кого из окон стекла посыпятся, а на улице мороз -36 гр.
(Добавление)
МИХА-74:
Александр,
Спасибо. Хорошо помню это время. Тот разбившийся на взлете истребитель, мой однокашник. Я в то время был в Орловке, Амурская область. Только что переучились на МиГ-23М Только одна аэ была с завода, а остальные толи со Щучина , толи с Шаталова. Старьё с ЭЛовскими прицелами и без перекрестных связйе. Прицелы не работали совсем. СЕЙ можно было увидеть только в ДЗ на с-тах первой аэ(с завода) И когда нам срочно предложили написать рапорта добровольцами (как здесь писал Слава)их написали полько политрабочие и капэшники. Скандал был мама негорюй! Начали летать каждый день. Раньше при ПК=345 все полеты делали на север, северо-восток, а тогда все закрутилось в зеркальном варианте. У границы "крутили" , если можно так сказать, ДРБ - демонстрация силы, а на каналах связи иногда можно было учлышать, на ломанном русском, китайские заверения в мире и не нападении на СССР.
Ну и воспоминание участника из Березы:Валерий
Я во время, указанное Александром , служил в Березе в 927 иап командиром аэ. Параллельно с Александром 'прыгал' по аэродромам от Березы до Сайншанда в марте 1979 г. Маршрут у нас был Береза-Купянск-Бобровка-Кустанай-Купино-Канск-Белая-Налайха-Сайншанд. Самолеты МиГ-21бис, 3 х ПТБ -500. Из всего перелета хорошо запомнились два случая: Степа Шепшелей забыл под подушкой в гостинице в Белой пистолет, вспомнил о нем минут через 15 после взлета, вышел на связь с КП Белая и говорит: 'В 4 номере в гостинице под подушкой забери маленький черный и к нему 16 патронов'. И еще посадка в Сайншанде при боковом ветре слева 25м\с (ограничение 15), песок мело через полосу как поземку в центральной России. После касания ручку влево на борт, а самолет норовит поднять левое колесо. Говорили, что такой ветер в феврале там нормальное явление. Местные танкисты в такую погоду ходили в противогазах, засунув отвинченную от коробки трубку в карман шинели, откуда предварительно вытряхивалась пыль и табак. В Сайншанде на аэродроме не было ничего, кроме 10 необвалованных капониров. Городок танкистов в 12 км. Нас разместили там в щитовой казарме. Ан-12, которые нас сопровождали и которые, кроме всего прочего, должны были привезти жратву, из-за ветра не пришли. Поэтому нас три дня кормили - на первое суп из тушенки с макаронами, на второе макароны с тушенкой, на третье просто вода.
В отличие от Луцких ребят нам в Березе не говорили, что мы летим умирать и не провожали торжественно. Нам сказали хуже - полк перебазируют в Монголию на всю жизнь.
После посадки сразу же в течение 2 часов организовали дежурное звено, к вечеру получили задачу одной эскадрильей перебазироваться в Чойр для участия в ЛТУ, о котором красочно рассказал Александр.
При уходе эскадрильи произошла катастрофа. Погиб командир звена капитан Володя Самойлов. Он взлетал ведущим третьего звена. В правом пеленге ведомый Коля Карпов.
На разбеге в момент поднятия носового колеса начал открываться фонарь, по докладу Карпова Володя левой рукой пытался его удержать. При этом вероятно отвлекся и самолет после отрыва резко увеличил угол, Карпов закричал: уменьши угол, но было уже поздно, самолет Самойлова задрал нос, свалился влево и упал в конце полосы.