Два разных полюса субмарин
1.Палата представителей Соединенных Штатов Америки на прошлой неделе единогласно приняла резолюцию о праздновании 3 августа 2008 года 50-летней годовщины со дня выхода первой в мире американской атомной подводной лодки «Наутилус» в точку географического Северного полюса.
Первая атомная подлодка в мире – «Наутилус» была создана в США и стала первым в истории кораблем, достигшим Северного полюса. Поход начался из Сиэтла в июле 1954 года. С выходом на кромку полярных льдов атомоход погрузился под воду и 3 августа достиг намеченной цели.
В настоящее время спущенный на воду в 1954 году «Наутилус» является основным элементом музейно-библиотечного комплекса ВМС США в Гротоне (штат Коннектикут).
Как сложилась судьба первенца советского атомного подводного флота АПЛ
К - 3 «Ленинский комсомол» мы рассказываем на предыдущей странице «Корабельной стороны».
Ярослав ВОЗНЕСЕНСКИЙ
2.В самом запаученном углу
встречает свое 50-летие первый атомный корабль нашей страны
Есть расхожая моряцкая байка про самые длинные корабли. Рождаются они, когда шторм ломает их надвое либо когда корабль режут на стапеле и вроде как получается – нос в одном месте, а корма - в другом, за многие мили, - вот вам и самый длинный корабль. Про нашу первую атомную подлодку К-3 «Ленинский комсомол» так тоже можно сказать - ее реакторный отсек, точнее, блок-отсек в Сайда-губе, а оставшаяся часть корпуса - на СРЗ «Нерпа»…
«Горшковский» завод
Подробнее о заводе и Сайда-губе. Совсем недавно судоремонтное предприятие «Нерпа» вошло в единый холдинг, возглавляемый ягринской «Звездочкой», и, стало быть, в определенной мере его можно называть северодвинским. Завод был основан в 1972-м, во времена, которые справедливо называют горшковскими - по фамилии знаменитого главкома. Сергей Георгиевич понимал, что в непосредственной близости от оперативных соединений подплава (а на Севере базировалось чуть ли не две трети нашего атомного флота) должна быть и ремонтная база. В наше время «Звездочка» и «Нерпа» стали основными утилизационными центрами атомного подводного флота. Причем в иных случаях «Нерпе», в определенном смысле, достается самая грязная и неблагодарная работа – с реакторными отсеками. В других отсеках уже похозяйничали и свои, и чужие. Медь, латунь, нержавейка - это все снято и продано, а в реакторном отсеке чем поживиться?! А если он еще и аварийный… Такое тоже случается.
Римденок Ростислав Евгеньевич – главный инженер «Нерпы», знающий толк специалист, интересный собеседник, который, болея за дело, находит порой довольно точные и образные выражения…
О финансировании утилизации наших атомных лодок. Известно, что первое поколение их давно уже небоеспособно и ржавеет в бухтах Кольского полуострова немыслимым числом. Их разделку Запад не инвестирует – нет денег, а для разделки новейших АПЛ – пожалуйста! Римденок: «Если сейчас мы запросили бы на утилизацию «Тайфунов» и «Акул», то в США деньги сразу бы нашли…»
О деградации нашего ВМФ. Ее не признают сегодня только сами флотские, да и то, полагаю, чтобы скрыть свой стыд. И то, что радиоактивный мусор за собой флот убрать не в состоянии, тоже вещь очевидная. Римденок: «Флот не способен справиться с утилизацией. Если бы за дело не взялся Росатом (гражданское ведомство. – Прим. О.Х.), все так и было бы в расквашенном состоянии…»
К сожалению, возразить Ростиславу Евгеньевичу нечем. Корабельные кладбища Северного флота впечатляют. И количеством, и долговременьем, и возможными экологическими последствиями. Без почетного салюта ушел в историю наш подплав, который делил с главными морскими державами пальму первенства в океане. Кто его предал – бездарные политики по глупости или продажные деятели в угоду алчности – это время покажет. А пока у СРЗ «Нерпа» есть работа. И работа эта будет и дальше. Римденок: «Фактически за надводный атомный флот мы еще не брались, а это немало кораблей – от плавтехбазы «Лепсе» до атомных ледоколов, которые выслужили свой срок. Мы еще хлебнем здесь проблем, хотя бы потому, что при утилизации надводных кораблей резко возрастут объемы ТРО (твердые радиоактивные отходы. – Прим. О.Х.), а регионального хранилища ТРО у нас нет. Его роль пока выполняет Сайда-губа...»
Много лет в Сайда-губу морем из Северодвинска и по Кольскому заливу из «Нерпы» буксируются реакторные отсеки утилизируемых подлодок. Операция эта достаточно сложная, и пока буксиры волокут опасный «поплавок», движение других судов в Кольском заливе даже ограничивают. К слову, рассматривался вариант, чтобы реакторные отсеки подлодок после «Нерпы» ставить на большегрузные трейлеры и везти к хранилищу по дороге. В США так и поступают. Но разве сравнишь наши дороги с американскими? И от такого варианта отказались.
Упрощенно технология утилизации выглядит так. Лодку ставят в док, реакторный отсек из ее корпуса вырезают, герметизируют, а затем приваривают с обоих концов (или побортно) емкости-понтоны. Благодаря такого рода поплавкам реакторные отсеки и держатся на воде. Но морская вода металл быстро выедает, и, сколько они так продержатся, один Бог знает. Предлагали загонять отсеки в гранитные штольни – в скалах Сайда-губы такие есть, но, оказывается, безопаснее всего вытащить их на берег и защитить от осадков. Называется – на сухое хранение. К тому и готовят Сайда-губу сегодня с помощью Германии.
Проекты и прожекты
Точной цифры, сколько «Нерпа» уже разделала подлодок, не назову - не знаю. Но среди тех кораблей, чье имя или тактический номер на слуху у подводников, есть два: К-19, ему придумали зловещее прозвище «Хиросима», и еще К-3 «Ленинский комсомол». «Хиросиму» уже располосовали. Правда, ограждение рубки корабля купил один богатей, бывший моряк К-19. Сейчас, говорят, он один из «водочных королей» России, и деньги у него водятся. Так вот купил он рубку, чтобы поставить ее на постамент. Хоть и прилепили бывшему подводнику ироничное прозвище «водочный король», а благодарности он достоин – дело сделал благое, ведь не должны же люди забывать о трагедиях атомного подплава!
Другая ситуация с К-3 «Ленинский комсомол» - первой нашей атомной подлодкой, первой атомной подлодкой Севмаша и первой нашей подлодкой, достигшей Северного полюса. Повторюсь, она сейчас стоит на «Нерпе» без реакторного отсека. Каких только прожектов не строили относительно увековечивания ее славы! Бесстыдно жирующей Москве она, например, виделась очередным… увеселительным центром на Москва-реке. Был и совершенно бредовый вариант – вытащить лодку на берег у… ягринского моста! Лет десять-двенадцать судили-рядили, наконец стал реально вырисовываться вариант с постановкой «Ленинского комсомола» на Неве, рядом с крейсером «Аврора». Вроде бы и логично – как-никак основные проектные работы по кораблю велись в Ленинграде, а строившему лодку Северодвинску, ясное дело, такой корабль-музей не по зубам… Да только буксировать с Севера, обустраивать место стоянки в Санкт-Петербурге - все это дорого, на это у Питера, мол, денег нет. Это у позеленевшего от долларов Питера нет денег?!
- Да не ломали бы голову! – говорит Ростислав Евгеньевич Римденок. - Нужно поставить «Ленинский комсомол» здесь, в Мурманске, рядом с ледоколом «Ленин»...
А первый в мире атомный ледокол действительно скоро станет на вечную стоянку у морского вокзала заполярной столицы в качестве музея арктического мореплавания.
О памяти и лицедействе
Судьба первенца нашего атомного подводного флота для Ростислава Евгеньевича больной вопрос. Он рассказывает: «Вот недавно пронесся очередной слух, мол, «Ленинский комсомол» разрезали. Тут же из «Малахита» звонит Шмаков (Радий Шмаков – генеральный директор КБ, в свое время работал над 627-м проектом. – Прим. О.Х.), а за ним Мормуль (Николай Мормуль - контр-адмирал в отставке, один из первых моряков К-3. – Прим. О.Х.)… Оба с возмущением: «Неужели разрезали?!» И со страхом ждут ответа. А я им, чтоб перца добавить, говорю: да, разрезали… На том конце трубки такое тягостное молчание, что я уж и не рад тому, что пошутил. Да не разрезали, не разрезали… Стоит как стояла, все денег ждет…»
Не поднялась рука у судоремонтников «Нерпы» на неправедное дело. Подлодку, ставшую частью нашей общей истории, они отбуксировали «в самый запаученный угол» - еще один образ от Ростислава Евгеньевича. Чтобы она не мешала работе на акватории завода – лодка ведь не маленькая, 100 метров длиной. Там она и стоит. Под флагом ВМФ.
А лодку между тем вполне реально довести до ума – в качестве корабля-музея, разумеется. Сумма, необходимая для этого, примерно равна стоимости… футболиста уровня сборной России. Ну уж после такой информации точно напрашиваются определенные выводы.
Во-первых, сборная по футболу у нас все-таки не лучшая, даже в Европе, хотя футболистов-миллионеров в стране хватает и страна их уже готова зацеловать. Денег, чтобы увековечить подвиг нескольких поколений ученых, корабелов и моряков, у страны нет, и страна не чувствует по этому поводу стыда. Выходит, патриотизм теперь сводится к тому, чтобы накачаться пивом по самые уши и орать «Вперед, Россия!»?
Когда наш первый атомный подводный корабль впервые покидал акваторию Северодвинска, когда впервые шел на океанскую глубину, а позже впервые устремился к Северному полюсу, это было настоящее движение вперед, не ее отдельно взятых высокооплачиваемых граждан, а всей нашей нации. И ведь дня не проходит сегодня, чтобы государство не долдонило про «любовь к отеческим гробам», чтобы не призывало нас любить Отечество. Из самого первого экипажа АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» сейчас на белом свете пять человек осталось. Наверное, за лицедейство нашего государства им обиднее всего.
Заместитель главного редактора Олег ХИМАНЫЧ
встречает свое 50-летие первый атомный корабль нашей страны
//
www.vdvsn.ru