[image]

Англичане про Российский флот

Теги:флот
 
1 2 3
RU Barbarossa #28.07.2008 12:00
+
-
edit
 

Barbarossa

Любитель тунисских тётков
★★★★
☠☠☠

ИноСМИ - Все, что достойно перевода

Проект ИноСМИ.Ru публикует самые яркие и примечательные материалы зарубежных СМИ на русском языке.

// inosmi.ru
 



Русский военный флот ("The Times", Великобритания)

Статья опубликована 24 августа 1853 г.

(перепечатано из Allgemeine Zeitung)

О российском военном флоте в других европейских странах известно очень мало, а имеющиеся суждения об этом предмете весьма расплывчаты и, можно сказать, едва ли не вводят в заблуждение. Нам, однако, личные наблюдения дают возможность изложить некоторые факты, касающиеся военно-морских сил России.





Чтобы боевой флот страны годился на что-либо полезное, а не просто производил салюты и гнил у причалов, ей необходимо в первую очередь побережье, выходящее к открытому морю, и обладающее удобными гаванями. Вторым по значению условием следует считать хорошие корабли, умелые команды, и дельных офицеров. Россия обладает тремя внутренними морями. Единственное открытое море, с которым она граничит - на Крайнем Севере - сковано льдами. Выходами из двух наиболее важных внутренних морей служат проливы Босфор и Зунд, что делает их уязвимыми в случае блокады.

Русские порты, за исключением, конечно, Кронштадта и Севастополя, малопригодны для стоянки военных флотов. Гавань Гельсингфорса - лучшего порта Финляндии - слишком мала. Правда в Финском заливе, - в устье реки Кюмене - имеется еще укрепленный порт Роченсальм, который служит станцией для так называемой 'шхерной флотилии'. Ревель (он также расположен в Финском заливе) - порт чисто торговый: некогда имевшиеся там укрепления почти полностью снесены. В Архангельске имеются верфи и укрепленная гавань, но этот порт находится далеко на севере, и в случае войны сколько-нибудь значительную роль играть не будет. То же самое можно сказать о портах в Каспийском море, а гавань Астрахани в устье Волги к тому же приводят в негодность песчаные наносы. Азов и Таганрог слишком мелководны; это относится и ко всем другим портам на Азовском море, а также к Феодосии и Херсону. На пути из Кронштадта в Санкт-Петербург глубины настолько малы, что столицы могут достигать лишь суда с осадкой не более 7 футов. Корабли, построенные на петербургских верфях, приходится доставлять в Кронштадт волоком по суше: одно время для этого использовали верблюдов. Одесса - сугубо коммерческий порт, и единственной пригодной для военного флота гаванью на Черном море остается Севастополь - он и служит базой Черноморского флота. Севастопольская гавань обширна, глубоководна, защищена мощными укреплениями, и обладает дополнительными преимуществами в виде регулярных приливов и благоприятных ветров. Порты Бессарабии ни малейшего военного значения не имеют.

Что касается охраны портов, содержания маяков, буев и т.д., то следует признать, что все это находится в образцовом порядке - и российская казна не жалеет средств на подобные цели. Однако создание стратегической системы портов, коей могут похвастаться Англия и Франция, для России исключено. Французский и английский флоты в собственных морях могут отважиться на самые смелые и рискованные маневры - при необходимости они всегда найдут убежище под прикрытием батарей своих военных гаваней. Русский же флот, имея в тылу лишь Кронштадт и Севастополь, постоянно подвергается опасности оказаться отрезанным от своих баз, а потому не может ни при каких обстоятельствах вести наступательные действия. Он выполняет чисто оборонительные задачи. В подобных обстоятельствах стремление России приобрести более удачные гавани и береговую линию представляется совершенно естественным.

Поговорим теперь о самих кораблях. Для кораблестроения Россия располагает всеми необходимыми материалами, и притом наилучшего качества. Дуб, который дают ее леса, ничем не уступает канадскому, из коего строятся британские корабли, однако в последние годы из-за чудовищных масштабов вырубки леса Средней России уже не способны удовлетворить потребности военного флота, и русским приходится доставлять древесину для своих кораблей с севера. Это дерево по условиям климата поступает на верфи сырым, но ему никогда не дают должным образом просохнуть. Следовательно, оно быстрее гниет и истребляется червями-древоточцами. Так, считается, что у русских кораблей срок службы на треть меньше, чем у английских. Отчасти это, вероятно, обусловливается (особенно на Балтике) также воздействием короткой, неравномерной волны и льда.

Паруса и канаты на русском военном флоте превосходного качества. Русские парусные мастера славились уже во времена Петра Великого, а русской парусине по сей день отдают предпочтение перед шотландской. Русская пенька пользуется не меньшей известностью, чем изготавливаемые в этой стране смола и кожи. Пушки также выше всяких похвал. На кораблях царят образцовый порядок и чистота; по сей день заметно, что первые уроки корабельного дела Петр получил не где-нибудь, а в Голландии. Обстановка в каютах отличается крайней роскошью, соответствуя вкусам и привычкам русской аристократии.

Русские капитаны и адмиралы нисколько не похожи на грубоватых, неотесанных морских волков вроде Дрейка, Ван Тромпа и де Ройтера. По утрам они встают неторопливо и вальяжно, щеголяя в домашних туфлях и халатах; днем нежатся на диванах малинового бархата с французскими романами, часами просиживают за пианино, играя этюды Шопена. На деле офицеры русского военного флота крайне мало интересуются своим ремеслом; невежественными их ни в коей мере назвать нельзя - училища в Ораниенбауме, Петербурге, Одессе и Николаеве дают все необходимые теоретические знания - но душа к морскому делу у них не лежит, и в случае войны станет очевидно, что русским кораблям не хватает хороших командиров.

Во многом сказанное относится и к матросам. Русские не любят соленой воды. Большинство рекрутов приходит на флот из внутренних областей страны: это настоящие 'сухопутные крысы', впервые увидевшие море лишь после того, как их 'забрили' на флот. В отличие от английских и французских матросов, они не дышали морским бризом с колыбели. В жилах англичан течет кровь норманнов-викингов - кровь первых в истории владык морей. Русские же происходят из безводных степей Монголии. Английские и французские эскадры бороздят все океаны, но русский военный корабль лишь изредка рискует выйти в открытое море. А это - очень важная вещь: русские матросы непривычны к морю, они не прошли 'испытание штормами'. Русские флоты почти не участвовали в серьезных сражениях - Наварин к таковым, конечно, относить нельзя.

Воинская доблесть отчасти питается памятью о славном прошлом. Но у русских моряков и морских пехотинцев такого прошлого нет. Они застывают по стойке 'смирно' на палубе в высоких сапогах и тесных мундирах в точном соответствии с уставом, - ноги должны быть развернуты под углом ровно в 45 градусов - такую же эту строевую выучку они должны выказывать и на спардеке, у помп или орудий. Правила и уставы регламентируют каждое движение русских моряков: даже в минуту величайшей опасности они будут методично поднимать якорь - хотя англичане в этом случае просто обрубили бы канат, развернули корабль и поставили бы все паруса до последнего, так чтобы мачты гнулись. С орудиями канониры управляются споро и сноровисто, но в целом маневры на русском флоте выполняются гораздо медленнее, чем на английском: русские корабли имеют меньшую длину, что затрудняет повороты, а сигнальная система далека от совершенства. Своей неповоротливостью и толщиной бортов русские корабли напоминают 'плавучие крепости' испанской Армады.

Различные маневры на российском флоте выполняются с величайшей точностью, но, судя по всему, каждому члену команды отведено четкое место по боевому расписанию, и знает он только узкий круг своих обязанностей. Конечно, благодаря практике этими навыками он овладевает в совершенстве, но возникает вопрос - как все эти маневры будут выполняться в сражении, когда многие в команде будут убиты или ранены, а заменить их никто не сможет? Герцог Йоркский требовал, чтобы его люди умели управляться и с ружьями, и с пушками, и с парусами одновременно: такой принцип несомненно представляется более разумным.

Военно-морская служба в России подчиняется раз и навсегда заведенному механизму. Русский матрос отрабатывает определенные часы и ложится спать. Он не болеет душой за дело, и самое важное для него - это прием пищи. В отличие от англичанина, он не 'повенчан' со своим кораблем, он - не дитя океана. Если русский матрос увидит валяющийся на палубе канат, он не свернет его и не уберет с пути, а доложит лейтенанту. Тот, в свою очередь, сверится со списком, чтобы выяснить, кто из команды пренебрег своим долгом, и, найдя виновного, возьмет его за ухо и потащит к неубранному канату. Так в России понимают порядок и дисциплину.

При всей этой регламентации на военном флоте, однако, нет единой системы наказаний за провинности. Их каждый капитан определяет по собственному усмотрению.

Управление военным флотом и его снабжение в России налажено образцово - насколько можно судить по ведомостям и документам Адмиралтейства. Что же касается истинного положения дел, то здесь я не рискну высказывать определенное суждение. Однако, поскольку правительство уделяет флоту большое внимание и тратит на него немалые средства, он, вполне возможно, в достатке снабжен всем необходимым. Но при всем вышесказанном России трудно будет вести войну на море, поскольку у нее нет собственного торгового флота. Ее морская торговля ведется руками немцев, англичан, греков и шведов. В истории всех великих морских держав военный флот возникал на основе флота торгового. Для России флот - не естественный плод народного характера; он создавался по приказу сверху, и, как уже отмечалось выше, будучи, возможно, полезным средством обороны, он никогда не станет орудием войны завоевательной.

Русский флот состоит из пяти дивизий, из коих три базируются на Балтике, а две - на Черном море. Во время последней войны с Турцией Россия имела 32 линейных корабля, 25 фрегатов, 20 корветов и бригов, 7 бригантин, 6 шлюпов, 84 шхуны, 20 галер, 25 плавучих батарей, и 121 канонерскую лодку - всего 464 корабля с 6000 орудий. С тех пор на российских верфях не переставая кипит работа, и в результате на сегодняшний день русский флот состоит из 60 линейных кораблей (от 70-пушечных до 120-пушечных) 37 сорока-шестидесятипушечных фрегатов, 70 корветов, бригов и бригантин, 40 пароходов, 200 канонерок и галер, несущих в совокупности 9000 пушек. Служит на нем 42000 моряков и 20000 морских пехотинцев.

Как явствует из нашего рассказа, в противоборстве с любой из великих морских держав у России нет шансов на победу. Ее цари не жалели забот и трудов для создания мощного флота, но все эти усилия останутся тщетными, если России не удастся завоевать и присоединить побережье Турции, Греции и Швеции - что даст ей выход в открытое море, удобные гавани и прирожденных моряков в качестве новых подданных.
   
RU shhturman #28.07.2008 12:17
+
-
edit
 

shhturman

аксакал
★★
Не самое худшее описание русского флота...
   
+
-
edit
 

Cannon

опытный

shhturman> Не самое худшее описание русского флота...

Обратите внимание на дату - прямо накануне Крымской войны... А в ней, как выяснилось, качество парусины и пеньки имело третьестепенное значение.
   
+
-
edit
 

shhturman

аксакал
★★
shhturman>> Не самое худшее описание русского флота...
Cannon> Обратите внимание на дату - прямо накануне Крымской войны... А в ней, как выяснилось, качество парусины и пеньки имело третьестепенное значение.

Это не по отношению к рядовому составу - это скорее к адмиралитету, хотя... могли выйти навстречу объединенному флоту и умереть, тем самым оставив Юг России вообще без защиты, а могли сделать то, что сделали - сковать экспедиционные силы и не дать пойти дальше... Подходить можно по разному ;)
   
+
-
edit
 

tramp_

дёгтевозик
★★

стоило бы исправить заголовок
   
RU Barbarossa #28.07.2008 12:50
+
-
edit
 

Barbarossa

Любитель тунисских тётков
★★★★
☠☠☠
Можно было не топить корабли, а вывести их на Кавказ или ближе к Одессе. Что бы евросоюзники не смогли беспрепятственно (конвеером) перевозить солдат. Но наши адмиралы настолько боялись англичан, что предпочли самозатопиться. И отдать море ти инициативу врагу.
   
+
-
edit
 

Cannon

опытный

Собственно, я до сих пор не понимаю, почему цари вообще не думали о развитии собственного торгового флота. Со времен князей и по сю пору вся торговля - в руках варягов... Неужто трудно было ввести какую-нито дискриминационную пошлину за ввоз/вывоз товара на иностранном корабле?
   
+
-
edit
 

tramp_

дёгтевозик
★★

Barbarossa> Можно было не топить корабли, а вывести их на Кавказ или ближе к Одессе. Что бы евросоюзники не смогли беспрепятственно (конвеером) перевозить солдат. Но наши адмиралы настолько боялись англичан, что предпочли самозатопиться. И отдать море ти инициативу врагу.
Ну да, а карты побережья ЧМ у союзником не было.. Превосходство было на их стороне, так что это необосновано.
   
RU Barbarossa #28.07.2008 13:13
+
-
edit
 

Barbarossa

Любитель тунисских тётков
★★★★
☠☠☠
Любой корабль на плаву воздействует на противника фактом своего существования. Как Тирпиц. А Нахимовы просто тупо взяли у утопили свои Тирпицы и тем самым дали зеленый свет конвоям.
   
+
-
edit
 

tramp_

дёгтевозик
★★

Barbarossa> Любой корабль на плаву воздействует на противника фактом своего существования. Как Тирпиц. А Нахимовы просто тупо взяли у утопили свои Тирпицы и тем самым дали зеленый свет конвоям.
Ториц действовал? А конвои значит по воздуху летали. Для компенсации его присутствия было дальнее прикрытие с линкорами и авианосцем, а также общее превосходство в силах. В итоге кардинально решить вопрос - перерезать северный путь снабжения ЛК Тирпиц не выполнил. Потом его утопили.
Нахимов кстати, ЛИЧНО на совещании предлагал выйти и с ЧЕСТЬЮ ПОГИБНУТЬ в БОЮ. А он реально оценивал возможности своего флота. Остальные офицеры предлагали топиться. Так что это не "если бы не генералы". Можете зайти на ВИФ, там некоторые участники в вашем стиле сейчас на эту тему строчат яростные филиппики на тему трусливого командования ЧФ.
   
RU Barbarossa #28.07.2008 13:53
+
-
edit
 

Barbarossa

Любитель тунисских тётков
★★★★
☠☠☠
Глупо погибать честно в бою. Умно по подлому нападать на транспорты или на турецкие черноморские крепости.
Янки бы ни за что не стали бы топить флот. Они скорееб на Ирландию напали б.
   
+
-
edit
 

tramp_

дёгтевозик
★★

Barbarossa> Глупо погибать честно в бою. Умно по подлому нападать на транспорты или на турецкие черноморские крепости.
Глупо-неглупо, а это единственный вариант при приходе союзников к Севастополю. Креполсти - а что это даст? Десант у нашего берега. Транспорты с конвоем, рейдеры ловить будут.
Barbarossa> Янки бы ни за что не стали бы топить флот. Они скорееб на Ирландию напали б.
Это хорошо, когда есть возможность, а когда ее нет?
   
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
На пути из Кронштадта в Санкт-Петербург глубины настолько малы, что столицы могут достигать лишь суда с осадкой не более 7 футов. Корабли, построенные на петербургских верфях, приходится доставлять в Кронштадт волоком по суше: одно время для этого использовали верблюдов.
 


Сильно задвинуто :)
   
RU Вованыч_1977 #28.07.2008 14:18  @Jurgen BB#28.07.2008 13:53
+
-
edit
 
Barbarossa> Глупо погибать честно в бою...
Надеюсь, ветераны флота не увидят сих слов...
По вашему получается, что тот же "Сибиряков", "Пассат", "Туман" и многие другие погибли ГЛУПО?!
ИМХО это плевок людям, которые геройски сражались и погибли на боевых постах, предпочтя гибель "умной" сдаче в плен! Нельзя так...
   
RU Barbarossa #28.07.2008 14:42
+
-
edit
 

Barbarossa

Любитель тунисских тётков
★★★★
☠☠☠
Сибиряков попал в безвыходную ситуацию. Светлая им память. Но вы путаете немножко понятия. ЧФ против флота Европейцев это ен сибиряков против Шеера. Это как Минимум Киров или Красный Кавказ. Шанс у него тогда бы был бы.
   
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
На пути из Кронштадта в Санкт-Петербург глубины настолько малы, что столицы могут достигать лишь суда с осадкой не более 7 футов. Корабли, построенные на петербургских верфях, приходится доставлять в Кронштадт волоком по суше: одно время для этого использовали верблюдов.
 


Fakir> Сильно задвинуто :)

Про верблюдов - это конечно да (руссиш экзотик), а вот первое предложение верно:

   
RU Вованыч_1977 #28.07.2008 14:47  @Jurgen BB#28.07.2008 14:42
+
-
edit
 
Barbarossa> Сибиряков попал в безвыходную ситуацию. Светлая им память. Но вы путаете немножко понятия...
Поверьте, Barbarossa, понятий никогда не путал! Просто есть слова, которые по отношению к конкретным людям и событиям звучат очень оскорбительно. Ну негоже так к памяти...
   
+
-
edit
 

KepTar

втянувшийся

Удручающая характеристика.
Однако с тех времен многое изменилось и большей частью в лучшую сторону.
Русские же происходят из безводных степей Монголии. Английские и французские эскадры бороздят все океаны, но русский военный корабль лишь изредка рискует выйти в открытое море. А это - очень важная вещь: русские матросы непривычны к морю, они не прошли 'испытание штормами'. Русские флоты почти не участвовали в серьезных сражениях - Наварин к таковым, конечно, относить нельзя.
 

При попытке объективности, все-же европейские штампы взглядов на Россию присутствуют.
До Наварина были открытие Аляски, Антарктиды, кругосветные плавания, Чесменское сражение в Эгейском море.
   
+
-
edit
 

Cannon

опытный

Fakir>> Сильно задвинуто :)
A.1.> Про верблюдов - это конечно да (руссиш экзотик),

Правильно будет - медведов использовали...
   
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Fakir>> Сильно задвинуто :)
A.1.> Про верблюдов - это конечно да (руссиш экзотик), а вот первое предложение верно:
A.1.> Экскурсия по Кронштадту

Да про это всё я знаю. Кстати, и устье Волги в чём-то аналогичный канал :)

Но где там сказано про доставку построенных в Питере кораблей в Кронштадт посуху? :)
   
RU Barbarossa #28.07.2008 14:51
+
-
edit
 

Barbarossa

Любитель тунисских тётков
★★★★
☠☠☠
Ну в русскойф Арми вообще то верблюдов повсеместно использовали. Опять же после того как перед войной с Наполеоном, наши войска перешли Финский Залив по льду и Шведы у видели у стен Стокгольма и верблюдов и Калмыцкую конницу с луками, железные нервы викингов не выдержали и с тех пор они никогда не воевали с Россией.
   
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
Fakir> Но где там сказано про доставку построенных в Питере кораблей в Кронштадт посуху? :)

Видимо автор что то слышал об широком использовании бурлацкой тяги на российской речной системе (не удивлюсь, что на той же Волге иногда могли и верблюдов использовать).
Ну немножко экзотики то западный корр. себе мог позволилить :)
И так статья по содержанию и стилю - почти неприличное (для цивилизованного человека) низкопоклонство перед русскими медведами ;) .
   
+
-
edit
 

Cannon

опытный

Fakir>> Но где там сказано про доставку построенных в Питере кораблей в Кронштадт посуху? :)
A.1.> Видимо автор что то слышал об широком использовании бурлацкой тяги на российской речной системе (не удивлюсь, что на той же Волге иногда могли и верблюдов использовать).

У нас в Уфе, в музее имеется фотка - по Белой какую-то баржу тащат верблюды. Белая впадает в Каму, Кама в Волгу, если кто не знает.

A.1.> Ну немножко экзотики то западный корр. себе мог позволилить :)

Ну да, а без этого какая ж это Россия?

A.1.> И так статья по содержанию и стилю - почти неприличное (для цивилизованного человека) низкопоклонство перед русскими медведами ;) .

Ага. И аффтар жестоко поплатился за нее, когда расхваленный флот "с отдельными недостатками" самозатопился...
   
RU Denis_469 #28.07.2008 15:22
+
-
edit
 

Denis_469

втянувшийся

Можно сколько угодно зубоскалить, что флот тогда затопился. А он и не мог (если смотреть реально) ничего сделать кроме как геройски погибнуть в бою. И причина этого кроется не в том, что адмиралы (офицеры, матросы) были трусами или что качество материалов было плохим. Причина кроется в безграмотном руководстве страной. Так применение паровых машин на парусных судах признавалось бредом и поняли эту реальность только после начала войны когда выяснилось, что это нетак было поздно. Набор руководящего персонала была та-же английская система набора которая применялась в царской России и сейчас после развала СССР снова возобновлена. Плюс к этому было огромное количество людей не могущих получить образование что резко снижало наукоэффективность государства.
В результате всего этого флот и самозатопился.
Вариант того, что было бы если бы флот вышел в море на сражение мы увидели в Цусиме где также была показана отсталость английской системы набора сотрудников распространённая на всю страну.
И не хочу быть пророком, но если лет через 5-7 что-то начнётся, то снова флот вынужден будет просто погибнуть. Потому как сейчас в РФ идут те-же ошибки, что делала Российская империя.

А что касается статьи - вполне качественное исследование. Особенно с учётом того, что даже сейчас в 21 веке в США (например) многие уверены, что в России ездят на медведях и они особенно в Сибири гуляют по улицам городов.
   
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

au

   
★★
При таких делах флот нужно отменить и настроить танков и ракет. :) С танками и ракетами как-то исторически сложилось. :)
   
1 2 3

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru