Виктор БАРАНЕЦ — 11.04.2007
Не так давно на питерском судостроительном заводе «Северная верфь» случилась любопытная история.
Старший строитель Петр Вергелис и главный строитель по ремонту и модернизации Анатолий Бондаренко обратились к известному в городе бизнесмену Владимиру Барсукову с просьбой найти денег для ремонта эсминца Северного флота «Расторопный».
Корабль уже 7 лет на верфях и, по словам корабелов, «не ремонтируется, а догнивает». Потому что Минобороны «свело к нулю» финансирование ремработ. Все эти годы заводу приходилось залезать в собственную казну, чтобы поддерживать «жизнеспособность» корабля. Ну что-то вроде кислородной подушки для тяжелобольного.
Авторы обращения к Барсукову ради спасения эсминца просили у него $70 млн. Предприниматель еще размышлял над челобитной ветеранов «Северной верфи», а руководство завода уже... предложило им уволиться. Замдиректора по работе с персоналом Олег Бондарев сказал мне, что такое решение было достигнуто «по взаимному согласию сторон». Хотя один из них отработал на этом предприятии 42 года, а другой - 28 лет! Не слишком ли суровая кара только за то, что люди просили у бизнесмена денег для спасения корабля?
Но остуди, читатель, возмущение свое - не все так просто. Оказывается, оба «подписанта» накропали прошение к бизнесмену на бланке завода, да еще (для пущей солидности) и официальной печатью его прихлопнули. Получилось, что они действовали от имени руководства, которое просить подаяние у Барсукова их не уполномочивало. Но и это не все. Говорят, особенно начальство «Северной верфи» возмутилось оттого, что ветераны-корабелы обратились к бизнесмену с «неоднозначной биографией». А это, дескать, нанесло имиджу завода серьезный урон. Не знаю, насколько искренни в своих покаяниях Вергелис и Бондаренко, но они согласны с этим вердиктом. Мол, каемся, не ведали, к кому обращались. Хотя на заводе почти каждый знает, что выходец из Тамбова Владимир Барсуков много помогал экипажу атомохода «Тамбов» продуктами и средствами связи. За что и зачислен в почетные члены команды подлодки.
А вот когда те же северные корабелы-ветераны (в том числе и командир эсминца) пару лет назад послали официальный факс бизнесмену и губернатору Роману Абрамовичу с просьбой подкинуть деньжат на ремонт погрызенного ржавчиной корабля, ответом было молчание. И никто не покарал «попрошаек» за нанесение вреда имиджу фирмы.
А тем временем «Расторопный» медленно догнивает на верфи. Тысячи заводчан вздыхают, глядя на корабль, про который словно забыло Министерство обороны. Нашлись лишь два человека, которые не выдержали этого издевательства над эсминцем. И решили спасать его. Возможно, сомнительным способом. Не нам судить.
Но благородство их намерений вряд ли заслуживает такой суровой кары только за то, что они обратились за помощью «не к тому человеку». Как резонно заметил один из заводчан, «почти каждый работник «Северной верфи», имеющий личный автомобиль, заправляет его на бензоколонках Петербурга, владельцем которых называют именно Барсукова. И руководство верфи наверняка там же заправляется. Где же еще-то? Так, может, всем пора увольняться?»