Уэйн Хэйл, Закрывая Шаттл (
Wayne Hale's NASA Blog: Shutting Down the Shuttle | SpaceRef - Your Space Reference )
Кажется, именно генерал Норман Шварцкопф сказал: "кабинетные генералы изучают тактику, а боевые - снабжение". Один из первых усвоенных мной уроков в деле управления программами заключался в том, что внимание к таким мелочам как поставщики, подрядчики и производители запчастей предопределит успех или провал программы больше, чем любой другой управленческий аспект. Эти мелочи неувлекательны, Голливуд не снимает про них фильмов, но логистика и цепочки снабжения это невоспетые столпы, на которых стоит любой крупный проект.
Приятно иметь за пазухой красноречивую риторику или высокие философские принципы, но в реальном мире реальные программы реально управляются посредством денег. Когда бюджет на логистику и снабжение исчерпан, программа заканчивается. Инерция и запасы на складах могут продержать её на плаву ещё немного, но когда они заканчиваются, приходит время сдавать всё в музей.
Четыре года назад, по программе Шаттла были сделаны последние закупки "для поддержания жизнедеятельности". Это значит, что мы закупили достаточно запчастей чтобы отлетать все запланированные тогда полёты и ещё предусмотрительный запас для резерва. После этого мы начали рассылать уведомления о прекращении контрактов (УПК). Около двух лет назад, мы прекратили отношения с 95% производителей частей для внешнего топливного бака. Меньшие, но тем не менее значительные доли контрактов с производителями частей для главной ДУ, челнока, и ТТУ, тоже были прерваны.
Множество из того, что производится для челнока, делается по спецзаказу. Например, электроника, которую больше никто не производит, потому что она образца 70-х. Она работала, поэтому не было смысла вкладываться в сертификацию новых деталей. Ведь сертификация новых деталей обошлась бы значительно дороже! Специальные сплавы, сделанные для условий космических полётов, множество мелких запчастей, производившихся в частных лавочках в основном в долине Лос-Анджелеса, всегда были нормой, а не исключением. Вам может казаться, что такие "простые" вещи, как болты, гайки, шайбы, фильтры и прокладки могут быть куплены в готовом виде в любом магазине, но если вам так кажется, это всего лишь означает, что вы ничего не понимаете в Шаттле. Подавляющее большинство деталей, расходных материалов, инструментов для наземных служб, было сделано по специальному заказу и с использованием уникальных и жёстких требований и стандартов.
Наш опыт с Шаттлом говорит, что если мы пытаемся срезать углы - быть беде. Незначительные, незаметные изменения приводили к большим проблемам. Например, прекращение поставок растворителя создало огромную проблему для коллективов ТТУ несколько лет назад, когда вещи просто неожиданно распадались у них под руками. Потребовалось могучее научное и инженерное усилие и большая детективная работа, чтобы определить что виновником всего были незначительные изменения в составе нового растворителя. Когда части ТТУ распадаются у вас под руками, это очень плохо. И таких примеров сотни.
Сертификация поставщика запчастей для Шаттла это долгий и сложный процесс. Не так много компаний делают эту работу. Почти все из них испытывают гордость за то, что они являются частью космической программы. Множество из них занимаются этим с середины 70-х. Так что, когда частная мастерская Мамаши и Папаши получают УПК от программы Шаттла после 35-и лет производства, и у них есть другие клиенты, угадайте что они делают? Мамаша и Папаша, как правило, закрывают мастерскую, выводят на пенсию своих высококвалифицированных рабочих, и уезжают из Лос-Анджелеса в свой пенсионный коттедж в горах или на берегу моря.
Всё это и происходило последние четыре года; большинство произошло два года назад.
Так что давайте ради интереса посмотрим, что произойдёт если мы каким-то образом решим продлить эксплуатацию Шаттла ещё на несколько полётов.
Время от времени какой-нибудь поставщик специальных деталей для Шаттла закрывается. Из нашего опыта следует, что немедленно возникают огромные проблемы уже даже с тем, чтобы хотя бы найти кандидатов на конкурс. Иногда нам приходилось буквально обходить все двери с протянутой рукой. И всегда нам приходилось платить втридорога за мелкие партии уникального оборудования.
Если есть время и деньги, возможно всё. Но у нас всегда не хватает времени и денег. Такова жизнь.
Например, если сейчас мы начали бы строить новый внешний бак в Мичуде, скорее всего на полке найдётся достаточно запчастей. Но очень скоро они закончатся. Возможно, что на следующий бак, который надо будет начинать уже через 3 месяца, придётся заказывать новую партию специальным заказом. Иногда старый поставщик ещё находится в деле и его можно убедить сделать лишнюю партию своих старых запчастей. Но во многих случаях, придётся искать нового поставщика. Так как партия будет маленькой, плата за неё будет повышенной, и после этого начнётся процесс сертификации, который занимает от 6 месяцев до года. Первая партия скорее всего будет содержать дефекты, неизбежные в процессе изучения рабочими нового производства. Так что скорее всего через 15 или 18 месяцев у вас наконец будут детали для следующего бака - "всего лишь" через полтора года после того, как они вам понадобились. Появится новый "провал". На этот раз не между Шаттлом и Орионом, а между Шаттлом и следующим Шаттлом.
И в результате этого мы получим старую технологию по резко завышенной цене, и к тому же далеко не такую надёжную, как нам хотелось бы.
Вы же знаете, что я люблю Шаттл больше всех вас, вместе взятых. Я думаю, что это лучший космический корабль из когда-либо построенных. Но я также живу в реальном мире.
Откуда появятся деньги? Откуда появятся люди - те самые, которые должны сейчас начать работу над лунной программой?
Мы запустили процесс закрытия Шаттла четыре года назад. Поезд ушёл.
Комментарий: Уэйн Хэйл - инженер НАСА, директор программы Шаттла и заместитель администратора НАСА по стретегическим партнёрам. Карьеру в НАСА начал в 1978. Директора программы Шаттла с 2005.