Металлическая плетеная сетка - прочное, чрезвычайно пластичное и удобное в работе покрытие, может с успехом заменить в макете (при моделировании рельефа крупного размера) металлическую или деревянную арматуру. Вначале сетку прибивают гвоздями по краям подмакетника, вытягивают плоскогубцами нужный рельеф на ее поверхности, а затем обшивают холстом или мешковиной. Для создания плавного рельефа, характерного для степных, луговых и других равнинных участков, поверхность холста дополнительно покрывают жидким гипсом, папье-маше или мастикой. На высушенный рельеф наносят слой клея и присыпают его трухой, сухой травой, волокнами, сучками (теми материалами, которыми обычно бывает покрыта земля). Несколько раз эту поверхность поочередно припудривают земляной пылью, вначале крупной, затем средней и, наконец, мельчайшей. Для прочного прикрепления этих материалов к поверхности рельефа их приторцовывают матерчатым тампоном, следя за тем, чтобы земляная пыль прочно пристала к рельефу. Потом макет переворачивают, чтобы обнаружить проплешины. Их вновь покрывают слоем клея и обрабатывают земляной пудрой.
Такыр - это пересушенный участок глинистой почвы в пустыне или степи, бывший весной после бурного таяния снегов дном водоема (фото 13).
Характерная особенность такыров - многочисленные и глубокие трещины на поверхности и большая прочность почвы, образовавшаяся под действием лучей солнца при быстром высыхании. Воссоздание таких участков несложно. Подготовленный подмакетник для такыра должен быть крепко сколочен из досок с бортиками не более 2 см высоты. Привезенная из пустыни или степи почва разбивается молотком до получения глинистой муки. Затем в нее добавляют горячий столярный клей, хорошо перемешивают и полученную густую однородную массу перекладывают на подмакетник, заполняют его и утапливают в нем земляной сор, отдельные части растений, полегшую траву и т.д.
Чтобы получить характерные для такыра трещины, подмакетник устанавливают в сушильную камеру или выставляют летом на солнцепек, что ускоряет сушку, вызывая усиленное образование на поверхности подмакетника трещин. Ускоренную сушку можно вызвать и электрообогревателем, подставив его под макет. Благодаря введению различных клеев почва после затвердения становится прочной, выдерживает тяжесть человека, который моделирует передний план в диораме или биологическую группу.
Скульптурная лепка скалы или ряда скал, уходящих вдаль (барельеф), уже требует определенного скульптурного мастерства, так как в процессе исполнения приходится создавать в перспективе серию граней скал, частично упрощая или стилизуя их форму. Для этого вначале по подготовленному каркасу прокладывают слой глины, а затем поверхность пролепляют. В этом очень помогают фотографии. С вылепленной модели скалы в натуральную величину снимают гипсовую форму. Если макет скалы небольшой или она односторонняя, то гипсовую форму снимают целиком, в противном случае - кусками.
Можно снять гипсовую кусковую форму и с небольшого участка натуральной скалы. Это облегчает труд бутафора и в то же время позволяет создать в музее достаточно естественную натуральную скалу. Гипсовая форма, снятая с лепной или натуральной скалы, изнутри покрывается тонким водоотталкивающим слоем, смазкой. Затем форму оплескивают жидким гипсом и ее стенки прокладывают в несколько слоев кусками мешковины, смоченными в гипсе, устанавливают деревянные или металлические распорки, которыми укрепляют слепок. После затвердения гипса форму осторожно скалывают, освобождая слепок скалы. Если по каким-либо причинам отливка была сложной и состояла из нескольких отдельных частей, их собирают вместе и плотно скрепляют, используя для этого проволоку или другую арматуру.
Модель скалы после высыхания можно окрашивать масляными красками, разведенными на керосине (в этом случае блеска не будет). Краску наносят аэрографом, пульверизатором, обрызгивают со щетки, расписывают кистями и т.д.
Для изображения мокрой скалы или текущего по ней ручейка поверхность на макете в нужном месте покрывают несколько раз бесцветным лаком (лучше масляным) или струйку лака выливают сверху на нужное место. Лак, растекаясь, быстро высыхает и дает полное впечатление текущего ручейка. Устанавливая на скале натуральное или искусственное растение, необходимо правильно поставить его на ту часть скалы, где это растение может произрастать