Орбитальный дирижабль

докуриваются и до такого...
 
MD Serg Ivanov #11.07.2008 22:12
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
Оригинальный план выглядит так:
Ascender - небольшой транспортный V-образный дирижабль для транспортировки с земли на DSS станцию. Именно прототип этого дирижабля заинтересовал Пентагон.

DSS (Dark Sky Station) - постоянно висящая на высоте 40-50 км огромная летающая станция - 2 километра в диаметре (состоит из пяти лучей). Наполнена гелием, получает энергию от солнечных батарей. Другими словами - суборбитальная космическая станция (предположительная стоимость гелия - 50 миллионов долларов, дешевле запуска одного Союза)

Наконец, собственно орбитальный корабль - два километра в длину, наполнен гелием, принципиально не может приземлиться на землю (не хватит прочности). Поднимается с высоты DSS до границы атмосферы (60 км) и затем использует ионоплазменный двигатель для разгона. Согласно расчётам требуется 5-9 дней для достижения орбитальной скорости. Столько же - на замедление.

Прелесть подхода состоит в том, что все элементы легче воздуха. Сопротивление воздуха на высоте 50-60 км ничтожное, что позволяет делать огромные непрочные газонаполненые конструкции и тихонечко разгонять их эффективными ионными движками.
Никаких безумных нагревов при снижении, никаких химических движков и микросекунд на принятие решений. Очень высокая безопасность и, если задуматься, фантастически низкая стоимость - конечно, только один гелий будет стоить около 20 миллионов долларов (труба 40 метров в диаметре*2км из расчёта $2/кубометр), но это просто крохи, по сравнению с любыми сегодняшними запусками. Тем более, что гелий нужно лишь частично пополнять от полёта к полёту. JSO Forum

Интересно возможно ли в принципе постепенным разгоном вывести тонкопленочный высотный аэростат на орбиту?
Прикреплённые файлы:
 
 
Это сообщение редактировалось 11.07.2008 в 23:25
RU Tot Amon #11.07.2008 23:00  @Serg Ivanov#11.07.2008 22:12
+
-
edit
 

Tot Amon

втянувшийся

админ. бан
S.I.> Оригинальный план выглядит так:
и, если задуматься, фантастически низкая стоимость - конечно, только один гелий будет

Да зачем гелий? На таких высотах нужно использовать более дешевй и эффективный водород, так как пожар при таком давлении там не грозит.

>Сопротивление воздуха на высоте 50-60 км ничтожное

Да? А "Колумбия" хорошо там горела! Понятно, что разгон будет где-то выше:70-80 км. Но при постепенном разгоне будет много аэродинамических потерь. Идея сама по себе красивая.
ta neteru  
UA alex_zeed #11.07.2008 23:17
+
-
edit
 

alex_zeed

втянувшийся

Было такое ЗАО Авиакосмические системы (сайт cruiser.ru, давно уже недоступен). Так вот у них в проектах был какой-то надувной аппарат, правда надувался он кажется водородом и его же планировал использовать для разгона, в обычных реактивных двигателях (тепловых).
 
MD Serg Ivanov #11.07.2008 23:21
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
Плазменно-ионные двигатели, работающие на атмосферном азоте испытывались в СССР еще 40 лет назад, Уи=12000сек
«Янтарь-1», наименование советских высотных автоматических ионосферных лабораторий, запущенных с помощью серийных отечественных геофизических ракет для исследования особенностей работы электростатических ракетных двигателей (ЭРД) в космических условиях. В процессе испытаний измерялись плотность ионного тока из ионосферы на поверхность лаборатории и её электрический потенциал, разрядный ток ЭРД, ток ионного пучка и др. В 1966—1971 запущено 4 «Я.-1». В качестве рабочего тела ЭРД применялись аргон, азот и воздух (зафиксированная скорость истечения реактивной струи 40, 120 и 140 км/сек, соответственно). -
Прикреплённые файлы:
 
 
Это сообщение редактировалось 11.07.2008 в 23:30
MD Serg Ivanov #11.07.2008 23:35
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
Вполне возможно, что есть "коридор" высота-скорость позволяющий используя аэростатическую, аэродинамическую и центробежную подьемную силу постепенно разгоняться ионником на атмосферном воздухе с набором высоты так, чтоб аэродинамический нагрев не превысил сотен градусов допустимых для современных пленок. Малая удельная нагрузка за счет огромной площади девайса поможет этому.
Прототип-
 
 
UA SpaceRace #14.07.2008 00:34  @alex_zeed#11.07.2008 23:17
+
-
edit
 

SpaceRace

новичок
alex_zeed> Было такое ЗАО Авиакосмические системы (сайт cruiser.ru, давно уже недоступен). Так вот у них в проектах был какой-то надувной аппарат, правда надувался он кажется водородом и его же планировал использовать для разгона, в обычных реактивных двигателях (тепловых).
Да, этот девайс назывался "ракетостат" и подробно обсуждался, в частности на форуме НК.

Имхо - нереализуемо. Хотя бы потому, что на тех высотах, где воздуха уже недостаточно ни для аэростатической, ни для аэродинамической сил, ни для их суммы, сопротивление воздуха всё ещё достаточно велико, как и сила давления набегающего потока. Соответственно он будет ощутимо давить на переднюю часть аппарата, одновременно вминая ее, нагревая и тормозя. В результате эта штука для выполнения полёта на узкой грани между этими невозможностями потребует столь существенного подвода энергии для тяговых двигателей и столь высокого массового совершенства, да ещё и при необходимости жесткости формы передней части, что его (ракетостата) создание остается невозможным ни через 100 лет, ни через 200.
Ну, или точнее, космический лифт сделать проще будет ;).

Да и не верю я в скорость истечения 140 км/с, тем более для воздуха, крайне разреженного на высотах >50 км.
"Надо же как-то выбираться с этой планеты!" (с) друг-4курсник  

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Всё-таки такая древовидная конопля заслуживает отдельного топика :)

И уже в худ. литературу (ну, если это можно назвать как художественно, так и литературой) просочиться успела! :F С.Синякин, "Люди Солнечной системы" - вуаля, мимоходом подобные дирижопли упоминаются как чуть не главная надежда человечества на дешёвый вывод :lol:

Orbital airship - Wikipedia, the free encyclopedia

The orbital airship, also called the space blimp, is a proposed space transportation system that carries payloads to and from low Earth orbit. It is intended to achieve orbital altitude and orbital velocity using low thrust rocket propulsion by flying in the manner of an airship rather than a rocket, employing buoyancy and aerodynamic lift rather than vertical thrust to sustain flight during its ascent. In the Airship To Orbit (ATO) design envisioned by JP Aerospace, there are three components. A conventional airship (“Ascender”) lifts payloads up to 30 to 43 kilometers above the ground – roughly the maximum altitude a conventional airship can achieve. // Дальше — en.wikipedia.org
 

HobbySpace - JP Aerospace - Airships to Spaceships

RLV News   JP Aerospace: Airships to Space Ascender (NMSV 1.0) prototype in hanger. It will be flight tested soon. At the recent Space Access ' 04 meeting in Phoenix, John Powell of JP Aerospace reviewed the many projects the organization is pursuing. These include rockets, high altitude balloons and airships, and high altitude platforms. He revealed that the primary goal is to develop an airship that could leave from a high altitude platform and, with the use of electric propulsion, reach orbit. // Дальше — www.hobbyspace.com
 

Щепотка здравого смысла:

What is an Orbital Airship?

Brief and Straightforward Guide: What is an Orbital Airship? // www.wisegeek.com
 

"Nobody outside JP Aerospace seems to know how the problems of high drag that are very typically found at hypersonic speeds might be overcome in such a vehiclе." :lol:


Вообще, мне кажется, это такой образцово-наказательный пример попытки сравнительно честного отъёма денеХ у венчурных инвесторов - рисуется грандиозная как по "прорывности", так и масштабам решаемых задач и грядущих прибылей (в случае осуществления, конечно) картина (заведомо невыполнимая), намечаются промежуточные этапы (заведомо выполнимые!!!), клеится из старых газет и полиэтиленовых пакетов собирается нечто вполне простенькое, но ПОХОЖЕЕ на конечный фантастический дивайс - и вуаля! Венчурный инвестор может клевать!!!
Тама у нас дирижабль-уголок должен на орбиту выходить за копейки, а вот тут, смотрите - почти такой же уже в цеху стоит!!! Видите, почти всё готово - еще каких-нибудь сорок тысяч ведёр, и золотой ключик у нас в руках! Ой, то есть мы не это хотели сказать... То есть надо на этом поле зарыть ночью пять золотых... Ой, опять, кажется, что-то не то... Ну в общем нам надо совсем немного миллионов, и космические корабли начнуть бороздить просторы Ла-Скалы, принося всем нам миллиарды! Во! Вот теперь правильно! Зовите инвестора!!!


Так же, как и типа-термодерные-инженеры-по-принтерам, в ихнем гараже - а чо, железка есть, вполне железная и блестящая, картинки красивые есть, на кантупере нарисованные, даже анимацию забацать можно для особо привередливо эстетствующих инвесторов - что еще читателю от матроса требуется? И вить не много и просят... каких-то несчастных пару десятков килобасов.
Бабла может много и не срубишь так, но на хлеб и поиграться годик хватит - ненапряжно и весело :)
 2.0.0.82.0.0.8
+
-
edit
 

Naturalist

аксакал

Fakir> Так же, как и типа-термодерные-инженеры-по-принтерам, в ихнем гараже - а чо, железка есть, вполне железная и блестящая, картинки красивые есть, на кантупере нарисованные, даже анимацию забацать можно для особо привередливо эстетствующих инвесторов - что еще читателю от матроса требуется? И вить не много и просят... каких-то несчастных пару десятков килобасов.
Fakir> Бабла может много и не срубишь так, но на хлеб и поиграться годик хватит - ненапряжно и весело :)

Таки кинул тряпку... У меня этот журнальчег лежит в туалете, а не под матрасом, там печатают про новые гаджеты и инструмент. :F
 

hcube

старожил
★★
Ну... есть вариантик.

1. Двигатели - ионные, работающие на принципе лИфтера. Т.е. без расхода рабочего тела ВААЩЕ - расход начинается только когда атмосфера кончается настолько, что даже УИ лИфтера в 20 км/С не может обеспечить нужную тягу. Тогда - да, начинаем использовать бортовое рабочее тело.

2. Энергия - с СБ, накачиваемых лазером с поверхности. Если правильно подобрать длину луча, то КПД будет более 90%, т.е. можно обеспечить нужную плотность мощности.

3. Спуск с орбиты - 'глиссированием' по поверхности атмосферы, опять же с управляемым обтеканием.
Убей в себе зомби!  6.06.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Да причём тут ваще спуск?! "Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное. А у нас денег нет" © кот Матроскин :F

А лифтер-хрелифтер... возьми да прикинь аэродинамическое сопротивление (гиперзвук!!!), и потребную тягу... мощность...
 2.0.0.82.0.0.8

hcube

старожил
★★
Ну... вопрос на самом деле. Аэродинамическое сопротивление берется от того, что мы приложенной снаружи (от двигателей) силой 'продавливаем' аэростат через атмосферу. А если у него вся поверхность утыкана электродами и представляет собой единую поверхностную пропульсивную систему, то у него понятие сопротивления будет отсутствовать как класс. Нужна будет только поперечная жесткость конструкции, но и тут можно что-то наоптимизировать, наверное. Например, сделать баллон-крыло, переменного сечения, и его по мере набора скорости 'сдувать'.
Убей в себе зомби!  6.06.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Да... чувствую, некоторых уже торкает :):fly2:

Люди! Древовидную коноплю курить следует с большой осторожностью!! Ни в коем случае не взатяг!!!
 2.0.0.82.0.0.8

khach

новичок

Почему плохая конопля? Дирижбобль интересен не только в плане попила- Из-за огоромных габаритов это неплохая модель для системы с внешним подводом энергии (старт по лучу), за счет аэростатики сам поднимается в те слои атмосферы, где ионные двигатели могут быть безкорпусными ( нет проблем с вакуумированием). А по поводу лобового сопротивления- ту думать нужно. Самый оптимальный вариант- предионизация атмосферы перед передней кромкой СВЧ излучением и магнитодинамическая отклонялка потока от корпуса. Скорее всего в виде сверпроводящей магнитной системы в виде стрежневой конструкции из углепластика, внутри стержня криообьем с обмоткой на замороженном потоке. Ну и по законам куба- квадрата желательноь иметь пепелац по-больше, и в плане снабжения ЭМ энергией тоже. Притом масса километрового пепелаца будет не такой уж несусветной.
Хуже, что пока по прикидкам получается что разгон до орбитальной скорости у такой штуки займет с четверть витка, а это требует несколько энергоподстанций по траектории разгона (каждая со своей АЭС и антенным полем передатчика энергии миллионов на 10 квт каждая). Вот строительство этих подстанций и есть самая затратная часть проекта. Это если не закладываться на бортовой реактор, термояд и гравицапу,т.е рисовать проект исключительно на существующих технологиях.
 6.06.0
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
khach> Почему плохая конопля?

Потому как если у нас есть объект такого размера, с такой ПН и на такой, "сумеречной" высоте 40-60км, да еще и с контролируемым теми же ЭРД на воздухе, движением то спутники вааще нафик не нужны Орбитальное движение с его большой высотой и скоростью в большинстве случаев просто мешают выполнять задачу.

Ник
P.S. А гелий там таки абсолютно не нужен, водород - идеален
Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай мимолетен, опыт обманчив.... Ἱπποκράτης  2.0.0.202.0.0.20

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
khach> где ионные двигатели могут быть безкорпусными ( нет проблем с вакуумированием).

Жесть :)
А можно показать ХОТЬ ОДИН ионный двигатель, в котором корпус требовался бы ради вакуумирования?! :lol:

khach> А по поводу лобового сопротивления- ту думать нужно. Самый оптимальный вариант- предионизация атмосферы перед передней кромкой СВЧ излучением и магнитодинамическая отклонялка потока от корпуса.

Да-а? Предионизация отменит ударную волну на дальнем гиперзвуке?! :)
(кстати, где деньги мощность?)
МГД-отклонение - тоже, по-вашему? :) (опять же - где где деньги мощность? и масса на магниты???)
МГД-отклонение, если что и может - так отодвинуть скачок, чем может немного улучшить тепловые условия (про эту часть проблемы пока даже не заикались), но существенно ослабить сопротивление - никак. И даже наоборот - отклонение его как бы не увеличило бы.


ЗыСы Похоже, эта конопля мало того что забористая, так еще с длительным послевкусием :lol:
 2.0.0.82.0.0.8

hcube

старожил
★★
Не, погоди ;-) Давай разберемся, откуда берется ударная волна. Вот у нас есть неподвижный воздух, и на него налетает движущийся объект. Молекулы воздуха сталкиваются с объектои и отскакивают, врезаясь в другие молекулы воздуха, еще не налетевшие на объект. Их взаимодействие дает ударную волну и нагрев воздуха и корпуса.

Далее, вот у нас есть лИфтер, т.е. ионный двигатель с коронной ионизацией. Он ускоряет воздух НЕМЕХАНИЧЕСКИМ способом, и поэтому нагрев не является для него обязательным атрибутом ускорения молекул. Да, старика Ньютона никто не отменял, и УСИЛИЕ для ускорения воздуха должно наличествовать. Но имея нужную конфигурацию и напряженность электростатического поля, можно налетающий воздух завернуть в обход корпуса так, что поток воздуха ВЕЗДЕ будет строго параллелен корпусу. Более того, хитрой конфигурацией градиента поля можно даже 'отсасывать' воздух от корпуса, по сути дела создав вокруг него местное разряжение.

Да, есть уйма вопросов, начиная с сопротивления, которое собственно создают все эти ионизирующие сетки и кончая гигаваттами мощности, которые надо на этот дирижопель закачивать. Но это - технические проблемы, а не принципиально-теоретические.
Убей в себе зомби!  6.06.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
hcube> Но имея нужную конфигурацию и напряженность электростатического поля, можно налетающий воздух завернуть в обход корпуса так, что поток воздуха ВЕЗДЕ будет строго параллелен корпусу.

Если совсем в двух словах - НЕЛЬЗЯ :)
 2.0.0.82.0.0.8

hcube

старожил
★★
А на пальцах можно это пояснить? ;-) Чтобы ускорить молекулу кислорода до 10 км/с нужно всего лишь

m*v2/2 = e*U
V = sqrt(2*U*e/m)

Для воздуха, m=32*1800 me, т.е.

V = sqrt(2U*3*108), т.е. 1 ЭВ ускоряющего напряжения даст скорость молекулы в 2.5 км/с. Допустим, нам надо 'завернуть' поток на 10 км/с с полнотой ионизации 10%. Т.е. напряжение на сетке - 1600 в, КПД по мощности - 1%.

НА 1 м2 - 10000 м3 в секунду, масса - 1.2*104 кг, т.е. 1.2 тонны. Требуемая мощность - 1.2 тонны умножить на 10 км/c2 в квадрате - 60 ГВт. Плюс КПД - 6 ТВт (тераватт). Ну, допустим нам достаточно отклонить поток с использованием всего 1 км/с скорости - обратно 60 ГВт. На 1 м2 ;-) Боковое усилие - соответственно 120 кг. На метр ;-) Это, правда, на уровне моря. Допустим, мы забрались на высоту с давлением 0.01 атмосферы. Там будет 0.6 ГВт, 600 МВт на м2 площади.

Опять же допустим, что у нас длина ЛА в 10 раз больше ширины и у нас есть 20 м2 площади фотоприемников. Это дает мощность в 30 МВт на 1 м2. С КПД в 95% (подсветка СБ лазером, сверхпроводящая сетка сбора тока) это получается 1.5 МВт на 1 м2. Для сравнения, у обычного бытового чайника мощность составляет 0.1-0.2 МВт на 1 м2 дна ;-D. Если даже мы берем 100% КПД движителя, все равно у нас выделяется 15 КВт на 1 м2, что в 15 раз превышает плотность излучения Солнца. Хотя тут уже можно некую неплазменную равновесную температуру посчитать ;-).
Убей в себе зомби!  6.06.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Две подсказки:
1) Столкновительность.
2) Степень ионизации.

П.1 важнее.
 2.0.0.82.0.0.8

hcube

старожил
★★
Мышки, не мешайте, я формирую стратегию (с) ;-)

Упростим задачу. Берем несимметричный лИфтер - ну, так, чтобы у него електрическое поле имело 'поперекпоточную' составлющую. Грубо говоря, это достигается использованием наклонной решетки.

Выставляем лИфтер в поток, включаем. Допустим, наша решатка нанофрактальная и обеспечивает 50% ионизацию при 1% сопротивлении потоку. Поток нечинает отклоняться, правильно я понимаю? Его тянет электростатическое поле, побуждая ускориться в боковом направлении, принимая за продольное ориентацию передней кромки электродов лИфтера? Собственно, электрод может быть вообще нематериальным - скажем, ионная пушка, пробивающая тонкий ионизированный канал-проводник. Вопрос в принципе - отклоняется ли поток?

Если да, то следующий вопрос - нагревается ли при этом поток? Т.е. как меняется температура потока после прохождения лИфтера? Что скорость увеличивается, мне понятно. А вот увеличивается ли температура?
Убей в себе зомби!  6.06.0
EE Татарин #19.01.2009 02:37  @hcube#19.01.2009 01:58
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★☆
hcube> Мышки, не мешайте, я формирую стратегию (с) ;-)
hcube> Если да, то следующий вопрос - нагревается ли при этом поток? Т.е. как меняется температура потока после прохождения лИфтера? Что скорость увеличивается, мне понятно. А вот увеличивается ли температура?
Тогда и мысли стратегически. :)
У тебя есть сверх- или даже гипер- звуковой объект. Он называется так потому, что движется гораздо быстрее, чем передаётся возмущение в воздухе.
Ты взял предмет и "вдвинул" его в воздух. Воздух не успеет далеко уйти от этого места по самому определению. Значит - адиабатически повысится давление. Значит - повысится температура.

Неважно при этом, где будет воздух - спереди или ты его уберёшь вбок. Неважно, чем ты это сделаешь - металлической плоскостью, "фрактальным лифтером" или "силовым полем".
Важно, что ты его адиабатически сожмёшь и этим нагреешь.
...А неубитые медведи делили чьи-то шкуры с шумом.
Боюсь, мы поздно осознали, к чему всё это приведёт.  3.0.53.0.5
+
-
edit
 

Naturalist

аксакал

hcube> Если да, то следующий вопрос - нагревается ли при этом поток? Т.е. как меняется температура потока после прохождения лИфтера? Что скорость увеличивается, мне понятно. А вот увеличивается ли температура?

Температура пропорциональна средней скорости молекул. Если ты разогнал поток газа, значит нагрел.
 3.0.53.0.5
EE Татарин #19.01.2009 03:16  @Naturalist#19.01.2009 02:56
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★☆
Naturalist> Температура пропорциональна средней скорости молекул. Если ты разогнал поток газа, значит нагрел.
Эээ... мягко говоря - не совсем так.
Первый пункт - почти верен (конкретно в данном случае, приблизительно, и с большими оговорками насчёт "средней скорости"). Второй - неверен совсем.
...А неубитые медведи делили чьи-то шкуры с шумом.
Боюсь, мы поздно осознали, к чему всё это приведёт.  3.0.53.0.5

hcube

старожил
★★
> Если ты разогнал поток воздуха - значит, нагрел.

Не совсем так. Когда он разогнан, он не нагрет. Собственно, в ЖРД поток газа даже ОХЛАЖДАЕТСЯ. Нагретым поток газа становится когда он встречается с препятствием и вся его кинетическая энергия переходит в давление и тепловую энергию. Но у нас-то постановка задачи такова, что поток газа с корпусом не встречается, а наоборот, оный корпус обтекает.

> У тебя есть сверх- или даже гипер- звуковой объект. Он называется так потому, что движется гораздо быстрее, чем передаётся возмущение в воздухе.

Ну, что решетка ионизатора высовывается в поток, это понятно. Но одно дело шип с зеркалом для ионизирующего лазера и электродом, и совсем другое - весь корпус ;-).

Т.е. система электростатического ускорения воздуха - это по сути эрзац силового поля. Если бы у нас было настоящее силовое поле, например гравитационное, то ВООБЩЕ никакого нагрева бы не было - воздух-то можно раздвигать не только в непосредственной близости от аппарата, но и подальше. И если совсем рядом с аппаратом его надо 'пнуть' на импульс порядка 1 км/c, то в километре от корпуса скорость составит какие-то метры в секунду - грубо говоря, скорость обратно пропорциональна квадрату радиуса, а там где она падает до величин порядка 50 м/c можно уже вообще ничего не делать, поскольку это естественная скорость движения атмосферы на большой высоте. Вопрос, правда, в потребной мощности - при характерном размере дирижабля в 100 м, скорости 10 км/c, зона управляемого возмущения должна составить порядка километра - в 10 раз больше чем сам аппарат. Но при этом во ВСЕЙ этой зоне будет ламинарное ДОЗВУКОВОЕ течение потока.

Так вот, о чем я бишь - ионный вентилятор ускоряет ВЕСЬ объем воздуха внутри. ВЕСЬ и СРАЗУ, потому что ускорение происходит так - сначала воздух 'прошивается' ионами, инжектированными коронным разрядом на стартовом электроде, а затем уже ионизированный воздух увлекается электростатическим полем. Ионы при этом движутся с СУЩЕСТВЕННО сверхзвуковой скоростью - собственно, более 100 км/с. И как раз их движение и создает поляризацию и увлечение потока воздуха, так что можно сказать, что лИфтер создает в своем объеме именно что силовое поле.
Убей в себе зомби!  7.07.0

haleev

втянувшийся

hcube> Так вот, о чем я бишь - ионный вентилятор ускоряет ВЕСЬ объем воздуха внутри. ВЕСЬ и СРАЗУ, потому что ускорение происходит так - сначала воздух 'прошивается' ионами, инжектированными коронным разрядом на стартовом электроде, а затем уже ионизированный воздух увлекается электростатическим полем. Ионы при этом движутся с

Это только в том случае, если длина свободного пробега ионов в воздухе мала по сравнению с объемом, а количество ионов достаточно велико.
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru