varban> В части ТНА приоритет Годдара: он предложил, а в 1934 году испытал первый ЖРД с ТНА.
А ссылочку можно? Нигде мне такое по работам Годдарда в явном виде не попадалось...
Попадалось, что у него была насосная подача, но битым словом не говорилось, что это был именно полноценный ТНА.
Да, и вот что сейчас нашёл:
1938 - Годдард приходит к выводу об исчерпанности (как ему казалось) возможностей ракет с вытеснительной подачей топлива и переходит к разработке турбонасосных систем.
Он создаёт весьма совершенную турбину, газогенератор и центробежные насосы, но не имеет успеха в запусках.
Вплоть до своей смерти в 1945 году Годдард руководит созданием ЖРД для ускорительных систем самолётов.
- так что насчёт как 34-го года, так и первенства сомнения остаются.
Любопытно также, по какой схеме он самолётные ЖРД в войну делал... как раз на днях просматривал насавский сайт по истории NACA, но там что-то про Годдарда и чиху не было...
А по поводу насоса Душкина для БИ есть такое упоминание (у Салахутдинова, не к ночи будь помянут
![:) :)](http://s.wrk.ru/s/smile.gif)
): " Поэтому группа сотрудников Л.С. Душкина начала работы по созданию
поршневого топливного насоса, приводимого сжатым воздухом."
"При создании своих
последующих двигателей Л.С. Душкин практически не занимался совершенствованием конструкции системы охлаждения, сосредоточив свои усилия на разработке турбонасосной системы подачи топлива."
- вот и гадай: что там было. Вроде как и не ТНА, выходит...
В другом источнике:
Из первых опытов экспе-
риментальной отработки насосной системы подачи для ЖРД
Д-1-А-1100 стало ясно, что использование поршневых и колов-
ратных типов насосов невозможно, да и арсенал используемых
материалов был весьма ограничен.
- тут, вроде бы, версия поршневика опровергается... но про ТНА для БИ-1 битым словом, тем не менее, не говорится.
Пара цитат, определённо указывающих на наличие ТНА в ЖРД военного периода:
Осенью 1943 г. ...
Запроектированная установка двухкамерного ЖРД
РД-2М (характеристики даны в табл. 7 прил. 1) конструк-
ции КБ НИИ-1 Л.С. Душкина, с турбонасосной подачей топ-
лива и тягой 1100 кгс
расчетная тяга была
принята равной 1450... 1550 кгс. Подача окислителя и горюче-
го в камеры сгорания осуществлялась с помощью ТНА, рабо-
тавшего на парогазе (нагретая смесь кислорода и паров воды),
получавшемся при каталитическом разложении 80 % -ной пе-
рекиси водорода.
Автономный двигатель РД-4 с тягой 1000 кгс (9,8 кН), турбонасосный агрегат которого приводился в действие продуктами разложения перекиси водорода, а редуктор числа оборотов отличался малым весом и габаритами в связи с переходом на высокооборотные центробежные насосы для всех компонентов топлива
56. Некоторые конструкции, разработанные под руководством В.П. Глушко, С.П. Королева и М.К. Тихонравова. — В кн.: Пионеры ракетной техники. М.: Наука, 1972, с. 709–750.
Пишут также, что
Глушко разработал конструкцию турбонасосного агрегата с ЦБ-топливными насосами еще в 1933.
Но - без подробностей.
С насосной подачей должен был быть также гирдовский ЖРД РД-А (03).
Однако подробностей, опять же, нету.