К вопросу о ТНА Годдарда.
Вот здесь:
Нет электронной версии
В нашем крупнейшем в мире магазине представлены электронные книги, которые можно читать в браузере, на планшетном ПК, телефоне или специальном устройстве.
Перейти в Google Play »
// books.google.ru
Пишут, что Годдард крепко призадумался о необходимости насосной подачи в 38-м, испытался движок с оной подачей (на стенде, не в полёте) в 39-м, запустил ракету в 40-м.
Но!
Никакой конкретики там нету. Тurbopump - и всё.
А тут могут иметь место следующие терминологические проблемы:
наглые англые саксы имеют скверную привычку называть "turbopump" что весь ТНА как таковой, что просто насос с турбиной - т.е., по-ихнему, и пожарный насос - turbopump.
Потенциальный источник путаницы неслабый, и в отсутствие внятного и подробного описания невозможно наверняка утверждать, что же именно там было у Годдарда.
Насавцы пишут про него: "First developed pumps suitable for rocket fuels".
Однако тут ни даты нету, и никаких деталей и подробностей - тем более. Так что рассматривать эту фразу в качестве подтверждения первенства Годдарда в создании ТНА было бы преждевременно
Ссылочку на патенты глянул - к сожалению, там, на насавской странице, тоже ничего определённого не обнаруживается: самих патентов там нету, только список из 214 наименований, и pdf-ка в одну страницу - причём разрешение слишком паршивое, чтобы там можно было что-то разобрать в воспроизводимых страницах собственно патентов, а из текстовых комментариев ничего к насосной подаче не относится вообще.
По названиям патентов к насосам относятся три:
1,860,891 Apparatus for Pumping Low-temperature Liquids May 31, 1932
2,127,865 Seal for Centrifugal Pumps August 23, 1938
2,286,908 Auxiliary Turbine for Rocket Craft June 16, 1942
Но, опять-таки, тут нету никаких явных оснований говорить именно о ТНА!
Да, Голованов пишет, что "Годдарду принадлежит идея турбонасосного агрегата (ТНА) для перекачки жидкого топлива из баков в камеру сгорания." Но не исключено, что тут он мог попасть в эту самую терминологическую ловушку.
Тем более что первый патент Годдарда, к-й явно связан с насосной подачей (исходя из названия), относится к 32-му году, а сам же Голованов в соседней главе пишет фактически о том, что Глушко задумывался о насосной подаче не позднее 31-го года?
До какого-то предела аккумуляторы способны решить проблему, а дальше нужны насосы. Топливо под маленьким давлением, а следовательно, из облегченных баков будет поступать в насосы, которые и создадут высокое давление подачи. И прочным надо будет сделать только трубопроводы от насоса к камере сгорания — это куда проще. Значит, проблема в том, чтобы определить границы применения той или иной системы подачи. «Изыскание наилучших способов введения в камеру сгорания реактивного мотора компонентов топлива, горючего и окислителя, является одним из основных вопросов, решение которых стоит в непосредственной связи с возможностью использования в технике движущихся реактивных аппаратов»,— писал Глушко в 1931 году.
Тут по той же плохой традиции ничего не говорится о технической стороне предлагавшейся им насосной подачи (мало ли... у Циолковского и Оберта тоже насосы, но ни в коем разе не ТНА), но в другом источнике битым словом утверждается, что Глушко разработал ТНА к 33-му году.