Из Морского словаря
ГАЗОВОЗ:
наливное судно для перевозки сжиженных газов. Первый морской Г. построен в США в 1931 г. для доставки природного газа. По типам перевозимых газов, отличающихся температурой сжижения, различают: Г. для сжиженных нефтяных газов (СНГ), аммиака и др. (температура сжижения до 218 К); Г.-этиленовозы для сжижения этана, этилена и др. (температуpa сжижения до 169 К); Г. для сжиженного природного газа (СПГ) или метановозы (температуpa сжижения до 110 К). По способу сжижения газа Г. разделяют на 3 вида: для газа, сжиженного повышением давления при температуре окружающей среды,— только Г. для СНГ, поскольку этилен не может быть сжижен при температуре свыше 283К, а метан — свыше 191К; для газа, сжиженного одновре-менно повышением давления и охлаждением,— как Г. для СНГ, так и этиленовозы; для газа, сжиженного охлаждением до температуры кипения при атмосферном давлении,— все разновидности Г. Для повышения эффективности создаются Г., обеспечивающие перевозки газов, сжиженных как 2-м, так и 3-м способом. По архитектурно-конструктивному типу Г. представляют собой суда с кормовым расположением МО и надстройки, двой-ным дном, часто двойными бортами и цистернами изолированного балласта. Для перевозки газа, сжиженного повышением давления, применяют вкладные грузовые танки с расчетным давлением обычно не более 2 МПа. Они размещаются как на палубе, так и в трюмах на специальных фундаментах. Материал танков — углеродистая сталь. У Г. с комбинированным способом сжижения газа вкладные танки термоизолируются и устанавливаются только в трюмах. Материал танков для газа температурой 223К — термообработанная мелкозернистая нелегированная сталь. Газ, сжиженный при атмосферном давлении, перевозится в термоизолированных вкладных и мембранных (полумембранных) танках (мембрана — тонкая металлическая оболочка, опирающаяся через несущую изоляцию на внутреннюю обшивку корпуса). Материал танков (температуpa груза 218К и ни-же) — алюминиевые сплавы, стали, легированные никелем и хромом, специальные сплавы (например, инвар, содержащий 36% никеля). Вкладные танки имеют различную форму (например, сферическую, цилиндрическую, призматическую). Г. для СНГ и этиленовозы имеют рефрижераторные установки для повторного сжижения паров груза, образовавшихся при перевозке. На Г. для СПГ эти пары могут использоваться в качестве дополнительного топлива для главного двигателя. Для перевозки газа температурой ниже 236К танки оборудуются вторичной непрерывной преградой, служащей временной емкостью для вытекшего груза. При перевозке воспламеняющихся газов трюмное пространство вокруг оболочки танков заполняется инертным газом, хранящимся в емкостях или вырабатываемым судовой установкой. В зависимости от степени опасности перевозимого груза предусмотрено 3 степени конструктив-ной защиты Г., при этом 1-я степень — высшая. Каждая степень характеризует уровень живучести Г. и определенное отстояние грузовых танков от наружной обшивки. Для обеспечения безопасности Г. оборудуются приборами измерения температуры груза и корпуса судна, давления, уровня заполнения танков, газоанализаторами и т. п. Погрузка и выгрузка газов, сжиженных при температуре окружающей среды или комбинированным способом, производятся судовыми подкачивающими насосами, подача газа к которым осуществляется за счет обеспечиваемой компрессором разности давлений в грузовом танке судна и береговой емкости. Разгрузка газа, сжиженного при атмосферном давлении, производится судовыми погружными насосами, а погрузка — береговыми средствами. Водоизмещение Г. в зависимости от вида и способа сжижения газа 15—30 тыс. т, скорость 16—20 узлов. ЭУ, как правило, дизельная. Существуют комбинирован-ные Г. для одновременной перевозки сжиженных газов и других грузов наливом (нефти, химикатов и др.).