Описание ТРВ от Кузина и Никольского ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ СССР 1945-1991:
Принятие на вооружение ВМФ разнообразного ракетного оружия в сочетании с требованием снабжения этим оружием кораблей в пунктах рассредоточенного базирования привело к необходимости создания специальных транспортов вооружения (ТРВ).
Эти суда предназначались, прежде всего, для хранения, приготовления, транспортировки и выдачи на ПЛ ракет различного назначения. В ВМФ СССР эти транспорты классифицировались как плавучие ракетно-технические базы (ПРТБ) пр 323, 323А и 323Б. Главным конструктором их был Ю.А.Македонский, главным наблюдающим от ВМФ был вначале капитан 2 ранга В.И.Чугунов, затем - капитан 2 ранга Н.А.Кривошея. Вначале эти транспорты предназначались для транспортировки от 12 до 18 ракет типа П-5, П-6, Р-13 и Р-21. Позже они были приспособлены и для других ракет, в том числе и для ракет надводных кораблей.
Оборонительное вооружение включало две 57-мм артустановки ЗИФ-31Б и два 25-мм автомата 2М-ЗМ. На некоторых размещено по два 57-мм артустановки ЗИФ-75, а на последнем – один 57-мм автомат АК-725 с РЛС управления "Барс". Полное водоизмещение их достигало 4100 тонн, а порожнем - 3000 тонн. Главная энергетическая установка двухвальная, дизельная мощностью 4000 л.с. обеспечивала скорость полного хода до 13 узлов. Дальность плавания составляла 2000 миль, автономность 15 суток.
Головной транспорт был построен в 1962 году в Николаеве. Всего до 1978 года было построено 7 транспортов, в разной модификации. Несколько ПРТБ было капитально переоборудовано по пр.2001 и пр.2001М.
Для доставки на рейд и погрузки на корабли ракет (6-8 БР или 8 ПКР) были построены плавпогрузчики пр.771Б и 1505. Их полное водоизмещение составляло 1495 тонн, а порожнем 1306 тонн. Скорость хода 5 узлов, автономность 10 суток, дальность плавания 200 миль.
Совмещение плавпогрузчика с транспортом ракетного оружия для ПЛАРБ представлялось весьма рациональным. Кроме того, как ПРТБ пр.323, так и плавпогрузчики пр.771Б, 1505 уже не обеспечивали работу с новыми тяжелыми МБР, поступившими на вооружение отечественных ПЛАРБ. Поэтому в ЦКБ "Коралл" (г.Севастополь) был разработан по ТТЗ ВМФ (1964 год) морской транспорт - ракетовоз пр.1791. Главным конструктором этого транспорта был В.Е.Губанов, а главным наблюдающим от ВМФ - капитан 2 ранга Н.А.Кривошея. Грузоподъемность транспорта рассчитывалась на 16 МБР или 16 ПКР ОТН. На кране транспорта было установлено следящее устройство, обеспечивающее безударную погрузку ракет на волнении при взаимной качке ПЛ и транспорта. Это устройство длительно отрабатывалось на масштабных и натурных образцах. В качестве оружия самообороны на транспорте размещались два 25-мм автомата 2М-ЗМ. Полное водоизмещение первого корабля достигало 4480 т, а скорость полного хода – 14 узлов.
Головной транспорт "Амга" был построен в 1972 году в г. Горьком на ССЗ "Красное Сормово". Всего было построено 3 таких транспорта. Последние два корабля существенно отличались от головного; так, полное водоизмещение последнего достигало 5 500 т, скорость полного хода 15.5 узлов, а дальность плавания 3 600 миль. Главная энергетическая установка отличалась более мощными дизелями 87Б мощностью по 3750 л.с. (вместо 2000 л.с.) каждый. Для облегчения маневрирования при швартовке были применены подруливающие устройства.
Для МБР ПЛАРБ третьего поколения был разработан в ЦКБ "Коралл" новый транспорт ракетовоз пр.11570. По этому проекту был построен в 1986 году на Ленинградском Адмиралтейском объединении только один ТРВ - "Александр Брыкин" (больше не успели). В это-же время один сухогрузный транспорт пр.740 был переоборудован в ТРВ пр.10680.
Фактически, отечественные транспорты вооружения представляли из себя суда, пригодные лишь для применения в пунктах рассредоточенного базирования и на рейдах в качестве перегрузчиков боезапаса или в виде плавучего склада боезапаса. Кроме того, основное целевое назначение отечественных ТРВ - обеспечение ПЛАРБ. В отличие от них, ТРВ ВМС США были предназначены, в основном, для обеспечения надводных кораблей и, кроме того, они приспособлены для передачи боезапаса на ходу в море. Проектирование подобного транспорта вооружения для ВМФ СССР велось в 80-х годах, но до строительства дело не дошло.
Всего с 1945 по 1991 год для ВМФ СССР было построено и дооборудовано после приобретения более 16 ТРВ.