RST_37> То есть, судно подозреваемое в пиратстве или по предположению, что оно захвачено, может быть арестованным?
Нет. Судно можно
захватить. Арест - уже совершенно другая мера пресечения.
По порядку:
Судно, которое попадает под определение ст. 100/101 вышеуказанной конвенции, считается пиратским судном. Флаг (госпринадлежность) он от этого автоматом не теряет (хотя может - но это уже другая история), но его может захватить
в международных водах любой военный корабль или судно, состоящее только на некоммерческой госслужбе с предствителями гос-а на борту. Госпринадлежность этого корабля роли не играет.
В терводах, конечно, захват пиратского судна - дело соотв. терводам государства, согласно решениям этого государства (т.е. иностранный военный корабль вполне может захватить пиратское судно в терводах другого государства, если последнее дало на это добро или если существуют соотв. договоренности между этими государствами).
После захвата и освобождения, судно перестает быть пиратским. НО! Согласно межд. праву, что делать с этим судном решают судебные/правоохранительные/процессуальные инстанции того государства, которое судно захватил и освободил. Т.е. судно становится сразу после освобождением обьектом права этого государства (хотя конечно не перестает быть обьектом и субьектом права государства владельца, флага итд.).
Т.е., примерно как потерпевшего могут пригласить на дачу показаний в ближайший участок милиции, так и капитану А.С. могли дать соотв. предписание. Также как и секретарше ЮКОС-а при обыске могут дать предписание, выпечатать из принтера всю годовую отчетность, так и капитану могут приказать привести вещ. доказательство в сохранности туда куда нужно. Гражданство секретарши/капитана роли не играет, хотя конечно легче договорится с своими
Судно, само собой, является с момента освобождения вещественным доказательством и местом преступления одновременно, и так как следственные/уголовно-процессуальные действия в открытом море совешать трудно (а иногда юридически и невозможно), судно следует до следующего порта, где это можно сделать/где это удобно. Так как А.С. с момента освобождения является обьектом права РФ, то есс-но он следует в российский порт. Никто его не арестовал, и не может (пока) этого сделать.
С того момента как А.С. войдет в терводы РФ, на судно, груз и экипаж на борту распостраняются все права и обязанности любого судна, который находится в терводах РФ. Только тут его могут арестовать, так как это является прерогативой государства только на территории государтства. Но это делать не обязательно:
А.С. прибывает в порт, на борт поднимаются представители СКП, прокуратуры итд., и инициируют следственные процедуры. За это время судно может быть опечатано, может быть только частично опечатано, фрахт можно выгрузить или нет - все зависит от действий следствия. Судно, есс-но, и фрахт остаются собственностью собственника. За это время простоя государство никаких компенсаций не обязано платить. Если это нужно, то на судно можно наложить арест, но только на время, которое оговаривается госзаконом и до завершения процедур. Арест наложить можно в.т.ч. в случае хозайственных споров, на межгосударственном уровне или между юр. лицами, до завершения судебного разбирательства, если есть такое.
Если нет, то судно/фрахт освобождается от статуса вещ.доказательства и/или предмета хозайственного спора при истечении срока следственных процедур или ареста, и все возвращается в круги своя.
Конфискация судна/фрахта/груза возможна только по решению суда, и только при завершении хозайственного спора между государством и собственником, например, или также по причинам, предусмотренным законом: например, если груз контрабандный, если судно или груз сами по себе опасны для жизни и здоровья итд. Если владелец, фрахтовик и другие 3-и стороны были и действовали добросовестно (bona fide), то им выплачивается компенсация. Также выплачивается компенсация добросовестным 3-м сторонам если нарушилась ценовая оценка/стоимость груза/судна в результате простоя, следственных действий итд. (т.е. была рыба свежая - протухла, искали в корабле наркотики и разобрали по косточкам итд.). Если 3-и стороны были недобросовестны (контрабанда, рыба уже протухшая), или если выясняется, что груз был отличный от указанного в сопроводительных документах/коносаменте, то компенсации не выплачиваются.
Так как конфискация судна возможна только при вышеуказанных случаях, т.е. очень редко (в отличии от конфискации груза/фрахта), да и часто является невозможной (невозможность точно определить владельца, государству flag of convenience наплевать), получаются такие ситуации, где судна разорившихся/исчезнувших владельцев месяцами, а иногда и годами, без движения ржавеют в иностранных портах с экипажами на борту, которым ни туда, ни обратно дороги нет.
RST_37> Кроме:
Не совсем кроме: Иммунитетом (
кроме перед государством флага) располагают только военные корабли в
открытом море. Т.е. если пираты захватят американский АВ, то в открытом море его могут захватить только корабли США, а в терводах - государство кому эти терводы принадлежат.