Илия> Очень емкое толкование заповеди "возлюби ближнего своего..." применительно к врагам можно найти у митрополита Филарета Московского:
Ну, если вспомнить, что за фигурой был Филарет, и какой он след оставил, то я конечно таких пастырей опасаюсь - как то не вяжутся они с Писанием, скорей с политикой. Они с патриархом Кириллом похожи в этом, кстати.
Илия> Ведь нигде в Священном Писании не говорится, что надо перед врагом хлеб-соль выносить.
А Христос вообще врагов от друзей не отделял - "Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас," [Мф 6:27] И есть другие примеры, про рубаху и поприще, например, про меч, про щеку. Как то вот это все о другом, без всяких "но" и условий. Бескопромиссно божественно, просто - и именно эта бескомпромиссная Любовь и породила армию Великомученников, а из всех наших политиков, лишь два пошли по этому пути до конца, это Борис и Глеб.
Илия> Как там наш святой благоверный Александр Невский по поводу пришедшего с мечом выразился?
Тут два момента:
1) Не все что говорит даже причисленный к лику Святых - от Бога. Святой - грешен, как любой другой человек, а Святость не равно Безгрешности. Людям свойственно ошибаться - это надо помнить, всегда, и думать, соотносить с Писанием, как с Эталоном.
2) Таких слов Невский не говорил - это расхожее заблуждение. Скорей уж Эйзенштейн, или автор сценария его знаменитого фильма. Да, красивое выражение, но ни к Невскому, ни к Писанию отношения не имеет.
Илия> Просто все дело в том, для чего это оружие предназначено - или для убийства (от зависти, жадности, ненависти) тогда да, не стоит его так называть, ибо тут Господь - не помощник.
В убийстве Он вообещ не помощник - тут для меня показателен показателен пример Петра, вытащившего меч, чтобы защищить Христа, и слова Христа, запретившего ему его вытаскивать. Ну и конечно показателен пример Саровского, сугубо в ключе Христа, когда его, человека нехилой комплекции, да еще с топором в руках, избивали трое разбойников, и он терпел.
Илия> Или же оружие предназначено для защиты своего Отечества ("нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя" (Иоан.15,13)
Распространенное заблуждение - "положить душу", не означает совершенно "положить" кого бы то ни было, хоть и врагов. Тут опять о любви говориться - всю душу отдать ближним, но не об актах физического насилия, пусть даже над врагами. Еще одно распространенное и неверное толкование, да там в общем и толковать не надо ничего, к ключевое слово "душу", а не тело и не жизнь, и тем более не чужую жизнь.
Илия> В этом нет никакого феномена - из истории можно вспомнить, как у Ушакова в эскадре почти все корабли назывались: "Святая Троица", "Богоявление Господне" и т.д. - и не было ей ни разу никакого поражения от врага.
Это я понимаю, я не понимаю, как и откуда вообще такая мода пошла.
Илия> Вот мне же лично не нравится, когда например, именем одного из величайших святителей (Николай Мир Ликийских Чудотворец) называется далеко не самая мощная единица. Не по рейтингу, так сказать названия даются, а как придется.
Я уверен, что если бы кто-нибудь объяснил человеку, в честь которого она названа, человеку - всю жизнь проповедавшему слабость и гибельность меча, безусловно и неважно для каких целей, сколько жизней может унести это оружие, то он бы ужаснулся и проклял его, или во всяком случае точно не благославил.
Вот тут и кроются главные натяжки, со стороны Церкви и людей, простых, грешных по своей природе, людей - Писание, это сублимированная, концентрированная и безусловная Любовь, любовь ко всем, даже к врагам. Любовь, возведенная в абсолют, и к сожалению потому, в реалиях этого Мира, к которому ни Христос, ни его Писание не пренадлежит - оно неудобно, проигрышно, неприменимо. Впрочем, как и к государству, желающему выжить в этом Мире. Но по моему стоит четко разделить этот Мир, его закономерности(как убийство/война, например), и Христа, который запрещает всем, кто хочет причислять себя к Нему, подымать оружие, неважно для чего, даже чтоб защитить не себя, а близких, или даже Его! А все остальное - натяжки, и именно что толкование, и если вспомнить большую часть именно что Святых Отцов (а к этим людям нельзя отнести ни Невского, ни Ушакова, ни еще многих и многих других причисленных к Лику, но не живших собственно в монашестве, и не остававших отеческого учения), то все они, начиная с Апостолов, и заканчивая Саровским, все две тысячи лет только и проповедуют то, что проповедывал Христос - любят врагов, претерпевают бедствия, подставляют щеку, не поднимают руки, и остаются в своем божественном максимализме - убийство и насилие, не путь Христа, без всяких "но" и оправданий, которые по сути есть "лицензия на убийство" и внутренний самообман для спокойствия.
Нужно отделить Мир от Христа, и все станет на свои места тогда. Оружие, оружием, но Бога приплетать сюда не стоит, не нужно Его и Его последователей втягивать в свои маленькие "тварские" разборки.