Продолжение темы посвященной кораблям 38 БК ОСНАЗ ТОФ.
Конспект статьи
Обострение обстановки на Дальнем Востоке в конце 60-х годов. посвященной обострению обстановки на Дальнем Востоке в конце 60-х годов., в которой упоминаются РЗК "Анемометр" и " РЗК "Гидролог".
"Конец шестидесятых годов на Дальнем Востоке был горячем временем. Разраставшаяся война в Индокитае, все чаще опаляла своим огнем советские суда во вьетнамских портах. В 1967-1968гг. по меньшей мере, три советских торговых корабля были повреждены, при этом были убитые и раненые. С февраля 1967г. американские корабли приступили к обстрелу территории Северного Вьетнама (ДРВ). Не оставляли они в покое и советские берега. Особенно активно работали разведывательные корабли, так РЗК «Баннер» с октября 1965г. за три года выполнил восемь походов к советским берегам и восемь походов в Восточно-Китайское море. В 1967г. к нему присоединился второй РЗК «Пуэбло». Деятельность их проходила буквально на грани...
В феврале 1967г. РЗК «Баннер» (BANNER, AGER-1) вышел из порта Йокосука на разведывательную операцию «Кликбитл» в Японском море. Официально он вел радиоэлектронную разведку находясь в 12 милях от Владивостока, но как вспоминал один из участников этого похода берег был намного ближе в 4-5 милях. В течение всего похода корабль находился под наблюдением с советского корабля, в марте этот корабль был неожиданно заменен старой землечерпалкой, которая через несколько дней видимо выполняя приказ, совершила навал на «Баннер». Разведывательный корабль отделался вмятиной и поспешил покинуть район отправившись в свой порт. Американцы не афишировали этот инцидент, тем более что это был не первый инцидент этого корабля в этом районе. 4 июня 1966г. «Баннер» (Banner, AKL-25) сталкивается с советским судном «Анемометр» (Anemometer) в Японском море. Оба судна получают незначительные повреждения...
11 января 1968г. американский РЗК «Пуэбло» (AGER-2) вышел из военно-морской базы Сасебо (Япония) с задачей радиоэлектронного контроля баз и портов Северной Кореи и наблюдения за советскими кораблями. 16 января корабль вошел в прибрежные воды КНДР. 21 января отряд северокорейских агентов в форме южнокорейских солдат напали и безрезультатно попытались убить президента Республики Корея, и разведывательный поход «Пуэбло» совпал с этим событием, что тоже видимо, сыграло свою роль в дальнейших событиях. 21 января экипаж корабля засек рядом советскую субмарину, но не смог ее идентифицировать, вечером рядом в «Пуэбло» прошел северокорейский катер типа SO-1. Утром 22 января с судном-шпионом сблизились два северокорейских траулера советской постройки класса «Lenta». 23 января американцы вновь засекли советскую подводную лодку, в 13.45 торпедные и сторожевые катера ВМС КНДР в 7,5 милях от острова Рьедо задержали американский РЗК «Пуэбло», который находился по северокорейским данным в территориальных водах КНДР (американцы утверждали, что корабль находился в международных водах) и занимался сбором сведений о ВС и экономике государства. При задержании корабль был обстрелян. Один из моряков был убит, а 10 ранены, из них один тяжело...
Обеспокоенный захватом «Пуэбло», президент Джонсон собрал консультативное совещание с военными и гражданскими экспертами. Сразу возникло предположение о причастности к инциденту СССР. Министр обороны Роберт Макнамара заявил, что ему "ясно", что Советы знали об инциденте заранее, некоторые из советчиков заявили, что это нельзя прощать. В этот момент ситуация могла выйти из под контроля и привести к прямому столкновению между советским и американским флотами.
За авианосцем «Энтерпрайз» следовало советское гидрографическое судно «Гидролог» (Gidrolog), порой оно приближалось к авианосцу на 700-800 метров, выполняя те же функции что и захваченный «Пуэбло».
24 января во время обсуждения американского ответа в Белом Доме, советник по национальной безопасности Джонсона - Уолт Ростоу (Walt Rostow) высказал идею дать приказ кораблям Южной Кореи захватить советское судно, следующее за авианосцем «Энтерпрайз» ради симметрии. Подобный «симметричный» ответ мог иметь тяжелые последствия, ведь по американским данным за авианосцем «Энтерпрайз» во время его перехода к корейскому побережью «шла» советская АПЛ класса «November» и неизвестно как бы действовали наши моряки в подобной ситуации и какой они имели приказ на подобный случай...
Вскоре у побережья Кореи было сосредоточено 32 надводных корабля в том числе атомный ударный авианосец «Энтерпрайз» (Enterprise) (CYAN-65), ударные авианосцы «Рейнджер» (Ranger) (CVA-61), «Ticonderoga» (CVA-14), Coral Sea (CVA-43), противолодочные авианосцы «Yorktown» (CVS-10), «Kearsarge» (CVS-33), ракетные крейсера «Чикаго» (Chicago) (CG-11), «Providence» (CLG-6), легкий крейсер «Канберра» (Canberra) (CA-70), атомного ракетный фрегат «Thomas Truxtun» (DLGN-35), ФР УРО «Halsey» (DLG-23), «Preble» (DLG-15), «Dewey» (DLG-14), ФР УРО «Brook», ЭМ «Collett» (DD 730), «Ozbourn» (DD-846), «Higbee» (DD 806), «O'Bannon» (DD-450), «Uhlmann» (DD-687), «Nicholas» (DD-449), транспорта спецбоеприпасов «Сакраменто» (Sacramento), корабля связи «Aurlington» и другие. Кроме надводных кораблей, к 1 февраля Объединенный Штаб, предписал Тихоокеанскому флоту развернуть до девяти дизельных и атомных торпедных подводных лодок у берегов Кореи...
Советская сторона не могла оставаться в стороне. Во-первых, от района маневрирования американской эскадры до Владивостока около 100 километров, во-вторых, у СССР с КНДР был заключен договор о взаимном сотрудничестве и военной помощи. В любой час могли начаться военные действия...
Тихоокеанский флот сразу постарался взять под наблюдение действия американцев. Когда кризис начался, советское гидрографическое судно «Гидролог» и СКР класса «Riga» (пр.50) находились на патрулировании в Цусимском проливе, и эти два корабля встретили американскую АУГ во главе с атомным ударным авианосцем «Энтерпрайз» когда она вошла в Японское море 24 января. Кроме того по иностранным данным «Энтерпрайз» во время его перехода к корейскому побережью «вела» советская АПЛ класса «November» (это могла быть «К-14» или «К-115» если это действительно так). К ним присоединялись в конце января БРК класса «Kildin» (пр.56М), эсминец класса «Kotlin» (пр.56) и разведывательное судно...
По американским данным, к 1 февраля за американским военно-морским соединением следили ракетный корабль класса «Kildin» (пр.56М), эсминец класса «Kotlin» (пр.56), сторожевой корабль класса «Riga» (пр.50) и четыре вспомогательных судна в Японском море.
Так гидрографическое судно «Гидролог» в течение всех 46 дней оставалось близко к группировке кораблей с противолодочным авианосцем «Yorktown» (CVS-10). ..
Действия советского руководства подкрепленные силой Тихоокеанского флота оказались достаточно эффективными. 3 февраля президенту Джонсону от имени советского правительства было направлено письмо, в котором концентрировалось внимание на факте, что США проводит концентрацию военного флота и авиации в беспрецедентном масштабе в непосредственной близости у дальневосточного побережья Советского Союза. Американскому президенту было заявлено, что это затрагивает интересы безопасности СССР. В то же самое время было подчеркнуто, что попытки действовать с отношение с КНДР посредством угроз и давление может привести только к дальнейшим осложнениям, чреватыми далеко идущими последствиями. Кроме того, подчеркивалось, что советские вооруженные силы на Дальнем Востоке, приведены в повышенную готовность, чтобы защитить страну в случае осложнений. Принятые меры сработали, США отказались от идеи проведения военно-силовых акций и 6 февраля ударная группа во главе с авианосцем «Энтерпрайз» по приказу президента Джонсона убыла из района маневрирования, расположенного в непосредственной близости от порта Вонсан..."