Арзамасский машиностроительный завод показал журналистам БТР-82
На состоявшейся 23 апреля презентации новых бронетранспортеров БТР-82 и БТР-82А П.2 узнавал о том, что из себя представляют и как выглядят эти изделия, что в них нового, в какие пески вот-вот отправится партия БТР-80, а также составлял себе впечатление о том, чего ждать от АМЗ в ближайшее время.
Арзамасский машиностроительный завод провел в пятницу, 23 апреля, специальную презентацию своих новых бронетранспортеров БТР-82 и БТР-82А, первые фотографии которых были распространены в конце прошлого года. Журналистам показали сборочный конвейер БТР-80, рядом с которым установили новинки, затем — конвейер автомобиля «Тигр», бассейн, где проверяют работоспособность водометов БТР и их плавучесть, полигон, где были продемонстрированы выдающиеся ходовые качества БТР-82 и «Тигра».
БТР-80 выпускается на АМЗ с 1986 г., и в советское время темп их выпуска достигал ста машин в месяц. По словам главного конструктора Александра Масягина, в самые трудные периоды 1990-х гг. он не падал ниже уровня в 80 машин в год. С середины 2000-х гг. количество заказов прибавилось, и в 2009 г. было произведено более 500 БТР-80.
Теперь легендарный БТР, ставший таким же символом простоты и надежности отечественного оружия, как автомат Калашникова, вертолет Ми-8 или гранатомет РПГ-7, было решено модернизировать. В первую очередь это коснулось вооружения — 14.5 мм пулемета КПВТ либо пушки 2А72 (для варианта БТР-82А), для которых ввели стабилизацию в двух плоскостях. Комбинированный прицел день/ночь заменил два разных прицела, а его эффективная дальность в ночное время выросла с 600 до 1200 м. К пушке прилагается лазерный дальномер, что позволяет применять снарядыс дистанционным подрывом.
Установка более тяжелого комплекса вооружения привела к росту массы БТР-82А в сравнении с БТР-80А на 900 кг (до 15,5 тонн), но это успешно парируется более мощной модификацией двигателя — 300 л. с. вместо 260 л. с. ранее. Установлен противоминный коврик, что на 10% повышает стойкость к минам. И наконец, на БТР-82 может быть установлен комплекс автоматизированной системы управления тактического звена, или говоря попросту, по-американски, — оборудование для сетецентрической войны. Тогда командир машины перестанет получать команды в стиле «дуй к тем трем березкам у рощи «круглая» или «стреляй вон по тому «Мерседесу» у красного кипрпичного забора» — на электронной карте, выведенной на его монитор, по защищенному каналу передачи данных в масштабе реального времени будет отображаться боевая обстановка, цели и задачи.
На новых БТР впервые в России установлена вспомогательная силовая установка, призванная сэкономить ресурс основной и снизить заметность и шумность машины в тех случаях, когда мощность главного двигателя избыточна.
Испытания БТР-82 планируется завершить в июне, а к концу года собрать установочную партию.
К БТР-80 и тяжелому БТР-90 (который также разработан на АМЗ, но еще не запущен в производство) часто предъявляют претензии относительно того, что десант покидает его через дверь сбоку, а не через кормовую аппарель, как в современных западных (да и китайских) машинах. Очевидно, такие претензии предъявят знатоки западной бронетехники и к БТР-82, в котором конструкторы выжали, похоже, все, что заложено в конструкцию БТР-80 почти четверть века назад. Однако как знать, не работают ли уже на АМЗ над новой тяжелой бронемашиной (не путать с БТР-90), отвечающей всем современным требованиям? Cтало быть, через пару лет можно ожидать — нет, не русскую копию Piranha, Striker или Patria, а нечто оригинальное, надежное и притом современное по конструкции, в основу которой будет положено требование максимальной защиты экипажа.
А надежности арзамасской технике не занимать — МВД отправило на предприятие ремонтировать БТР-80, прошедшие в Чечне без ремонта более 110 000 км при установленном ресурсе в 50 000 км.
В сборочном цеху стояли БТР-80 песочного цвета с оранжевыми пятнами. «Они сделаны для Йемена?» - спросили журналисты.
Представитель АМЗ опровергать это предположение не стал.
Фото: Арзамасский машиностроительный завод
Фото 2. Испытательный бассейн в действии
Фото 3. Конвейер «Тигра» с изделием
Фото 4. В оригинале камуфляж был песочным...