Garry_71> Да нет, просто свести воедино как-нибудь положения СНВ или там ДОВСЕ какие-нибудь..., и в Монтре - ограничения по водоизмещению/срокам дополнить положением о классах кораблей, или оружии.Garry_71> Апофеозом была бы инициатива о превращении ЧМ в демилитаризованную зону (на пару с Каспием)
Интересные предложения. Однако любые подобные инициативы будут показывать одно - желание лишь одной России ограничить доступ в данный геополитический регион других стран, а отсюда - решения, ущемляющие других, ими же никогда не будут пропущены.
Давайте на вещи смотреть более прагматично и попробуем разобраться в истории вопроса
. Существует бассейн, в котором находятся страны, которые на данный момент ещё по-настоящему не вошли в ту или иную сферу геополитического влияния. Всё как обычно, банальная борьба Запада и Востока. И если ещё 20 лет назад прозападным форпостом на черноморском пространстве выступала лишь Турция, с её жалкой экономикой и постоянными политическими (военными) переворотами, то сейчас, Турция, это совершенно другое государство с которым нельзя не считаться. Перипетии развала социалистической системы тогда выбили Россию из колеи (где по большей части страну сотрясали внутренние дрязги при разделе между олигархами национального достояния) и на это время свели внешнеполитическое влияние России в регионе практически на нет. Этим сразу же воспользовался Запад ("Запад" в данном случае, это не пузатые капиталисты в смокингах и цилиндрах, как на карикатурах из журнала "Крокодил", это конгломерат финансовых и политических институтов, объединяющие между собой наиболее развитые страны западного мира). Пока Россию матушку сотрясали ГКЧП, Октябрьский путч 1993 года, первая и вторая Чеченские кампании, в сферу влияния Запада постепенно перешли бывшие социалистические страны региона - Болгария и Румыния. С постсоветским пространством оказалось сложнее - в данных странах российская компонента влияния (складывающаяся собственно из российского населения, пророссийских организация и их финансовой поддержки из самой России) сделали такой переход в "другое крыло" для Запада очень трудным. Первые же попытки привели к гражданскому противостоянию, или же вообще к гражданским войнам. Именно поэтому до сих пор остаётся открытыми вопрос о Молдавии и Грузии - странам, которые фактически давно созрели для вхождения в западное пространство, но которых тяготит неразрешённые территориальные и политические конфликты. С Украиной тут проще и сложнее. Слава Богу войны у нас не было, хотя на национальной почве в начале 90-х она могла запросто вспыхнуть. Тогда конфликты на постсоветском пространстве вспыхивали особенно быстро, одной из причин этого - всё та же не разделённость экономики по частным лавочкам. Согласитесь, что никто не будет спонсировать войну внутри собственного государства, зная, что может этим нанести урон своей же собственности.
После российско-грузинской войны, которая (если мы говорим о геополитике, то значит отбрасываем этику) оказалась более выгодной России, и благодаря которой она признала де юре суверенитет части грузинских территорий (т.е. юридически расширила сферу своего влияния), западный мир в противовес этому ещё более усилил влияние на черноморском пространстве. После поражения в первой Чеченской кампании, затянувшейся второй кампании вперемешку с многочисленными терактами, война в Грузии для России стала той маленькой победоносной войной, которая хоть как-то отодвинула на задний план предшествовавшие ей военные и политические неудачи. Однако, если население РФ, после соответствующей идеологической обработки, победу над Мишико приняло на ура, то глубинные последствия конфликта для России оказались куда хуже. Чего греха таить - Россия стала неспособной адекватно реагировать на усиление влияния Запада в черноморском регионе и тут выплывают сразу несколько факторов:
1. Преобразования в Грузии. Пока на российском медиапространстве 3-й год показывают картинки плачущего Саакашвили кусающего галстук для собственного пипла, Грузия сделала ряд серьёзных государственных реформ, позволивших стать одной из самых благоприятных стран региона по комфорту взаимоотношений человека и государства а также инвестиций. Предположу, что данные реформы идут также скрытой стезёй "холодной войны" межу Грузией и Россией, чтобы дать почувствовать "мятежным провинциям" разницу. Рост экономики и инвестиционного климата по сравнению с "бунтарями" очевиден, т.к. никто кроме россиян серьёзные вливания туда проводить не будет, да и россияне, если и инвестируют, то с очень большим риском. Более того, ситуация в Грузии стала настолько отличительной, что правительство страны даже начало ввод так называемых нейтральных паспортов, чтобы абхазцы и осетины могли увидеть и почувствовать разницу воочию, а это при определённых условиях будет способствовать изменению общественного мнения "за забором", которое в один прекрасный момент может сыграть злую шутку с Россией.
2. Прагматичность во взаимоотношениях Украина-Россия. После прихода нынешней власти в Украине, её розовые надежды укрепить экономику своей страны за счёт шагов навстречу России (Харьковские договорённости и т.д.) показали, что непонятно, что больше присутствует во взаимоотношениях двух стран, внешняя политика или грызня олигархов. При начальном декларировании о "дружбе народов", нынешние попытки российских олигархов поставить на колени "братскую Белорусь", оказавшуюся в экономическом кризисе, или шантаж Украины ценами по энергоносителями за счёт её собственной ГТС накануне очередного отопительного сезона, просто не оставляют шанса Украине, чтобы не только уклоняться от предложений входа в Таможенный союз, но и постепенно и окончательно пятиться в сторону более прагматичного Запада.
3. Неспособность РФ обеспечить должное военно-морское присутствие в регионе. В то время, как Украина и Грузия постоянно декларируют о своих прозападных ориентациях политической жизни, что стимулируется "моральной поддержкой" в виде заходов в акваторию Чёрного моря кораблей стран-участниц НАТО, Россия не может позволить адекватно "нейтрализовывать" ситуацию наращиванием своих сил. Отчасти это связано с экономической ситуацией в самой РФ. Загубленная за многие годы судостроительная промышленность и ВПК при более чем скромных финансовых ассигнованиях не могут в одночасье обеспечить строительство должного, государственным амбициям, флота. О второй причине, см. п. 4.
4. Отсутствие пунктов базирования для достаточного количества корабельного состава в регионе. При затянувшемся газовом конфликте с Украиной, последняя всегда будет шантажировать Россию по части пребывания кораблей в Севастополе, какой бы пророссийской не была власть в Киеве. Более того, несмотря на очевидное влияние пророссийских сил в политической жизни Украины, всегда может быть найден открытый или прикрытый повод для денонсации ранее достигнутых договорённостей, что резко изменит геополитическую ситуацию не в пользу России и чем, собственно, Украина и может пользоваться в своих внешнеполитических и экономических целях.
Вот, собственно, на фоне таких, казалось бы, далёких и близких, основных и второстепенных процессов в регионе и предпринимаются государствами определённые шаги для того, чтобы "разрулить" сложившуюся ситуацию в свою пользу. А рассматриваемая истерика МИДа, при этом, выглядит не более чем как неудачная попытка "Сделать хорошую мину при плохой игре". Для своего пипла это проходит, а для людей БОЛЬШОЙ политики - наверняка вызывает удивление и саркастическую улыбку.