На расширенном заседании ЕАЭС президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил соединить каналом Черное море и Каспий.
// eadaily.com
От чего зависят перспективы строительства канала? Не только от наличия (отсутствия) необходимых средств. Это зависит также от оценки технико-экономических характеристик проекта, в том числе от экологической экспертизы. Играет важную роль внешнее и внутреннее лобби. В России, например, некоторые регионы, через чью территорию может быть проведен канал (скажем, Ставропольский край), как известно, не имеют выхода к морю. Азербайджан сталкивается с трудностями в получении разрешений на проход по Волго-Донскому каналу, которым также может заинтересоваться Китай, которому необходимо сократить сроки доставки грузов в Европу, а также другие страны мира.
Наиболее эффективным способом реализации таких проектов может являться механизм государственно-частного партнерства. Идеей в данном случае надо заинтересовать зарубежные фирмы. В международный консорциум, кроме России и Казахстана, могут теоретически войти Китай, Узбекистан, Азербайджан и Туркменистан.
Дело в том, что проход под иностранным флагом судам по внутренним водам России запрещен (это возможно, но при получении специального разрешения). А при совместном управлении проектом (каналом) у стран-участников появится возможность выходить под своим флагом из Каспия в Черное море. Это значит что, например, Казахстан получит беспрепятственный выход в мировой океан и станет полноценной морской державой (Каспий все же, по сути, является озером).
Кроме того, с помощью канала можно будет переориентировать часть грузопотока ЕС — страны Азиатско-Тихоокеанского региона, который в основном идет через перегруженный Суэцкий канал, что существенно укрепит не только транзитные, но и политические позиции России и Казахстана. Важно и то, что из Каспия на Черное море смогут ходить нефтеналивные суда.
Подробнее:
Эксперт: За счет канала до Черного моря Казахстан станет морской державой — Новости политики, Новости России — EADaily