kotbayun> Интересно, а впишется длина по ГВЛ - 221 фут в общую схему ?
kotbayun> И ещё простой вопрос: какую величину подразумевали в САСШ и в России под термином "длина по ГВЛ" в конце позапрошлого века ?
Еще в далеком 1990 г. Р.М.Мельников в своей статье писал-
Составленная автором итоговая таблица характеристик русских крейсеров содержит целый ряд сведений и показателей либо расходящихся с литературными данными, либо вовсе не опубликованных. Все сведения основаны на изучении проектных и отчетных материалов, непосредственных измерений, выполненных но подлинным чертежам из фондов ЦГЛВМФ; длина по КВЛ измерена между перпендикулярами, проведенными к основной линии через точки пересечения крайнего контура обвода корпуса с конструктивной (грузовой) ватерлинией, включая штевни. Выявились следующие характерные расхождения: даже такой официальный документ, как «Судовой список», одну и ту же цифру в разных выпусках относит то к длине между перпендикулярами, то по ватерлинии и, как правило без учета штевней; сплошь и рядом появляются цифры, неизвестно откуда взявшиеся [16]; так, например, для «Памяти Меркурия» длина но ватерлинии в «Судовом списке» 1890 г.— 295 футов и 3 дюйма, а в издании 1898 г. соответственно .306 ф 8д. Для «Генерал-адмирала» в изданиях 1885, 1890, 1898 и 1904 гг. все длины разные— от 284 и 6 до 286 ф. и 4 дм; фактически при обмере по чертежу длина по КВЛ получается 286 ф. и 9 дм (87,4 м). Найденный чертеж нужного корабля—это еще не решение вопроса: следует убедиться, что он окончательный, ;а не один из отвергнутых и переделанных.
Трудности усугубляются п несовершенством тогдашней системы чертежного хозяйства: в одном случае приводится масштабная линейка по всей длине корабля, в другом—только небольшая ее часть; иногда имеется свод основных характеристик и экспликация, порой ничего нет, хотя речь идет об одних и тех же чертежах —конструктивпых корпуса и общего расположения. Особой осторожности требовало снятие размеров; оказалось, что даже такая традиционная длина корабля как «между перпендикулярами» на чертеже, например, внутреннего расположения фрегата «Минин», отсчитывалась от передней кромки форштевня, как и на теоретическом [17], а на чертеже крейсера «Олег» (начало XX в.)—все еще «по-старинному»: от задней кромки форштевня. Отсчет шпангоутов по правилам отечественного кораблестроения шел от носа в корму, Для кораблей, строившихся в Германии и Англии — наоборот, во Франции — от мидель-шпангоута к оконечностям. Начинали отсчет обычно от нулевого, но мог он идти и от первого шпангоута («Минин»), а на «Владимире Мономахс» — от таранной переборки; встречались и другие отклонения, соответственно менялся расчет длины по числу шпаций. Длина между перпендикулярами по ватерлинии не обязательно оказывалась кратной числу шпаций (они к тому же могли меняться в оконечностях) и их также надо обязательно проверять каждый раз по чертежу; поэтому к старинным чертежам современный ГОСТ 1062—68 {вопрос читателя В. Л. Оныськива), очевидно, неприменим. Особая проблема-погрешность определения размерений кораблей, обусловленная различиями в способах обмера чертежа (она минимальна при наличии сплошной — по всей длине корпуса — масштабной линейки), усадкой его листа, аккуратностью и добросовестностью проектантов и копировщиков, качеством архивной реставрации и т. д.