90 ЛЕТ НАЗАД БЫЛО СПУЩЕНО НА ВОДУ СУДОПОДЪЕМНОЕ СУДНО "КОММУНА"
Судоподъемное судно "Коммуна" - катамаран длиной 96 м и шириной 18,6 м, с четырьмя связующими ажурными фермами (расстояние между корпусами 8,5 м), водоизмещением 2740 тонн, средней осадкой 4,1м, дальностью плавания до 2000 миль. Но оно уникально не формой и размерами, а своим "возрастом".В этот день произошло знаковое для ВВС России событие. На аэродроме 4-го Центра боевого применения и переучивания летного состава (ЦБП и ПЛС, г. Липецк) приземлились пять истребителей Су-27СМ. Перелетом этих машин завершилась первая за период существования ВВС Российской Федерации передача в войска и перегон на аэродром базирования авиационной техники, модернизированной до уровня поколения 4+. Работы по глубокой модернизации самолетов Су-27 проведены Комсомольским-на-Амуре авиационным производственным объединением (КнААПО). Прием и перегон самолетов выполнили летчики истребительного исследовательского смешанного авиационного полка из состава Липецкого центра. Перелетом авиационной группы руководил старший летного эшелона, начальник отдела боевого применения 4-го ЦБП и ПЛС полковник Василий Пинчук (ведущий пилотажной группы "Ромб").
Заложенное на Путиловской верфи 12 ноября 1912 г. и получившее имя "Волхов" судно было спущено на воду 17 ноября 1913 г. 1 марта 1914 г. начались его сдаточные испытания, а в июле 1915 г. оно вступило в строй отечественного ВМФ, где и несет службу по сей день в составе Черноморского флота.
Вот основные вехи "биографии" нашего "ветерана".
1915-1922 гг.
В период Первой мировой войны "Волхов" использовался в качестве плавбазы для подводных лодок Балтийского флота. Весной 1918 г. вместе с другими кораблями и судами БФ участвует в Ледовом походе из Гельсингфорса в Кронштадт. В годы Гражданской войны экипаж СПС занимался ремонтом субмарин "Тигр", "Пантера", "Рысь", "Угорь", "Волк", "Тур", "Белуга", "Макрель", "Пескарь", "Касатка", "Ерш", "Львица", АГ-12, АГ-16. В 1922 г. "Волхов" переименован в "Коммуну".
1923-1941 гг.
Вплоть до начала Великой Отечественной войны экипаж выполнял две главные задачи: подъем подводных лодок, малотоннажных судов и производство их ремонта. Наиболее значительные операции проводились с ПЛ Л-55 (1928 г.), "Форель" (1931 г.), Б-9 (1933 г.), Б-3 (1935 г.), с судами КП-7, "Азимут", ВС-28 и другими. Оказана помощь в снятии с мели эсминцев "Войков", "Володарский", "Энгельс". Отметим также погружение одной из субмарин типа "Щ" на глубину 89 м на стальных полотенцах 17 октября 1934 г., подъем и ремонт подлодки Щ-324 поздней осенью 1939 г., подъем аварийного самолета 21 декабря 1939 г. В течение этого же месяца проводились водолазные работы на сторожевых кораблях "Туча", "Снег", "Пурга", "Буря", базовом тральщике "Патрон" и эсминце "Сметливый".
Кроме того, выполнялись и многие другие задания командования по обеспечению испытаний, введению в строй судов и кораблей разных классов, выполнению обязанностей плавбазы для экипажей подводников. Например, в 1932 г. СПС обеспечивало заводские испытания подводных лодок типа "Д".
1941-1945 гг.
21 июня 1941 г. на СПС устанавливается дежурство пулеметчиков. 15 сентября 1941 г. 11 членов экипажа уходят сражаться на сухопутный фронт, 12 - в истребительный батальон. 18 октября 1941 г. "Коммуна" получила 29 мелких пробоин от разрыва авиационной бомбы в воде. В конце 1941 г. оказана помощь линкору "Октябрьская революция".
В последующие годы СПС проводит ремонтные работы на субмаринах и канонерской лодке "Амгунь", на СКР "Тайфун", водолазные работы на кораблях "Полухин", "Громов", поднят буксир "Иванов", заделаны пробоины на ПЛ "Лембит". Судовые водолазы ремонтируют днища кораблей и судов, очищают их винты. Подняты 10 подводных лодок и 1 катер, посыльное судно "Пионер". СПС участвует в подъеме крейсера "Петропавловск". Выделены 32 водолаза для обеспечения "Дороги жизни". Со дна Ладожского озера они поднимают не только поврежденные суда, но и танки, автомобили.
Примечательно, что все операции в период Великой Отечественной выполнялись неполным экипажем. Интересен и такой эпизод. "Коммуна" производит ремонт подводной лодки-малютки М-93. Причем заканчивает его на три дня раньше срока. Вскоре эта ПЛ, выйдя в боевой поход под командованием ставшего впоследствии легендарным Александра Маринеско, именно на третий день топит вражеский транспорт.
1946-1966 гг.
После окончания войны экипаж "Коммуны" занимался ремонтом подводных лодок, катеров. В 1956 г. с глубины 45 м поднята подводная лодка М-22О, а в 1957 г. с глубины 75 м - ПЛ М-256. Через два года СПС подняло и отремонтировало торпедный катер.
1967-1978 гг.
В 1967 г. по приказу главкома ВМФ 52-летний катамаран совершает переход из Ленинграда в Севастополь, блестяще выдержав все сложности длительного плавания, в том числе и через ревущий Бискайский залив. На Черноморском флоте экипаж приступил к выполнению свойственных ему задач. В 1970-1973 гг. "Коммуна" проходит первую модернизацию и перевооружение на Морском заводе имени С. Орджоникидзе. В последующие годы обеспечивает испытания новой глубоководной техники, научно-исследовательские и аварийно-спасательные работы. В декабре 1975 г. с СПС производится спуск глубоководного аппарата АС-6 на рекордную глубину - 2026 м.
1979-1992 гг.
Для выполнения новых задач в 1979-1984 гг. на "Коммуне" проходит вторая модернизация оборудования и механизмов. В 1985 г. СПС вступает в строй действующих судов ЧФ с гражданской командой. Экипаж возглавил капитан 2 ранга запаса Леонид Балюков. "Коммуна" обеспечивает испытания новых образцов глубоководных аппаратов, является их носителем, ведет опытовую эксплуатацию ГА, поисковые работы и гидрографические исследования, принимает участие в общефлотских учениях.
С 1992 г. ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
СПС находится в составе действующих кораблей и судов бригады поисково-спасательной службы ЧФ. Второй раз за его долгую жизнь на нем поднимается Андреевский флаг. Укомплектованность экипажа личным составом в разные годы колеблется от 50 до 80%. Но моряки бережно и самоотверженно ухаживают за уникальным спасателем. Ежегодно после строгих проверок продлевается моторесурс главных и вспомогательных механизмов. Несмотря на недостаточное снабжение, экипаж содержит судно в боеготовом состоянии, ежегодно сдает курсовые задачи с оценкой "хорошо", с первого предъявления проходит моринспекции. По планам боевой подготовки "Коммуна" выходит в море для испытаний глубоководных аппаратов разных типов, отработки поисковых задач.
***
...С каким-то особым душевным трепетом, даже благоговением ходишь по палубе этого уникального одновременно исторического и боевого судна-спасателя, понимая, что ничего подобного в мире нет!
Вдумайтесь в такой факт. Списаны, выведены из боевого состава ВМФ десятки, сотни кораблей и судов гораздо более молодых, чем "Коммуна". О причинах этого - отдельный разговор. А тут, поди ж ты, - 90 лет на плаву! 88 лет в боевом строю!
Долголетие "прабабушки" отечественного флота важно не только само по себе, как уникальный пример, но и как явление, имеющее огромное прикладное значение. Ведь вопрос долгожительства кораблей и судов сейчас актуален как никогда, поскольку после развала Советского Союза в силу экономических причин была нарушена нормальная ротация корабельно-судового состава ВМФ России, что привело к значительному старению флота в целом. И опыт бережной эксплуатации "Коммуны", поддержания ее работоспособности сейчас поистине бесценен.
Ныне экипаж "Коммуны" возглавляет в недавнем прошлом командир бригады спасательных судов ЧФ капитан 1 ранга запаса Анатолий Ишинов - опытный офицер, прошедший серьезную школу флотской службы. Сейчас из-за экономии средств на "Коммуне" всего 38 моряков на два корпуса катамарана. Людей не хватает. Но на трудности никто не сетует. Народ, в основном, закаленный. Беспокоит другое - СПС не доковалось вот уже 13 лет. Тем не менее оно является носителем автономного снаряда АС-5, экипажем которого командует капитан 3 ранга Дмитрий Вертелев, обеспечивает его подводные спуски.
Теперь ветераны "Коммуны" хлопочут не только о занесении своего судна в Книгу рекордов Гиннесса, но и о придании ему после списания статуса плавучего музея.