Вспомнил еще одну историю,где-то на рубеже 1978г.,когда полк уже достиг своего уровня ,летая год на Су-17м2,м3 и постоянно принимая участие во взмд с СВ на полях всех полигонов ЗакВО.А как принято тогда было,что перед очередными учениями СВ-приходила ШТ от Ком.авиацией ЗакВО на участие нас ивыделение наряда и сил,б/з,количество эпизодов,дней и т.д.Доходило до того,что уже любые там выезды и тренировки мсп,мсб и чуть ли не мсвзводов-нас уже выделяли от пары и до двух звеньев.Ну а если дивизии привлекались на учения-то у нас аэ дружно вылетатла на взмд.Причем там полигоны позволяли применять крупные боеприпасы,позволяло и пространство.Ну вот,а обычно как происходило-замысел СВ нам был не очень интересен,но по эпизодам мы должны знать все свои цели .И вот тогда выделялся Ми-8 за ведущими пар и звеньев и мы летели на "гору".Там высаживали,подходили к макетам положений и пехота с указками там водила все и рассказывала что как и где кто должен наносить удары.В т.ч. и вертолеты,а мы за ними.Потом мы так по ходу перелетали на следующее положение и на следующее.Ну в общем наверное так было собсно у всех.Комично было смареть,когда мы подлетая к очередному положению на полигоне,еще винты крутятся на вертушке,а они часто без выключения работали,так вот из ближайшего окопа выскакивал весь в пыли и грязи каой-то комок,как потом выяснялось -сам ком.танковой дивизии в звании генерал,в полевой форме и погонов-то не разберешь и руку к козырьку бежал докладывать первому выпавшему из люка летчику.Мы -то в комбезах,да еще и в белых(как белые люди...),ну потом разобравшись кто есть кто и чуток сконфузившись,прыгал обратны в свой окоп-блиндаж,а мы влазили в вертушку и адью дальше.А потом научились-У нас мой ведущий Толя Кондаков брал на себя роль начальника ,которому любой пехотный начальник "обязан" был выскочив из окопа -доложить...Мы ржали,еще не выходя из "автобуса" с винтами.Толя он такой солидный был по виду,старший летчик 1 класс,капитан и в возрасте 35 лет.
В общем в очередную такую почесуху после того как мы уже побывали на полигоне на вертушке приходит команда-облетать цели на боевых...Полетят только ведущие.Какой -то умних из ИАС в Армии сказал,что ресурса жалко на такие задачи не по клеткам и надо бы технику экономнее использовать.А на тот период у нас для шторочных полетов пригнали Л-29 аж целых 6 штук из Армавира кажется, стояли они так красиво прям, как в училище на краю ВПП у первой РД,там еще такое место расширенное было типа мини-ЦЗ.
И вот пришла команда выполнить сие мероприятие на этих Л-29(!!!).А на них из участников "парада" тока я летал лет пять назад,ну да пять лет точно,в 1973г.,а это уже 1978г.(!!!) Не говоря уже про всех моих старших товарищей-которые ваще кто ДОСААФ, а кто в училище на Як-18 учился из таких учебных самолей ,ну еще мож ксплуатировали и УТи-МиГ-15 тоже(но этих как раз уже не было,слава те яйца,а то бы на них погнали бы!!!).Чего тут началось...
Во -первых уже начало полетов и такая неожиданная вводная про Л-29 тока поступила,а во-вторых,мы готовились на боевых и они готовые уже стоят...Ну чего делать-срочно собираемся и решаем,кто когда,летал на Л-29,ну оказалось,как я и говорил-самый свежий это я.Командир аэ Шатаев Ш.С.-тоже спакойный такой определяет-в самоль залазит пара,в первую кабину тот,кто хоть ваще когда-то на ем летал,во вторую,тот кто ни разу,но пара-есть пара и она в одном самолете и это уже хорошо.Звено руководства было такое-Шатаев-Алехин,Сторожук -Таенков.Как они там между собой разобрались -я не помню,мне хватило того,что было у нас в звене.А наше звено такое.Первая пара Карагачев Валера-Пужай-Череда Константин.Тока Костя летал в училище и лет 8 назад.Валера вообще на их не летал,ну и Толя ,как я уже говорил.Тут еще всю ситуацию усугубляет присутствие инспектора из ВА,для которого такая вводная ваще стала полной неожиданностью и пытаясь хоть как-то оправдать свое присутствие на полетах при такой вакханалии-он срочно начинает выяснять кто-когда и есть ли ваще.Но все это мы ему со слов натолкали-да летали все, отстань палковник вишь не до тебя!!!
А время идет,затребовал летные книжки-НШ аэ метнулся за ними в штаб,но пока он взад доедет ,мы уж слетать успеем.В общем ,если в целом посмотреть на эту картину сверху-то представлялось все это так-четыре готовых
Л-29,в которых мы начинаем занимать готовность,суетятся техники и мы,а инспектор, как броулеровская частица носится промеж самолетов,задавая глупые вопросы.Первая пара вырулила и пошла на ВПП,дальше я про них не буду,потому-что думаю,как было у них-так же наверное,повторилось все у нас.Они ушли и мы через 10минут за ними выруливаем.Вот если прикинуть весь маршрут на полигон Караязы,что под Рустави недалеко,то на Су-17м2,м3 обычно с кругом над точкой для сбора группы подлетное время составляло 14-15минут,как ща помню,а тут....Вот дают взлет по-одному(наверное РП увидел и принял для себя решение не повторить глупости наблюдая все по первой паре),дождавшись еще секунд 10 после страгивания первого самоля-я вывел обороты и мы с Толей побежали догонять.Отрыв,уборка шасси,все стандартно,тока медленно очень,ну эт и панятна.А дальше, наблюдая самоль ведущего в наборе я начинаю подрезать,чтобы пристроиться.И замечаю,что начинаю как-то очень уж резво догонять,смыкнул оборотами на уменьшение скорости,а она и не думает гаснуть,такое впечатление,что фитиль у этого мотора еще тот.Ну отвык жеж от школьной парты...Кое как установив увеличенную дистанцию,опять раскачигариваю движок...А в это время Костя за рулем самолета ведущего увидев мое срочное приближение на обрезаниии первого разворота машинально так даеть газку-уж очення страшновасто ему чейт и неуютно в развороте стало,как я на него лихо наезжаю...И он решил увернуться от меня-ну еще я так понял,что там и Валерка ему из второй кабины стал подсказывать,типа "...У бля,сваливаем!!!".
Получился такой красивый полупереворот,благо местность там позволяла,т.к. на обратном от второго к третьему там алазанская долина внизу и перепад высот относительно уровня аэродрома был метров 600-650,плюс еще мы добирали после взлета метров уже 400 было относительно аэродрома.Я его теряю кратковременно,но потом нахожу и тут уже думаю,не уйдешь собака,зажимаю газ и ручку и в атаку...У меня преимущество в высоте и скорости,ну чуть позади.Так несколько раз почти пристроившись к своему ведущему,был сброшен с хвоста перепугавшимся экипажем первого самолета,пока до них не дошла эта проекция ведомого,только тогда они успокоились,а мы с Толей тихо ржали при всей этой кавалькаде.Все что было до этого,просто,Костя делал все,чтобы от меня увернуться...Это он потом рассказал.И получилось у нас полная рассогласованность,но это одним словом ,коротко и попроще.Что же касается воздуха от первого разворота и до выхода от точки-так это ,если правду резать -был настоящий воздушный бой по горизонтали.Неучитывая с нпривычки после Су-17,такую замедленность реакции движка,на движение РУД,а также инертность самолета как при разгоне ,так и при торможении(лопухи останавливают самоль только в конце движения...странно так ощущать это было, а потом надо так кочегарить,чтобы восстановить прежний режим полета...)мы конечно (те кто в передних кабинах засел)уже запарились так,как мокрые мышата,что мона было уже и на посадку заходить ,а тут еще и до цели лететь...Думаю,что так же ,если не покруче было и в первой паре...Но нам они ничего потом не сказали,но где-то в кулуарах был дело,слухи доносили...также все.Ну вот кое как установившись после отхода от точки мы полетели дальше оттачивая уже быстро растущее мастерство в групповой слетанности от секунды к секунде становившемся уже значительно лучшим,нежели несколько минут назад.До полигона долетели через пол-часа после взлета,назад столько же-надо и за топливомером контроль вести.Но там мы уже как настоящие заправские джентельмены,две пары заходил по своим целям,стоя как вкопанные ,даже было приятно посмотреть со стороны(это я про первую пару,которая по положениям уже сдвинулась чуть дальше но в поле зрения оставалась).Ну дальше уже было все без замечаний.Поэтому прилетели сели,провели разбор,не отходя от самолетов,поиздевавшись над ведущим вдоволь(у Толи язык острый в таких случаях-равных не было)-пошли к инспектору спасать его от инфаркта.Потом я не помню,чтобы мы все таки использовали Л-29 как самолет для полетов под шторкой.Куда -то их опять отдали,не закрепились они у нас и появились УТишки,но уже ненадолго.
А когда пришла пора на полигон прийти на боевых,то учитывая все то,что мы удачно рассмотрели с Л-29-х,то ессно уничтожили там,как и полагалось все свои цели.
А готовилась вся эта "почесуха",как мы говорили, для показа зарубежным и нашим партийным делегациям,в тот именно раз-приезд на полигон совместно с какой-то из экзотических стран.Думаю,что мы тогда своими действиями продвинули самолет Су-17м2,м3 далеко на внешний рынок.