В качестве оживления ветки-дабы и молодым почитать и нам -старикам повспоминать веселые времена БП.
Как -то в 1976г,когда полк летал еще на самолетах Су-7бкл,бм была поставлена задача слетать нештатные пары для выполнения проверки на аэр. Лунинец или еще какой-то задачи по типу Лунинца.Закрепили приказом по части пары,звенья,для чего опытный инструкторский состав третьей аэ и управления полка влился в боевой расчет полка,тем самым сформировав три полнокровные аэ ,как того требовали все документы того времени.
В тот летный день я оказался свидетелем одной прикольной на первый взгляд сцены,которая разыгралась в одной из таких новых слетанных пар.
Погода стояла летная ПМУ,лететь собиралась вновь созданная и уже слетанная пара майора Сокуренко Николая (зам.командира 3 аэ) и капитана Кондакова Анатолия(старшего летчика 1 аэ).Надо сказать,что для нас тогда еще молодых и зеленых лейтенантов-сия пара являла собой весь тот набор опыта,зрелости и завидного мастерства умелых командиров и наставников,несмотря на то,что например, к-н Анатолий К.был только в должности ст.летчика,а на вид ему было лет 35-36,что для нас опять же было запредельным в то время(???),но и сам он был таким крепышом,ну как и любой летчик страны совесткой в представлении простого обывателя,т.е. загорелое и обветренное лицо,широкие плечи и твердая поступь,все это в купе с летной формой придавало ему такой образ знаменитого летчика Чкалова.М-р Сокуренко тоже был крепкий и опытный пилот.Для этой пары были подготовлены два самолета Су-7 бкл с двумя подвесными баками каждый.Баки были незаправлены,но оставлены на самолетах,потому-что самолеты готовились на перелет на другой аэродром и ,чтобы баки по несколько раз в летные смены не снимать и не подвешивать,их уже проверили на выработку и оставляли на самолетах.Данный полет был спланирован на полигон с боевым применением продолжительностью около 40минут ,подвешены по две бомбы ОФАБ-100НВ,но только с той лишь разницей,что на самолете ведущего м-ра Сокуренко эти бомбы висели под фюзеляжем,т.к. подвесные баки у него были под крыльями,а на самолете ведомого к-на Кондакова,наоборот-подвесные баки под фюзеляжем,а бомбы -под крыльями.В целом подвески одинаковы и их влияние на расход топлива в полете также должно сказываться одинаково.И вот здесь как раз и крылась основная интрига всего предстоящего вылета.В кабине самолетов на прицельной головке,попросту говоря на прицеле был закреплен такой прибор называемый ПБК-7(прибор бомбометания с кабрирования),на котором был ряд переключателей,выставляемых в соответствии с полетным заданием перед полетом начальником группы вооружения,а затем обязательно контролируемым летчиком после посадки его в кабину.И если выставлено не по заданию-летчик обязан проверить и выставить правильно.А т.к. на данном типе самолета была всего одна боевая кнопка,от нажатия которой в воздухе приводилось в действие или бомбовооружение или пушки или ракеты,то основным режимом по вариантам вооружения являлись как раз те самые переключатели которые устанавливались на ПБК-7.
Это такое предисловие,теперь вернемся к нашим героям.
Они быстро проверили самолеты,обговорили свои действия в паре,провели такой блиц-розыгрыш "пеший по-летному" и заняли свои места в кабинах.Дальше-они улетели.После их вовращения,происходило следующее.Ведомый К. еще до остановки самолета на ЦЗТ(стоянка самолета) неудержимо смеялся и качал головой.Сам еле-еле от смеху вылазил из кабины.Мы недоумевали...Расписавшись в журнале ЖПС о своих замечаний коротким "зам.нет" и поставив роспись,он присев на корточки продолжал угорать со смеху.Самолет ведущего зарулил первым и м-р Сокуренко легко и практически по-спортивному выпрыгнул из кабины на стремянку и на бетон,также расписался в журнале техника"зам.нет"-роспись и направился было к сидящему на корточках у своего самолета ведомому,чтобы обсудить,как это и принято у пилотов после полета все замечания и моменты...У техника самолета при подписи ЖПС вытянулось лицо,а слова он так и не смог вымолвить ,особенно после быстрой росписи и "зам.нет" м-ра С.Я летел следующим на самолете к-на К. и обратил внимание,что самолеты только зарулили и техники еще не приступали к их подготовке к повторному вылету,но на самолете м-ра С. бомбы уже висят,под фюзеляжем(???),а на моем еще нет.
Во,подумал я,оружейники сегодня просто в ударе-быстро работают.
Ведущий С. еще сразу от техника обратился к ведомому,который полуприсядя у своего самолета тихо продолжал ржать:
"ну,как мы...!!!???
Видал?!По цели все точна!!!"
К-н К., еле-еле приподнимаясь и еще ничего не говоря,т.к. все еще давился смехом,тыкая в сторону самолета ведущего,наконец-то произнес ту самую сакраментальную фразу,после которой все встало на свои мяста: "А БАКИ -то ГДЕ???!!!"
Тут, оборачиваясь уже к своему самолету м-р С. аж присел,схватившись за голову обеими руками,произнеся известные в таких случаях звуки : "Ох...,Ё...!!!"
Так и стала эта фраза крылатой в полку после этого случая,особенно,когда ее произносил сам участник того случая...
Не думаю,что здесь дальше надо подробно пояснять, что и как происходило у них в паре,чтобы понять-почему ушли баки вместо бомб.Это уже понятно,т.к. в начале рассказа был намек(ПБК-7).Но потом,когда страсти поулеглись,баки списали,бомбометание засчитали как в паре,как и положено,только один баками,второй бомбами,но по началу никто ничего и не понял на полигоне,т.к. ГРП издалека было не очень заметно,что там еще отвалилось от самолетов,если они продолжают летеь нормально и штатно выполняют вывод .А только потом,как всегда ушлый прапорщик полигонной команды разобрался что к чему и пристроил баки куда надо,слегка их подрихтовав.Ну а Анатолий К. стал рассказывать в узком кругу с присущим ему юмором-как все это происходило в реале.
"Сброс!"-подал команду ведущий и как всегда в таких случаях, пока не начнут отделяться бомбы от самолета ведущего-ведомый только палец держит на боевой кнопке.Как только он увидел,что пошли баки(!!!)- он сразу все сообразил и видя цельтут же нажал БК,бомбы пошли.
Конечно,в первый момент после сброса, ведомый все еще приходит в себя,секунды кажутся часами,но потом постепенно сие недоразумение,особенно после повторной атаки из пушек и сопровождающего это все радиообмена с группой руководства на полигоне,где как выясняется вообще никто ничего не понял кроме него самого, превращается в некое приключение, от которого ведомого так разобрало,что он и сам еле сдерживался и ни словом ни полусловом в воздухе своего ведущего расстраивать не стал,но и как он сам говорил-еле выдержал весь полет до конца,чтобы,как грится " не об....ся на берегу",когда зарулил.
Сцена действительно получилась смешная,особенно для тех,кто там рядом находился,потому-что так реально специально в жизни не сыграть.Ржали все вокруг,кроме самого м-ра С.,но потом и он присоединился.
Да,надо отдать должное той обстановке,что царила тогда в полку-доброжелательность во всем,уважение к товарищам,взаимное младших и старших,субординация,вежливость и пр. советские качества тех людей легли глубоко в наши молодые тогда души,оставив яркий след на всю оставшуюся...
Очень сожалею и знаю,что не только я один,что одного из участников этого эпизода не стало...
Он ушел в расцвете своих творческих сил,но мы помним о нем и чтим его в своей памяти...
Это мой ведущий старший летчик по жизни Анатолий Кондаков-земля ему небом...