Дабы и веточку поддержать и случай из летной практики вспомнить.Случаев всяких было много,в т.ч. и курьезных,тока вот никак не вызову сюда однополчан повспоминать.Прихоица самому оддуваца...
Ну лана,было такое со мной в период освоения еще Су-7бкл,в полку в первый год службы.Не надо тут описывать как мы готовились к полетам,впереди брезжило время получения третьего класса и мы-тогда еще молодые и зеленые лейтенанты первого года и с одним пером в ж...,т.е. в строевом полку- вышли на программу полетов на малой высоте.Это были сначала пилотажные зоны с РП в зоне и потом полеты по маршруту на малой высоте.И был там такой второй участок маршрута,проходящий над безлюдной местностью,параллельно Мингечаурскому вдхр.слева по ходу полета и с далеко справа располагающейся невысокой грядой гор, с ландшафтом близким к лунному,где можно было безпрепятственно снижаться,естессно до разрешенной высоты(200м) и разгонять скорость поболе заданной,не боясь,что кому -то навредишь.Если и было там что-то живое,то как правило-небольшие отары овец с пастухом,ну и их одиночные кошары.Правда ,на этот период снижения тебя теряли из виду и РЛсредства обнаружения, наведения и опознавания аэродрома.Конечно они били тот час же((сиюсекунду!!!) тревогу,но я просек это дело и подходил перед полетами по данному маршруту к РБЗ(т.к. полеты на малой высоте проходили в его зоне ответственности)-классный такой у нас парень был в полку сначала Витька Р.(фамилию боюсь неточно помню),а потом у него появился и еще один РБЗ молодой лейтенант(тоже фамилия уплыла уже по давности)-ну и мы договаривались,что они панику поднимать не будут минут пять,там ровно столько можно было фигачить ниже высоты уровня аэродрома(там было принижение местности относительно уровня аэр.),когда прибор высоты показывал минус 50м,а РВ- было реально метров 5-10, и скорость под 1000км.ч,что сильно (мягко сказано)впечатляло сидящего в кабине боевого и грозного истребителя-бомбардировщика молодого и зеленого воздушного бойца.Адреналин тогда хлестал через край,и ты видел только впереди стелящуюся прям под тебя ровную поверхность,с которой срывалась песчаная пыль после прохода самолета,что наблюдалась буквально броском взгляда в перископ.И заставляя себя удерживать ручку управления на месте,даже несколько придавливая ее к низу,чтобы не "вспухать",а также наблюдая тень самолета на поверхности земли в полный рост и размер(что соответствовало реальной преступно-малой высоте),что скользила рядом с тобой справа и чуть ниже по полету -набирая полную грудь воздуха и замирая от ощущений акуительной скорости у земли,кажется,что все на одном вздохе,выдерживая курс и время до следующего поворотного,к которому надо подойти выше той высоты на которой сейчас находился-наслаждаясь таким превосходно быстрым полетом,чтобы полностью раствориться в нем...И,только перед грядой гор резкий набор высоты до 300м полубочкой и доклад на точку о проходе 2 ППМ....Уххх,как будто только что сам пролетел...Там на КП полка тоже ждали моего доклада,чтобы перевести дух и сделать проводку на кальке чисто автоматически(реально не наблюдая отметку самолета в течение определенного времени).А бывало ,что на этом пути встречались и отары овец и самое поразительное,что они мирно паслись или мирно шли,практически до момента уже прохода самолета над ними....Что делалось потом,я видел немного,но часть лежала,часть разбегалась во все стороны,представляю какие слова пастуха неслись нам в след, спустя какое-то время...
Вот про то,что написал-это было уже потом,когда освоившись и полетав,установленное количество полетов на третий класс и получив его,но первые те полеты мы делали, как положено,с соблюдением всех мер предосторожности и безопасности,в общем как нас и учили.
Вот как раз свой первый самостоятельный на малой высоте по тому маршруту я запомнил очень хорошо,а все потому-что как бы теоретически хорошо я ни готовился,а махаря там врезал.И все потому-что решил,что надо опознать 1ППМ по ориентирам.Хотя Кэз. мне четко и коротко сказал-не пытайся!
-Только встал на курс на 1 ППМ сразу установи скорость!
-засеки время и выдерживай курс!
-Опознал -не опознал ППМ-время вышло-разворот!!!Понял?!
-Так точна!Разрешите в полет?!
Но я решился проверить себя и вышло так,что уже гораздо позже,т.е. после того 1-го полета по маршруту самостоятельно на малой высоте и даже сейчас, я помню название этого 1 ППМ.Звучит оно немного даже в рифму,а выучить меня его заставили,ну я и не отказывался,а основатель рифмы-покойный уже замполит 3 аэ гвардии майор Ганжа Евгений Михалыч(Земля ему пухом и вечная слава...).Он меня и "уговорил" выучить это название наизусть.Так оно на всю жисть и память осталось:
Кичик-Дахна-Беюк-Сучма.
А там на самом деле получилось так,что н/п было мало характерных,а азербайджанских деревенек(аулов) много и есстесно характерных среди них не было,вот,когда штурман прокладывал и маршрут на малой высоте,то взял за 1ППМ кучку близ расположенных промеж собой аулов-у которых одна общая и длинная как бы улица и такие звучно рифмованные названия.Что я и помню теперь даже,по прошествию 35лет.
А в том полете я так и не нашел ни сочетаний тех названий,ни самого ППМ и решил по истечению заданного времени все ж поискать его визуально и поточнее выйти.
Так прошло еще три с половиной минуты,я решил,что я блуданул малек и вспомнив все наставления своего К.З. перед этим полетом,бросив поиски, встал резко на свой курс(на 2 ППМ) и уже фиксировал все свои действия, как положено .А в голове проносилось-так действия при потере ориентировки-в случае чего набрать высоту встать в коробочку по 1 мин. в каждую сторону и включить сигнал "Бедствие"...Вот блин,на первом же самостоятельном и такой кофуз...Позор,но я стал исправляться,когда ,через несколько минут увидел ту местность,что уже была описана мною выше и в предыдущем контрольном полете с К.З. на спарке я все хорошо помнил визуально.Пришло некоторое успокоение.
Вот тогда и услышал КП...Меня запрашивали курс и место или давали новый курс -точно уже не помню....Потом смотрел кальку с проводкой моего маршрута.М-да,ну и далековасто я тогда ...и отклонился левее изначально и прошел то "словосочетание" левее и маханул вперед,почти до Кюрдамира,а потом все правильно было.По кальке!
Потом разбор полетов,сдача штурманских зачетов и вливание по самое не горюй!!!