Новый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) четвертого поколения «Юрий Долгорукий» (проект 955, класс «Борей») вышел в море для проведения государственных испытаний и отработки последних задач по проведению пуска морской баллистической ракеты РСМ-56 «Булава». Об этом, как сообщает РИА Новости, его корреспондента проинформировал представитель завода «Севмашпредприятие» из города Северодвинска Архангельской области, где строился корабль.
Это первый в нынешнем году выход в море подводного крейсера после нескольких зимних месяцев, проведенных им в доке завода. Там еще и еще раз после прошлогодних швартовых и ходовых испытаний РПКСН проверялись и тестировались все его системы и механизмы, а особенно пусковой ракетный комплекс, куда также впервые должны были загрузить новую стратегическую ракету. Первый в нынешнем году и 15-й по счету пуск «Булавы», как сообщают в Минобороны, запланирован на последние числа июня, и это будет первый пуск ракеты со своего корабля. Слово «первый» в этом абзаце присутствует много раз, но от этого никуда не денешься. Оно определяет суть происходящего. Своеобразную свадьбу, как шутят моряки, нового крейсера и новой, предназначенной именно для него стратегической ракеты.
Дело в том, что все предыдущие 14 испытательных пусков «Булавы» проводились с переделанного под нее другого ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 941У шифр «Акула» (по западной классификации Typhoon), самой большой в мире атомной подводной лодки с бортовым номером ТК-208 «Дмитрий Донской». Как знают наши читатели, половина пусков «Булавы» были неудачными. Пять других специалисты назвали удачными, хотя и с немалыми оговорками. И только два последних пуска – 7 октября 2010 года (кстати, в день рождения премьер-министра Владимира Путина) и 29 октября того же года – удачными без оговорок. Управление пресс-службы и информации Минобороны сообщило в тот день, что «через 20 минут головные части ракеты в установленные сроки прибыли на полигон Кура, расположенный на Камчатке». И хотя «телеметрическая информация о пуске и полете ракеты еще обрабатывается», однако «уже сейчас можно заключить, что пуск и полет ракеты прошел в штатном режиме», ракета успешно поразила цель.
В ноябре прошлого года должен был состояться еще один, 15-й пуск «Булавы» – и наконец-то именно с борта «Юрия Долгорукого», который, как обещали, призван был снять очень многие сомнения в ее надежности, но он так и не состоялся. Конструкторы ракеты объяснили этот казус тем, что замерз, покрылся льдом канал, по которому с завода выводят в открытое море АПЛ, и моряки не рискнули проходить его в столь сложных природных условиях. Отговорка показалась экспертам странной и неуклюжей, так как «Юрий Долгорукий» предназначен для действий в высоких широтах, подо льдами Арктики и даже всплывать при необходимости в найденных полыньях или проделывать их своим корпусом или торпедами, и ссылка на лед в канале выглядела крайне неубедительной.
Она оказалась такой еще и потому, что на зиму крейсер поставили в сухой док и начали проводить на нем какие-то пусконаладочные работы, что свидетельствовало – корабль и «Булава» не готовы к совместной работе. Говоря по-взрослому, еще не притерлись друг к другу, не поняли и не прочувствовали своего партнера, с которым предстоит прожить отпущенную техникой жизнь.
По словам источника РИА Новости на «Севмашпредприятии», испытания «Юрия Долгорукого» продлятся до конца этой недели. «Пока никаких замечаний по работе агрегатов и механизмов нет», – сказал он информагентству. О предстоящем пуске с борта РПКСН «Булавы» специалист не сказал ни слова. Может, потому что не хотел сглазить. Может, потому что не имел на то полномочий. Но о том, что такой пуск в ближайшее время должен состояться, знают очень много людей. В том числе и наши партнеры по Пражскому договору (СНВ-3) американцы. Хотя, согласно Протоколу к договору (статья IV, параграф 1), уведомление о пусках межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок (МБР и БРПЛ) предоставляется «не менее чем за 24 часа до любого пуска».
Испытания «Булавы» с борта «Юрия Долгорукого» важны по многим причинам. Не только для того, чтобы доказать всем скептикам, что ракета состоялась и она может быть принята на вооружение отечественного ВМФ (по заявлениям высших должностных лиц правительства и Минобороны, таких пусков должно быть не менее 5–6). Но если рассматривать проблему шире, то и для того, чтобы показать – российский ВПК, несмотря на все проблемы, все же способен строить новые стратегические подводные лодки и создавать новые стратегические ракеты – основу отечественных ядерных сил сдерживания.
Согласно планам командования Военно-морского флота РФ, стратегические АПЛ проекта 955, а также их модернизированные собратья проекта 955А/955У должны стать основой морских стратегических ядерных сил России после 2018 года, когда будут выведены из боевого состава флота несущие сегодня боевую службу подводные лодки проектов 667БДР и 667БДРМ («Кальмар» и «Мурена», по классификации НАТО Delta-III и Delta-IV). Всего должно быть построено восемь субмарин класса «Борей», причем второй и третий корпуса «Александр Невский» и «Владимир Мономах», как и последующие, в отличие от «Долгорукого» с 12 «Булавами» должны нести на борту 16 и 20 ракет.
Еще одна информация для оценки значения нового крейсера. Его стоимость, по сообщениям информагентств, составила 23 млрд. руб., в том числе на разработку проекта ушло 9 млрд. А строили первый РПКСН класса «Борей» с 1996 года по 2011-й.