Реклама Google — средство выживания форумов :)
В истории нашей космонавтики много славных страниц, которыми мы по праву гордимся. К сожалению, есть в ней и трагические страницы, связанные с гибелью людей, героически отдавших свои жизни на Земле и в космосе во имя прогресса человечества. Но с недавних пор в нашей космической истории появились и позорные страницы, связанные с печальной судьбой наших космических раритетов...
Сегодня на территории Летно-исследовательского института им. М.М.Громова в подмосковном г.Жуковский открылся очередной Московский авиакосмический салон МАКС-2011. На МАКСе, как и на других подобных ему международных авиасалонах (французском Ле-Бурже, английским Фарнборо и т.д.) принято показывать самые последние достижения авиационной и космической техники, которыми заслуженно гордятся их создатели. Для нас - это смотр всего самого передового, имеющегося в нашем Отечестве. Зачастую в экспозиции таких авиасалонов присутствует и историческая часть, демонстрирующая сохраненные и заботливо отреставрированные технические шедевры прошлых лет, созданные нашими отцами и дедами. Конечно, нам, как нации, как стране и авиационно-космической державе, проложившей землянам путь в космос, хотелось бы сохранить славные свершения прошлого и своими делами приумножить авторитет Отчизны. Но!...
Вот как выглядит на МАКСе-2011 глазами иностранцев единственный в России летный образец орбитального корабля - изделие 2.01, построенный по программе "Буран"
В глаза бросается многое, в том числе и кастрированный фанерный руль направления - воздушный тормоз на киле... И это при том, что его штатные створки тоже были перевезены в г.Жуковский (на приведенных ниже двух левых фотографиях И.Варламова, раскрывающихся в увеличенном формате, они помечены стрелкой, на правой - вопросом - место их установки):
Чего не хватило для установки руля направления? Времени? Средств? А может, всего лишь совести? Хотя о какой совести тут можно говорить...
Люди, сотворившие столь "надлежащий вид" национальной гордости (летному образцу орбитального корабля 2.01), выставленной на фоне вереницы десятков сортиров - известны.
Все происходящее с 2.01 уже находит справедливые отклики, в том числе и среди ветеранов космонавтики. Сергей Грачев, руководитель полетов 15 ноября 1988 г. на посадочном комплексе орбитального корабля:
"Когда происходила перекантовка абортированного братишки Бурана - останков изделия 2.01 по Москве из Тушино в Жуковский, я надеялся, что его нормально восстановят к МАКС 2013...
То, что происходит сейчас – это не просто надругательство над трупом, ему уже всё равно, это – проблемы тварей, пожирающих мертвечину. Прежде всего – это плевок в души миллионов людей, живых и ушедших, кто работал по программе "Энергия-Буран".
В преддверии открывающегося завтра в г.Жуковский Московского авиакосмического салона МАКС-2011 опубликована первая фотография Ивана Кириллова третьего летного образца орбитального корабля 2.01, об истории и транспортировке которого мы рассказывали 04.07.2011. Представленная фотография производит просто ужасающее впечатление!
Мы уже говорили о том, что привести 2.01 в надлежащий вид за несколько недель, остающихся после транспортировки с причала Химкинского водохранилища до открытия МАКС-2011, невозможно. И высказали предположение, что в надлежащем виде 2.01 будет представлен, скорее всего, только на следующем МАКС-2013. Но в действительности реализуется самый худший из возможных сценариев - такого идиотизма мы даже не могли себе представить!
Прекрасно понимая типаж людей, взявшихся за так называемое "восстановление" корабля, изначально было очевидно, что многого от этой "компании" ожидать не следует. Но то, что делается с "музейным экспонатом" 2.01 сейчас - это далеко за гранью добра и зла...
На фотографии видно, что после сборки (пристыковки к фюзеляжу консолей крыла, киля и шасси) все "восстановление" самым тупым образом сведено исключительно к бездарной и безграмотной покраске, представляющей собой безнравственное надругательство над трупом. Краска наносится поверх ошметков и фрагментов теплозащиты (никаких попыток ее замены или хотя бы нанесения бутафорско-пенопластовой - как на образце в Парке Горького - теплозащиты не делалось и уже не будет сделано), на открытые элементы планера, которые на реальном корабле скрыты от глаз отсутствующими на 2.01 элементами конструкции и теплозащиты, без носового кока, без сегментов лобовой кромки крыла, без иллюминаторов. Отсутствие важных конструктивных элементов, агрегатов и сборочных единиц - игнорируется напрочь! Логичнее было бы или оставить все как есть, или в самом деле приводить все в порядок и только потом красить, но в отдельных местах, по необходимости.
Кстати, об остеклении кабины - судя по всему, его на 2.01 просто нет!