Чтобы снять розовые очки с фанатов противоминной защиты Ивеко, приведу, пожалуй, несколько банальнейших примеров использовавшихся чеченскими боевиками против российской автобронетехники фугасов и ловушек (описание и рисунки взяты из памятки ВВ МВД и еще одного учебного пособия):
1 – электровзрывная сеть;
2 – ЭДП (ЭДП-р);
3 – арт.снаряды;
4 – тротиловые шашки
Устанавливается в управляемом варианте (час-то на неизвлекаемость). Может устанавливаться на обочине дороги. Поражает л/с в радиусе 25…30 м. При поражении техники полностью выводит из строя технику и экипаж.
Масса ВВ в 152-мм осколочно-фугасном снаряде - 6,8-7,8 кг. Два, соответственно, - 13,6-15,6 кг. На такой взрыв Ивека не расчитана. А там еще тротиловые шашки...
1 – мина ТМ-57;
2 – арт. снаряд;
3 – мина ПМН, ПМН-2;
4 – МВЗ-57
Устанавливается в неуправляемом вари-анте, срабатывает при прохождении еди-ничной техники и л/с. Поражает осколка-ми, при прохождении техники – переби-вает ходовую часть и днище, выводит из строя двигатель.
ТМ-57 - это 6,5 кг тротила. плюс снаряд. Итого около 14 кило взрывчатки. Ивека развалится.
1 – авиационная бомба;
2 – ЭДП, (ЭДП-р);
3 – тротиловые шашки
Устанавливается в управляемом варианте (часто на неизвлекаемость).
Авиабомба - это что-то от 70 кг тротила и выше. Если от Ивеко останется хоть что-то идентифицируемое - считай, уже повезло.
1 – МУВ-3, МУВ-4 с МД-2 (5М);
2 – ЭДП, ЭДП-р;
3 – заряд ВВ (5…10 кг);
4 – электровзрывная сеть;
5 – МОН-50 (МОН-90);
Устанавливается в управляемом варианте в го-роде. Линия управления выводится на силовые щиты и разъемные устройства электросетей. Поражает технику и л/с в радиусе 4…8 м.
А вот это привет любителям покататься поверх брони и пулеметчикам в люках. Снизу фугас, сверху МОНка.
1 – заряд ВВ (12…25 кг);
2 – МОН-50 (МОН-90);
3 – КД № 8А с ДШ;
4 – ПМН, ПМН-2 с ПВВ (2 кг);
Устанавливается как в управляемом, так и в неуправляемом варианте. Поражает л/с в ра-диусе 20…25 м, полностью выводит из строя технику.
12-25 кг... Ивека не защищает от таких мощностей.
1 – мина ТМ-57;
2 – взрыватель МВЗ-57 без снятия чек;
3 – камень, бут, кирпич
Устанавливается в неуправляемом варианте на дорогах. Срабатывает при прохождении 10…12 ед. техники. Поражает осколками и камнями, перебивает ходовую часть.
Две мины ТМ-57 - 13 кг тротила. Тоже стандартный вариант установки. Так делали еще а Афганистане в 80-е. На что вообще расчитывали создатели Ивеки?
Противотранспортная противобортовая мина-ловушка состоит из любого РПГ с рычаговой спусковой скобой. На рычаг спуска подвешивается петля из проволоки, которая крепится к грузу (кирпич, камень). Груз ставится на ящик (растяжка в натяг). Ящик замыкается на растяжку.
При проезде транспорта, ящик падает, освобождается груз, который, падая, нажимает на боевую скобу, производя выстрел.
Фактически, кустарный аналог мины ТМ-73. От выстрела в борт из гранатомета противоминная защита днища никак не спасает.
Тоже вариант. Мины опять-таки две. Вообще установка всего одной ПТ мины в данных документах не встречается.
Этот опыт, естественно, не забыт и будет применен боевиками против Российской Армии в следующей заварухе. Более того, последние конфликты в Ираке и Афганистане существенно обогатили минный арсенал международного терроризма.
Итак, поможет ли защита от 6 или 6,4 кг тротила уцелеть российским экипажам "Рысей" при подрывах? Ответ из вышесказанного очевиден - никоим образом. Противоминная защита LMV абсолютно неадекватна реально существующим угрозам. Тогда почему ее позиционируют как минозащищенный автомобиль? Это просто обман собственных солдат. Хотите реальную противоминную защиту - берите MRAP. Buffalo, к примеру, выдерживает 20+ кг взрывчатки. Т.е. имеет шанс уцелеть на типовом фугасе из двух мин/снарядов. Под то и проектировался. Хотя и он сегодня уже не панацея - партизаны также адаптируют свои методы борьбы. Зато "противоминная" защита LMV не являлась таковой еще до момента его создания. Задолго до него. Широко распространенная советская мина ТМ-62, к примеру, уже имела заряд взрывчатки от 6,6 до 8 кг, в зависимости от модификации. "62" - это год принятия на вооружение базового образца - 1962. Конструкторы Ивеко никогда не слышали о ней? Ну а об американской мине М15 времен Корейской войны, которая содержала десяток кг взрывчатки? Или М19? Даже некоторые мины Второй Мировой имели заряд свыше 7 кг, хотя немецкую Теллермину обр. 1942 года Ивека, пожалуй, выдержала бы,если судить по заявленным характеристикам. Вот тогда-то противоминная защита LMV и устарела - за 6 десятков лет до того, как первая машина покинула сборочный цех. Защита от 6 кг ТНТ, признаю, - это выдающееся достижение для джипа, однако почти не имеющее практического применения, т.к от абсолютного большинства реальных мин и фугасов (а не специально отмеренных зарядов на полигоне) защита не обеспечивается. Вот и получается, что не имеющий противоминной защиты Тигр и "имеющая" LMV оказываются в одной категории уязвимых для мин транспортных средств.