Как отмечают правоохранительные органы, подводные силы наркокартелей совершенствуются весьма быстрыми темпами, что говорит об их весьма высоком научно-техническом потенциале, позволяющем изготавливать столь сложные устройства, как мини-субмарины, при этом осуществляя их строительство втайне от официальных властей. Появление первых катеров полупогруженного типа в 1990-х годах, вынудило власти США и Колумбии использовать на море систему постоянного радиолокационного слежения, вкупе с морскими патрулями. В ответ на это, наркокартели перешли к разработке первых субмарин. Первые субмарины были оборудованы шноркелями (тип 2), и отличались примитивностью конструкции. Впервые подобная ПЛ была захвачена властями в 1993 году на колумбийском о.Провиденсия. Судно было примитивным и позволяло перевозить 1т. кокаина. Поздние конструкции могли погружаться глубже, корпуса стали использоваться из стеклопластика для меньшей радиолокационной заметности (прям СТЕЛС-технологии
), в конструкции лодок появились примитивные кингстоны, предназначенные для аварийного затопления субмарин в случае их захвата правоохранителями. В последнее время в лодках произошли новые усовершенствования - как уже было отмечено выше, они заметно подросли в размерах, их экипаж составляет до 4 человек, внутри лодок имеются камбузы и гальюны, их грузоподъемность возросла до 10т. кокаина, и глубина погружения на последних образцах выросла до 8-10 метров. Обычные маршруты движения таких субмарин - из Колумбии в Мексику, либо к берегам США, причем используются как тихоокеанские, так и атлантические маршруты. Данные правоохранителей США таковы: на подобных конструкциях (имеется в виду все три типа подводных и условно-подводных судов) в США перевозится до 330 тонн кокаина ежегодно. Впрочем, я несколько сомневаюсь в цифрах, ибо основной принцип всех правоохранителей, вне зависимости от их государственной принадлежности - завышение объемов предполагаемых угроз, поскольку степень угрозы находится в прямой зависимости от финансирования самих правоохранителей. Тем не менее, угроза подводного наркотрафика остается весьма серьезной. Всего с начала использования данного типа судов, было перехвачено (или обнаружено брошенными на берегу, либо недостроенными порядка 40 данных конструкций). Как правило, лодки строятся на самодельных верфях, расположенных в джунглях (во всяком случае, данных о том, что их заказывают на ССЗ через подставных лиц, не имеется). Впрочем то, что лодки самодельные, вовсе не принижает степени затрат на их производство. Так, в среднем, цена современной наркосубмарины достигает до 2 млн. долларов (впрочем, по сравнению со стоимостью груза - 10т. - 250 млн. долларов, не столь уж и много). Впрочем, помимо денег, лодки требуют наличия высококлассных специалистов (инженеров и рабочих, а также материалов и оборудования. С учетом того, что такие конструкции строятся не за один день, следует признать за наркокартелями весьма высокий уровень организации работ. Властям сложно контролировать районы, в которых осуществляется строительство наркофлота - как правило, это заросшие густыми джунглями участки местности с густой речной сетью, к тому же, контролируемые многочисленными партизанами, использующими кокаиновый бизнес в качестве средства для продолжения своей малопонятной борьбы с колумбийским правительством.
В качестве иллюстрации к вышеописанному, привожу схему из колумбийской газеты El Pais