Первый российский пушечный броневик Mannesman-Mulag.
Первые бои состоявшиеся на Восточном фронте летом-осенью 1914 года, временами приобретавший позиционный характер, показали, что действия бронемашин вооруженных только пулеметами недостаточно эффективны против блиндажей и прочих долговременных окопных укреплений. Для преодоления препятствий подобного рода был представлены несколько проектов бронемашин вооруженных пушками калибра 37-57 мм. Одним из наиболее оптимальных вариантов был признан проект бронировки 4-тонного грузового автомобиля немецкой фирмы Mannesman-Mulag – несколько машин этого типа было получено незадолго до войны и находились в хорошем техническом состоянии.
Российские инженеры решили пойти простым и надежным путем.
Ходовую часть, двигатель и трансмиссию машины оставили без изменений, установив только бронированный корпус весьма простой формы. Листы 4-мм брони соединялись почти под прямыми углами, защищая только моторный отсек и кабину водителя. Кузов бронемашины, где на тумбовой установке за коробчатым 5-мм бронещитом размещалась 47-мм морская пушка Гочкиса, прикрывался лишь невысокими бортами. Выбор в пользу данного орудия был не случаен. Ещё до Первой Мировой войны морское ведомство стало демонтировать 47-мм пушки с кораблей, поскольку с поставленными задачами (противоминная стрельба) они справлялись с большим трудом. Таким образом, образовался большой излишек не только орудий, но и боеприпасов к ним. Даже после окончания войны, в 1922 году, было выдано техническое задание на разработку 45-мм пушки, под которую намеревались использовать подточенные 47-мм боеприпасы, получившие обозначение БР-241.
Дополнительное стрелковое вооружение бронемашины включало два 7,62-мм пулемета “максим” обр.1910 г., один из которых устанавливался в кабине водителя, а второй мог перекидываться с борта на борт, для чего были сделаны специальные вырезы.
В составе 1-й автомобильной пулеметной роты “Маннесман-Мулаг” и два небронированных пушечных автомобиля отправили на фронт в середине октября 1914 года, и уже в ноябре они пошли в бой под Льдзью (территория современной Польши). Появление пушечного бронеавтомобиля стало для немцев неприятным сюрпризом, тем более что никакой тактики борьбы с бронированными машинами тогда не существовало. Ниже приводится пример боя с участием “Маннесман-Мулага”:
“Во время боёв 9 и 10 ноября 1914 года в составе Ловичского отряда, шесть пулеметных машин роты прорвались через занятый неприятелем город Стрыков, а два пушечных поддерживали огнем наступление 9-го и 12-го Туркестанских стрелковых полков. Немцы, попав между двух огней, были выбиты из города, понеся очень крупные потери.
20 ноября вся рота была расставлена в засады по дорогам в прорыве между 5-й армией и левым флангом 19-го корпуса и Пабьяниц. На рассвете 21 ноября пятью бронеавтомобилями было уничтожено два полка немецкой пехоты, пытавшиеся прорваться в охват левого фланга 19-го корпуса, а автоматическая пушка взорвала передок, выезжавшей на позиции батареи.”
...Тем временем на Ижорском заводе начали бронировку ещё двух “Маннесман-Мулагов”, правда оснащенных двигателями мощностью 42 л.с., которые были сданы в начале 1915 года. Об их дальнейшей судьбе сведений сохранилось крайне мало. Судя по всему пушечные машины находились в составе действующей армии вплоть до октября 1917 года, пока они не попали в руки большевиков. По крайней мере, на параде в честь первой годовщины Социалистической революции, состоявшемся 7 ноября 1918 года, участвовал один “Маннесман-Мулаг”. Еще одна машина (возможно, та же самая), в 1921 году числилась на балансе 1-го Броневого танко-автомобильного ремонтного завода в Москве. После завершения Гражданской войны этот бронеавтомобиль был разобран на металл в виду полного износа конструкции и отсутствия запасных частей.