МОСКВА, 22 мар — РИА Новости, Ольга Ждан. Минтранс РФ пока не планирует менять законодательство с целью разрешить иностранным летчикам работать в российских авиакомпаниях, о чем неоднократно просил гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев, сообщил агентству «Прайм» представитель министерства.
// news.mail.ru
МОСКВА, 22 мар — РИА Новости, Ольга Ждан. Минтранс РФ пока не планирует менять законодательство с целью разрешить иностранным летчикам работать в российских авиакомпаниях, о чем неоднократно просил гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев, сообщил агентству «Прайм» представитель министерства.
Где наши пилоты?
Савельев говорил, что авиакомпаниям необходимо около 800 пилотов, а наши вузы выпускают только 78 пилотов в год. По его словам, только «Аэрофлоту» необходимо привлекать 250 пилотов в год. При этом в «Трансаэро» отмечают, что в целом в авиакомпании достаточно пилотов, однако в связи с приходом все новых судов набор идет постоянно.
При этом зарплате пилотов может позавидовать среднестатистический россиянин. На сайте «Аэрофлота» говорится, что гарантированная зарплата командиров воздушного судна SSJ-100 — 340 тысяч рублей в месяц, вторых пилотов — 270 тысяч рублей.
Заместитель министра транспорта Валерий Окулов говорил ранее, что Минтранс рассчитывает в течение двух лет устранить нехватку пилотов в стране за счет программы по подготовке кадров, которая начнет действовать с 2012 года. Так, по ней в 2012 году будет подготовлено 500 пилотов, а в 2013 — 600 пилотов.
По данным Росавиации, подготовка авиационного персонала в гражданской авиации осуществляется по программам высшего и среднего профессионального образования в 15 учебных заведениях, из них по летным специальностям — в шести учебных заведениях.
Так, по специальности «Летная эксплуатация воздушных судов» в 2011 году принято 790 студентов и курсантов, в 2008 году — 475 человек, по специальности «Аэронавигационное обслуживание и использование воздушного пространства» — 334 человека, в 2008 году было принято 275 человек. Всего в 2011 году ВУЗы выпустили 2,483 тысячи специалистов. Кроме того, в прошлом году для учебных заведений гражданской авиации было поставлено 20 самолетов и 17 тренажеров, говорят в ведомстве.
В Росавиации отмечают, что укомплектование учебных заведений летно-инструкторским, инженерно-техническим и преподавательским составом по-прежнему остается трудно решаемой задачей.
Рост из года в год
Авиакомпании РФ с каждым годом увеличивают количество перевезенных пассажиров. В 2010 году было перевезено 56,9 миллиона человек, в 2011 году — 64 миллиона человек, что на 12,5% больше. Судя по грандиозным планам по перевозкам крупнейших российских авиакомпаний — ОАО «Аэрофлот», ОАО «Трансаэро», ОАО «Сибирь» и ОАО «ЮТэйр», — по итогам 2012 году этот показатель существенно вырастет.
Ряд авиакомпаний уже обновляют и наращивают парк воздушных судов. В частности, только «Трансаэро» в 2011 году подписала соглашения на поставку новейших самолетов Airbus 380, Airbus 320 neo, Boeing 747-8 Intercontinental, Boeing 787 Dreamliner и Sukhoi Super Jet 100. До 2014 года компания планирует увеличить свой парк воздушных судов до 100 самолетов. Естественно, с такими темпами роста, ежегодно необходимо и увеличивать количество летных экипажей.
Что делать?
В конце 2010 года Минтранса РФ издал приказ, согласно которому в «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ» были внесены изменения, допускающие с согласия пилота увеличение продолжительности полетного времени с 80 часов за календарный месяц (800 часов за календарный год) до 90 часов в месяц (900 часов в год).
Однако проблему это решить не может, отмечают эксперты. Одним из вариантов решения проблемы могло бы стать привлечение к работе иностранных пилотов, однако авиационные власти РФ пока на это не идут. Поэтому авиакомпании вынуждены действовать самостоятельно.
Для решения проблемы с пилотами «Аэрофлот» открыл собственную летную школу. Курс обучения пилотов в ней состоит из двух этапов. На первом этапе в течение полутора лет проводится обучение в Ульяновском высшем авиационном училище по дополнительному профобразованию по специальности «Летная эксплуатация летательных аппаратов». На втором — обучение в течение шести месяцев в авиационной школе «Аэрофлота» на контрактной основе с получением свидетельства коммерческого пилота CPL (MPL). Школа готовит пилотов сразу на определенный тип воздушного судна (в настоящее время Airbus А320), а в перспективе и на другие, включая Sukhoi Super Jet 100.
К 2015 году, по планам авиакомпании, школа «Аэрофлота» рассчитывает выпускать по 160 пилотов (80 экипажей) в год. На первоначальном этапе «Аэрофлот» будет учить пилотов для себя, а в дальнейшем займется подготовкой кадров и для других компаний. Савельев также инициировал вопрос о необходимости отмены обязательного пятилетнего высшего образования для пилотов. Он это аргументировал тем, что авиакомпаниям все равно приходится доучивать пилотов-выпускников, а на это тратится время и деньги. Однако и это предложение пока не нашло отклика.