Реклама Google — средство выживания форумов :)
National Security Archive Electronic Briefing Book No. 81
Edited by
William Burr, National Security Archive
and
Jeffrey Kimball, Professor of History, Miami University
взглянем на сопло Н-1 повнимательней ... Как видим - газ вдувается в кольцевой насадок снаружи сопла, а не вовнутрь него!
Велюров> Как видите, не смотря на разницу в размерах и параметрах, предельное давление в камере проектировалось не более 60кгс/см2 - одинаковое для всех, исходя из возможностей хромо-бронзовой листовой камеры и сопла.
Велюров> Таким образом, предел для советских камер рк ≤ 60кгс/см2 был обусловлен именно вопросами теплового баланса, а не чем-то еще.
Велюров> На фото слева мы видим картину истечения из загадочного агрегата под наименованием ЖРД F-1. Черная непрозрачная пелена закрывает собой горячие газы температурой свыше 1800К. В чем причина?
Велюров> Занятно другое: давление в камере сгорания ≈70 бар (7МПа) - немыслимое в те годы для других подобных американских агрегатов.
Велюров> Должен признаться, что я не согласен с обоснованием данной версии, в частности, с переоценкой вклада лучистого теплового потока и полным пренебрежением вклада конвективного теплообмена в камере двигателя F-1, однако хотел бы заметить, что Покровский интуитивно двигался в верном направлении
Велюров> Таким образом, поскольку подогрев жидкости Тж, температура стенки Тст.ж. и теплоотдача αж ограничиваются индивидуальными свойствами керосина и стальных (никелевых) трубок, то для единичной трубки можно указать предел теплопроводной мощности - qж.
Получается парадокс: при давлении в камере 70 бар будет прокачено по трубкам гораздо больше керосина, чем скажем, при давлении в камере 48 бар, но поскольку теплопроводная мощность стенки ограничена, то выходит, что «избыточный» керосин прокачивался зря: он останется «недогретым», а стенка трубки - «перегретой», ведь тепловой поток никуда не девается: не может стенка передать поток другому телу (хладагенту) - берет тепло «на себя».
Велюров> Мы не будем «в лоб» пытаться рассчитать абсолютные значения тепловых потоков, да и нам это не нужно.
Велюров> То есть, при давлении в камере 70 бар (7МПа) у ЖРД F-1 конвективные тепловые потоки будут на 22% выше предельно допустимых.
Велюров> Не случайно я начал первую часть со ссылок на И. Шунейко[8], который вслед за американцами утверждал, что сопловой насадок якобы охлаждается газами из турбонасосного агрегата.
Позвольте, как говорится, не поверить. Во-первых, как упоминалось в первоисточнике[1] - температура генераторного газа на входе в турбину не менее 1100К. Поскольку одноступенчатая газовая турбина явно не может иметь КПД выше 30% (реально ниже), то из теории тепловых машин температура газа на выходе будет не менее 770К (реально - даже более того).
Возникает риторический вопрос: какой смысл охлаждать газовую стенку температурой 1000К горячими газами температурой 800К?
Велюров> Сажа будет светится ярко-красным пламенем!
Велюров> Не буду более томить читателей - секрет «копченого» прост: в силу невозможности охлаждать сопловой насадок нормальным способом, в коллектор сечения 10:1 (начало насадка) впрыскивали... сотни килограмм жидкого керосина!
Велюров> Так что никакого волшебства, никаких «черных лучей» доктора фон Брауна - простая ловкость рук, да и только
Хотел поинтересоваться вашим мнением по поводу новой статьи Велюрова.
У него расчетная тяга несколько отличается от того, что в Вашем докладе.
Суха теория мой друг, а древо жизни пышно зеленеет!
Супротив расчётов ДВУХ профессоров ЦНИИМАША Лунёва и Быкова, а также ОДНОГО,
но ГЕНИАЛЬНОГО к.ф.м.н. Спасина размышления Велюрова НЕ КАТЯТ!