7-40, вы знаете выражение "ломать не строить, - душа не болит"?
Это я к тому, что "от вас до опровергателя один шаг" - вы с большим удовольствием доказываете "техническую невозможность чего-то" без должного фактического материала.
7-40> Управляющие по крену верньеры нередко ставят так, что они дают момент только по крену - т. е. дуют вбок.
Вы опять не поняли, это всё случаи разных средств управления по разным осям.
Но у нас же есть возможность крутить одной тягой сразу по всем трём осям, - "то что одной" это хорошо, а вот то, что
СРАЗУ по всем...
7-40> В какой-то мере так и есть (хотя аварии с РДТТ случались и раньше). Но к этой ситуации привела именно надежность РДТТ в сравнении с ЖРД: она внушила людям, что РДТТ настолько надежны, что к их эксплуатации можно относиться наплевательски.
Да ничего подобного, SRB в момент старта подтравливали и раньше, если бы некий независимой управляющий орган увидел это явление и действовал вне зависимости от идеологического мира NASA, он наверняка задался бы вопросом, - а что будет, если уплотнение будет продолжать травить?
А не позвать ли разработчиков, и не попросить их, "вежливо так попросить", сделать так, чтобы "эта порнография" больше не наблюдалась?
Но если ты исполнитель и у тебя свыше постулировано, что "SRB абсолютно надёжный", ты будешь рисковать получить по шее за подобные предположения.
7-40> 7-40>> Потому что ступень тонкостенная.
Lamort>> Вы имеете в виду то, что ступень с ЖРД "потенциально более тонкостенная" из-за меньшей плотности топлива?
7-40> Нет, она тонкостенная потому, что у нее тонкостенные баки, которые несут нагрузку только от давления наддува и веса топлива. А у РДТТ стенки представляют собой фактически камеру сгорания и несут давление газов внутри двигателя, это десятки атмосфер. Поэтому, как я говорил, SRB представляет собой толстостенный цилиндр из стали толщиной местами в несколько сантиметров. Ничего подобного у жидкостных ступеней не бывает.
Вы считаете это "аргументом в вашу пользу"?
Да, ТТУ это "почти камера сгорания" и вы именно по этой причине считаете возможным им по воде хряснуть, да?
Если ЖРД в составе ступени я могу защитить установкой каких-то противоударных систем, то здесь ничего не выйдет.
Lamort>> Может быть, но не очень-то "более", а в остальном я и говорю, что можно взять "железку потолще".
7-40> Можно. Но тогда у нее сильно возрастет масса, а значит, придется всю ступень делать еще больше, ставить больше двигателей и т. п.
Да, да, - и т. п., а ещё Ахиллес не догонит черепаху? - Масса конструкции жидкостной ступени 6-10% от общей массы, если "ваш этот ряд" будет увеличивать массу при каждом шаге на 50%, то будет 12-20%.
Lamort>> Масса пустого SRB составляет 15% от массы SRB с топливом. Возьмётесь доказать, что ракета с ЖРД и такой же массой конструкции будет иметь меньшую прочность?
7-40> Она не будет иметь меньшую прочность, но она будет иметь непропорционально большую массу. Значит, понадобится увеличение всей ступени, умножение числа двигателей, повышение цены. Тот выигрыш, который дает на 1-й ступени ЖРД перед РДТТ, будет целиком "съеден" подобным увеличением массы, потому что избыток УИ будет "съеден" недостатком тяговооруженности.
Как это "она будет иметь непропорционально большую массу", я вам сказал какая масса будет, - как у шаттловского SRB, а может и меньше, жидкостной ступени не надо держать десятки атмосфер внутреннего давления.
Относительно удельного импульса вы не правы, - прибавка удельного импульса на конечном участке работы первой ступени даст больше, чем это увеличение массы конструкции.
Lamort>> Да, учтите, что у ЖРД удельный импульс побольше, так что можно взять и "железки потолще".
7-40> Можно. Но ЖРД на 1-й ступени дает перед РДТТ выигрыш благодаря 1) более высокому УИ; 2) большему конструктивному совершенству. При этом он проигрывает по 1) тяговооруженности и 2) цене. Если убить конструктивное совершенство, непомерно увеличив толщину баков, то выигрыш по УИ будет поглощен проигрышу по тяговооруженности: придется увеличивать массу ступени, ставить больше двигателей, и это приведет к непомерному росту цены. Достигнутая многоразовость едва ли окупит такие потери, потому что многоразовый двигатель много дороже одноразового, а его межполетное обслуживание, упомянутое Перегревом, довершит дело.
Да ну?
Есть, например, "Зенит", - подходит?
Масса конструкции первой ступени менее 8%, тяга у земли 730 тонн.
Условно масштабируем это дело до тяги SRB и добавляем аж ещё 8% массы "лишнего железа", только на усиление.
Считаете, что оно будет менее эффективно, чем SRB? Тяговооруженность точно будет больше.
Lamort>> Во-первых, были проекты "без шмяков в воду"
7-40> Это как? Куда ж еще шмяк-то, если пускать с Канаверала или Ванденберга?
Там было полно проектов с крылатыми ускорителями.
7-40> Сказать-то можно что угодно, но по факту трещины не возникнут. Если не ошибаюсь, SRB не делали толще и тяжелее, чтобы обеспечить спасение. Одноразовый SRB стоил бы ненамного дешевле. Впрочем, он и так не слишком дорог в сравнении с гипотетической жидкостной ступенью той же тяги.
Как это "SRB не делали толще", а что его ещё для чего-то делали?
Если сравнивать SRB с МБР, то у него конструкция значительно тяжелее.