ДимитриUS>> например, чем не задача прикрыть какой-нибудь мост-нефтебазу такой МЗА батареей? - особенно если прикрываемых объект находится в глубине нашей обороны, т.е. скорее всего удар по нему будет нанесен единичными томагавками - которые вполне по зубам такой ЗА
xab> 75 бакинских?
xab> Не дороговато ли для одиночных томогавков?
дык я ж и говорю - не адекватная цена у немцев вышла для МЗА - а вот если батарея из 4х АУ + КП с СОЦ будут стоить допустим лямов 5 - тогда нормально, всяко сможем отбить такую стоимость, завалив батареей несколько топоров по 1-2 м.у.е. каждый...
xab> Тут ИМХО как раз авиация ПВО должна рулить.
xab> Большое подлетное время до объектов и тут она проявит те качества о которых так любят говорить на форуме.
xab> При нормальной системе оповещения она успеет и поднятся и выйти на рубеж перехвата и дешевле будет, по тому, что при таком применении авиация ПВО действительно может прикрывать несколько объектов.
в теории - да, должна сработать авиация ПВО на дальних подступах...
а в реальности, учитывая что радиогоризонт по низколетящим КР не более 40-50км + у нас "разорвано одеяло" РЛС-покрытия, а самолетов ДРЛО маловато + есть рельеф на местности который можно использовать + авиацию ПВО могут отвлечь/сбить/уничтожить на земле = возможностей подобраться тихонько к охраняемому объекту вполне достаточно - и что тогда делать-то, на каждый объект по С-400 или Панцирь-Тор закреплять?! так их мало, да и не нужны их потенциалы, коли МЗА справиться сможет...
для наглядности о потенциале таких автоматизированных МЗА-батарей можно говорить с примеркой на ту же Сирию :
...Что имеется в арсенале войск ПВО Сирии?
На вооружении войск ПВО Сирии стоят зенитные ракетные и артиллерийские системы и комплексы как современных, так и устаревших типов, прошедшие арабо-израильскую войну 40-летней давности. В свое время поистине неоценимую помощь ($13,4 млрд. долга так и остались невыплаченными!) в поставках вооружения, обучении личного состава стране оказал Советский Союз, поэтому практически все вооружение (не только зенитное) имеет советское и российское происхождение. Сегодня в составе ПВО Сирии насчитывается около 900 единиц ЗРК и более 4000 зенитных орудий различных модификаций. Наибольшую досягаемость по дальности имеют ЗРК С-200 «Ангара» и С-200В «Вега» (около 50 ПУ), С-75 «Двина»; С-75М «Волга». Крайнюю озабоченность Израиля вызывают современные ЗРС средней дальности – С-300 ранних модификаций (48 ЗРК), которые в конце 2011 г. якобы поставлены Россией (по другим сведениям – Белоруссией и Китаем). Наибольшее представительство в системе ПВО Сирии имеют ЗРК и ЗРС средней дальности, среди которых имеются современные комплексы «Бук-М1-2», «Бук-М2Э (36 СОУ, 12 ПЗУ), а также устаревшие ЗРК C-125 «Нева», С-125М «Печора» (140 ПУ), 200 СПУ «Куб» («Квадрат»), 14 батарей ЗРК «Оса» (60 БМ). Кроме того, в 2006 г. был заключен контракт на поставку Сирии 50 самых современных ЗРПК «Панцирь-С1Э», часть из которых уже находится на вооружении. В составе сухопутных войск имеются ПУ ЗРК «Стрела-1», БМ «Стрела-10» (35 единиц), около 4000 ПЗРК «Стрела-2/2М)», «Стрела-3», более 2000 зенитных артиллерийских комплексов ЗУ-23-2, ЗСУ-23-4 «Шилка» (400 единиц). На длительном хранении находятся зенитные артиллерийские орудия калибров 37 мм и 57 мм, а также 100 мм пушки КС-19.
...Имеющимся количеством ЗРК и ЗРС, а также многочисленными зенитными артиллерийскими комплексами система зенитного ракетного и артиллерийского прикрытия (ЗРАП) ПВО Сирии способна создать достаточно высокие плотности огня над основными объектами страны и войсковыми группировками.
Наличие в системе ПВО разнотипных ЗРК, ЗРС и ЗАК позволяет построить многослойную систему огня зенитных средств с концентрацией их усилий на прикрытии наиболее важных объектов. Так, система С-200 позволит уничтожать наиболее важные цели на дальностях 140 – 150 км от границ морского побережья, на дальностях до 100 км от крупных промышленных центров и в горных районах на сопредельной территории с Ливаном и Турцией. Системы С-75, С-300 имеют досягаемость до 50-70 км над прикрываемыми объектами (с учетом значений углов закрытия и воздействия помех). Огневые возможности современных ЗРК и ЗРС «Бук-М1-2, 2Э» и «Панцирь-С1Э» обеспечат высокую плотность огня на средних высотах и дальностях до 20-25 км. Дополняет систему ЗРАП на малых и предельно малых высотах огонь многочисленных ЗАК типа «Шилка», С-60, КС-19.
Анализ системы огня свидетельствует, что между Северной и Южной зонами ПВО Сирии имеется провал в интегральной зоне поражения, в первую очередь на предельно малых, малых и средних высотах. Разрыв зоны поражения хотя и прикрыт двумя-тремя ЗРК С-200 со стороны каждой зоны, однако, вероятно, положение их стартовых позиций давно разведано и известно противнику. С началом активных боевых действий по данным стартовым позициям в первую очередь будут нанесены удары крылатыми ракетами, поэтому целесообразно на этом направлении в Северной и Южной группировках ПВО содержать в срытом резерве ЗРС С-300П, ЗРК «Бук-М2Э» для восстановления нарушенной системы огня.
Кроме того, имеется скрытый подход с северо-западного направления на предельно малых и малых высотах в Северной зоне ПВО, прикрытый тремя дивизионами С-200, тремя дивизионами С-75 и двумя дивизионами С-125, позиции которых также, несомненно, разведаны. По этим позициям с началом активных действий авиации противника будут нанесены удары крылатыми ракетами, РЭС ЗРК будут подвержены воздействию активных помех, от которых данные типы комплексов фактически не защищены. В этом случае на этом направлении необходимо содержать в скрытом резерве ЗРС С-300П, ЗРК Бук-М2Э для усиления системы огня и ее восстановления.
Для отражения ударов СВН с Ар-Раканского (северного), Аль-Хасанского (северо-восточного), Даур-Аззаврского направлений, которые остаются неприкрытыми в общей системе ПВО, целесообразно организовать нескольких групп ПВО для действий из засад и в качестве кочующих. В состав таких групп следует включить ЗРК «Бук-М2Э», ЗРПК «Панцирь-С1Э», ПЗРК, 23-мм и 57-мм зенитные орудия.
Стационарная система ЗРАП является основой для прикрытия группировок сухопутных войск, которая дополняется огнем ствольных зенитных подвижных комплексов ПВО. Как уже отмечалось, этих средств в штатных структурах танковых (механизированных) дивизий и бригад имеется до 4000 единиц (одних только ЗСУ «Шилка» насчитывается около 400). Эти средства достаточно эффективны при борьбе с низколетящими самолетами, вертолетами, подвижны, мобильны и представляют собой, в совокупности с другими средствами, достаточно грозную силу.
Группировка ПВО способна вести борьбу со всеми типами воздушных целей во всем диапазоне высот, потенциальные возможности группировки ПВО позволяют уничтожить до 800 СВН вероятного противника до израсходования боекомплекта ракет и боеприпасов в простых беспомеховых условиях. Кратность перекрытия зон поражения составляет 8 – 12 и позволяет: сосредоточивать огонь нескольких комплексов (преимущественно разнотипных) для поражения наиболее опасных и важных целей, содержать достаточное количество сил и средств ПВО в резерве, при необходимости осуществлять маневр для восстановления нарушенной системы огня группировки ПВО, осуществлять маневр огнем в ходе отражения ударов воздушного противника.
Основные типы ЗРК старого парка (ЗРК С-200, С-75, С-125, «Оса», «Квадрат») слабо защищены от пассивных помех, практически не защищены от активных помех, не имеют специальных режимов работы в условиях применения элементов ВТО (ПРР, УР, УАБ). Опыт локальных войн и конфликтов свидетельствует о том, что противник будет предпринимать все усилия для снижения огневых возможностей группировки ПВО, противодействию стрельбы ЗК и снижению их эффективности до минимума. Практика показывает, что система ПВО будет первоочередным объектом поражения, когда мощными огневыми ударами крылатых ракет, «радиоэлектронным ударом» будут в течение 3-4 суток подавлены и уничтожены системы разведки, управления, огневые средства системы ПВО. Примеров тому предостаточно. В условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия воздушного противника возможности группировки ПВО Сирии в начальный период войны могут быть снижены на 85-95 %.
Конечно, полная реализация потенциальных огневых возможностей группировки ПВО весьма проблематична и практически невыполнима. Однако, применяя комплекс мероприятий организационно-тактического характера, можно значительно повысить выживаемость системы, а вместе с ней – и эффективность ПВО.
В первую очередь необходимо провести меры организационного характера:
1. Особое внимание следует уделить разработке заблаговременных указаний по ведению огня и взаимодействию, что чрезвычайно важно при отсутствии централизованного управления боевыми действиями в ходе отражения ударов СВН. Распределение ответственного пространства, определение порядка и последовательности уничтожения воздушных целей позволят эффективно реализовать взаимодействие между различными самостоятельными группировками ПВО в ходе отражения удара.
2. Создать смешанные группировки ПВО с разнотипными ЗРК и ЗАК (бригады, полки, дивизионы, группы ПВО), применяя их для решения конкретных задач прикрытия важных объектов на различных направлениях. При этом важно тщательное построение системы огня без провалов (с учетом горного рельефа местности) во всех диапазонах высот, особенно на малых и предельно малых высотах.
3. Для самоприкрытия использовать не только ПЗРК, ЗУ-23, ЗСУ-23-4 «Шилка», но и ЗРК «Оса», «Квадрат», «Панцирь-С1Э», 37-мм АЗП, 57-мм АЗП, 100-мм ЗП, особенно для самоприкрытия ЗРК С-200, ЗРС С-300П.
4. Создать дежурную группировку ПВО, содержащуюся на временных позициях и ведущую разведку воздушного противника на частотах мирного времени.
5. Построить ложную систему огня с демонстрацией ее функционирования работой мобильных, подвижных ЗРК.
6. Стартовые и огневые позиции тщательно оборудовать в инженерном отношении, провести их маскировку; оборудовать ложные, подготовить 2-3 запасные позиции.
7. На вероятных скрытых подходах авиации противника предусмотреть и спланировать применение мобильных групп ПВО для действий в качестве кочующих и из засад.
С началом активных действий авиации противника целесообразно применять следующие рекомендации:
1. Дивизионы С-200, С-300П привлекать только для уничтожения наиболее опасных и наиболее важных целей с учетом возможности их обстрела.
2. Для сосредоточения огня использовать разнотипные ЗРК.
3. Для восстановления нарушенной системы огня использовать мобильные ЗРК «Бук-М2Э» и ЗРС С-300П.
4. Ограничить работу РЭС ЗРК на излучение, включение ЗРК на излучение осуществлять только при наличии ЦУ с ВКП.
5. Стрельбу вести по целям с минимальным параметром и в глубине зоны поражения, максимально возможно ограничивая время выхода в эфир.
...Расчетная эффективность истребительного авиационного прикрытия (как отношение количества уничтожаемых СВН истребительной авиацией к общему количеству СВН, участвующему в налете в полосе (районе) ответственности) составит около 6-8% (!) . Конечно, этого явно недостаточно, тем более, даже эту невысокую эффективность возможно достичь только лишь при высоком уровне подготовленности летного состава(!!) .
Таким образом, возможности СИАП по срыву выполнения боевой задачи авиации противника крайне незначительны. Страны вероятного противника (Израиль, Турция) имеют общее военно-техническое превосходство над Сирией и подавляющее в военной авиации, системах управления войсками, связи, разведки. ВВС этих стран более многочисленны, маневренны, парк боевой техники постоянно пополняется современными образцами вооружений.
№6 июнь 2013
Россия, полный вперед!
Анатолий ГАВРИЛОВ
Уже больше года внимание всего мира приковано к ближневосточному региону, где в очередной раз решается судьба многих народов мусульманских стран. Новым объектом непосредственных государственных интересов США и их союзников по НАТО явилась Сирия с неугодным Западу режимом Башара Асада. Страна балансирует на грани настоящей гражданской войны с многочисленными людскими и материальными потерями. Гибнет мирное население, противоборствующие стороны, как водится, взаимно возлагают вину за это друг на друга.
// Дальше — www.oborona.ru
учитывая вышесказанное - как мне представляется,
в таких условиях (как в Сирии) напрашивается такой способ использования дистанционно управляемых МЗА-батарей:
1. надо сделать упор на современные помехозащищенные мобильные и относительно недорогие ЗРПК/ЗРК ближнего действия типа Панцирь/Тор-м2э, а не на более дальнобойные единичные дорогостоящие ЗРК типа Бук, С-300 -
именно Панцири должны стать мобильными СОЦ и КП, под управлением которых будет работать ствольная ЗА и устаревшие слабо защищенные от помех ЗРК типа С-75, 125, квадрат, оса и прочая - заявлено о контракте на поставку 50 ЗРПК Панцирь, значит, теоретически под управлением каждого панциря можем передать до 6 ЗРК/ЗСУ типа Оса/Квадрат/С-75/С-125/ЗСУ типа шилка...
2.
В операции 2003 г. «Шок и Трепет» против Ирака силы и средства РЭБ коалиции стран НАТО создавали плотности помех на два порядка выше – до 2-3 кВт/МГц в заградительном режиме и до 30-75 кВт/МГц – в прицельном. При этом РЭС РТВ и ЗРК С-75 и С-125, находящиеся на вооружении ПВО Ирака, подавлялись при 10-25 Вт/МГц - против лома, как говорится, нет приема, поэтому пытаться повысить помехозащищенность радиолокац.канала в устаревших ЗРК наверное бессмысленно (проще-дешевле будем полностью их перебрать-выкинуть-заменить) - значит
на каждый устаревший ЗРК ставим дополнительные оптические каналы с ТПВ (от того же панциря например), тогда старые ЗРК будут работать преимущественно в пассивном режиме...
3. для дальнего обнаружения использовать в основном пассивные методы РТР + оптическое обнаружение (система постов оптич.наблюдения на угрожаемых направлениях - прежде всего для выявления атаки с помощью КР)...
4. как я и предлагал выше,
используя компоненты от панциря (СОЦ+ОЭС) делаем КП нашей МЗА-батареи - обязательно мобильным на базе Тигра/Камаза/Урала(!), в принципе это не должно вызвать затруднений, ибо панцири работают СОЦ и ОЭС в движении ...такие КП будут более дешевыми чем полноценные ЗРПК (раза в 3 как минимум), но сохранят все их способности по обнаружению целей и управления огнем ЗА - иными словами, за стоимость одного ЗРПК получаем три КП для управления как ЗА, так и устаревшими ЗРК...кроме того, за счет ввода в состав батарей ЗА устаревших ЗРК типа С-75/125 мы получим с одной стороны длинную руку (фактор внезапности), с другой стороны, все равно мы не сможем эффективно применить старые ЗРК (их просто РЭБ задавит), значит придется ими пожертвовать и отдать "на заклание", чтоб спровоцировать противника и подвести его под огонь замаскированных ЗРК/ЗСУ/ЗУ
5. этому
КП МЗА-батареи подчиняем дистанционно управляемые 30-мм АУ (базово 3 АУ), а также устаревшие комплексы МЗА (шилки, 37-мм АЗП, 57-мм АЗП, 100-мм ЗП) - панцирь может руководить работой из 6 ЗРПК, значит на 1 КП можем "повесить" руководство 3мя автоматизированными АУ + 3 батареями ствольной ЗА + несколько расчетов с ПЗРК для подстраховки...
6. все
зенитные пушки, насколько возможно,
делаем мобильными и быстро-сматывающимися(не более 2х минут на свертывание/развертывание) + всем МЗА батареям придаем надувные/быстросборные иммитаторы/ложные цели...
7. все
шилки вооружаем Иглами + ОЭС + автомат сопровождения цели вместо бесполезного устаревшего РЛС ...