Не помню - было или нет.
Перспективы развития ВМФ России до 2020-25 гг.
Проходящий в Санкт-Петербурге военно-морской салон дает немало информации для размышления. Из бесед с высокопоставленными представителями Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), корреспондент "Голоса России" смог получить информацию о перспективах обновления ВМФ России/
Продолжение серии/
В целом, для ВМФ продолжается строительство кораблей уже имеющихся проектов, а также ведется подготовка линейки проектов нового поколения, серийное строительство которых начнется в рамках Государственной программы вооружений (ГПВ) 2016-2025. Говоря о конкретных планах, можно выделить следующие.
Подводный флот.
Как отметил представитель ОСК, в июле 2013 года будет заложен 3-й корпус многоцелевой АПЛ проекта 885 "Ясень", в модернизированном варианте "Ясень-М". Лодка получит название "Новосибирск". В декабре этого года планируется закладка очередного ракетоносца проекта "Борей" - это будет второй корабль усовершенствованного проекта 955А и в общей сложности 5-й по счету ракетоносец нового поколения для ВМФ России.
ВМФ планирует и в дальнейшем продолжать строительство лодок проекта 885 в модернизированной версии "Ясень-М", в силу необходимости сохранения "противокорабельного" потенциала подводных сил ВМФ России, сегодня обеспечиваемого субмаринами проекта 949А.Надводный флот
Кроме того, как сообщил представитель ОСК, до конца 2013 года будет заложен еще один корвет проекта 20385 – второй корабль этого проекта и в общей сложности 8-й по счету корвет типа "Стерегущий".
Напомним, в настоящее время в этой серии построено уже 4 корабля, из них три переданы флоту, а четвертый проходит испытания. Также до конца года будут заложены два фрегата проекта 11356 для Черноморского флота (4-й и 5-й по счету из 6 заказанных на сегодняшний день), новое судно связи, новое судно тылового обеспечения океанской зоны и ряд других вспомогательных единиц.
В следующем году планируется продолжение строительства серии фрегатов проекта 22350.
Перспективные проекты.
Во второй половине десятилетия флот и промышленность планируют начать реализацию ряда перспективных проектов. В частности – планируется строительство новой атомной субмарины, которая должна стать основой подводного флота в следующие десятилетия. Главной задачей этой лодки, меньшей по размерам и стоимости в сравнении с "Ясенем", станет защита стратегических ракетоносцев на боевой службе от атак подлодок противника, а также слежение за чужими ракетоносцами. Таким образом, ее можно охарактеризовать как подводную лодку-истребитель. Число таких субмарин в составе флота может составить 20 единиц к концу следующего десятилетия. Опытно-конструкторские работы по созданию подобной подлодки уже ведутся, строительство головного корпуса должно начаться во второй половине 2010-х годов.
Оценивая перспективы подводного флота (подплава), можно прийти к следующим выводам:
На период до 2030 года флот должен получить в общей сложности до 35-36 атомных субмарин, включая 8 стратегических, 7-8 многоцелевых лодок проекта 885 и до 20 перспективных субмарин-истребителей. Суммарные затраты на атомный подплав в текущих ценах могут составить не менее полутора триллионов рублей без учета модернизации имеющихся субмарин советской постройки. При этом в ожидании поступления в состав ВМФ новых лодок флот намерен модернизировать остающиеся в строю субмарины проектов 949А, 945, 945А и 971.
Боевые единицы нового типа получит и надводный флот. Промышленность готовит предложения по перспективному облику новых боевых кораблей, строительство которых должно начаться в рамках ГПВ 2016-25. Это, в частности, перспективный корвет ОВР – охраны водного района, модернизированный вариант фрегата проекта 22350, наконец, перспективный эскадренный миноносец.
Эти корабли, сохраняя во многом общекорабельные системы и архитектурные решения предыдущих проектов, будут отличаться внедрением новейших систем радиоэлектронного оборудования, которые позволят значительно поднять их боевые возможности. Совершенствование архитектуры, впрочем, также продолжается – так, существуют различные варианты проекта перспективного корвета, некоторые из которых предполагают отход от традиционной архитектуры в пользу катамаранной или даже тримаранной схемы.
По мнению представителей промышленности, представляется целесообразным строительство на первом этапе по 1-2 экземплярам кораблей двух наиболее перспективных схем с целью проверки их возможностей и принятия решения о серийном строительстве того или иного варианта.
Относительно небольшой и недорогой перспективный корвет ОВР является одним из критически важных элементов структуры ВМФ – строительство таких кораблей предполагается для всех четырех флотов и Каспийской флотилии.
Потребность ВМФ в таких кораблях можно оценить как минимум 35-40 единицами до 2030 года, а стоимость программы может составить до 250-280 миллиардов рублей. Подобные параметры программы предполагают строительство таких кораблей одновременно на нескольких заводах в различных регионах страны – на западе (Санкт-Петербург, Калининград), в центре (Зеленодольск, возможно – Красное Сормово), на востоке (Амурский судостроительный завод).
ВМФ России и промышленность также продолжают исследования по авианосной теме, изучая облик и возможности перспективного авианесущего корабля. До принятия решения о строительстве такого корабля ВМФ будет сохранять в своем составе ТАВКР "Адмирал Кузнецов", который занимает важное место в боевом составе ВМФ и будет активно использоваться для выполнения политически значимых задач. При этом ранее запланированное еще на 2012 год начало ремонта авианосца сдвинуто на более поздний срок – корабль пройдет капитальный ремонт и модернизацию во второй половине 2010-х годов, а до того флот и промышленность будут проводить работы по поддержанию его технической готовности.
Модель перспективного авианосца была в "закрытом режиме" продемонстрирована главкому ВМФ. Просочившиеся в сеть "шпионские" фотографии дают представление об этом корабле: это авианосец классической архитектуры, оборудованный трамплином в носовой части и катапультами на угловой палубе. Исходя из соотношения размеров модели корабля и выставленных на его палубе моделей перспективного "морского" истребителя пятого поколения, можно сделать вывод, что проект предполагает достаточно большие размеры – не менее 320 метров в длину и 80 тысяч тонн водоизмещения.
ссылка