Почитал обидное высказывание о польских моряках в ветке "Пилим Якорь" (Lumen #03.10.2013 23:57). Несправедливо это... И захотелось вспомнить замечательный НИС «Профессор Седлецкий». Поскольку текста много, то в спойлере:
НИС «Профессор Седлецкий» [показать]
В 1970 году польская наука получила первое океанское НИС. Судно было названо в честь известного польского океанолога профессора Михала Седлецки. Одним из важных результатов его деятельности и стараний было присоединение польских властей к международной китобойной конвенции. Хотя потом представители Польши никогда не принимали участия в работах китобойной комиссии, подписание этого документа было важным шагом польского правительства, особо положительно оцениваемым в настоящее время. Однако вернемся к НИС. Не смотря на годы, прошедшие со времени его постройки, уникальность проекта, его характеристики, интереснейшие рейсы поставили это НИС в международный ряд легендарных научных судов. В связи с этим, мы считаем не вправе, не рассказать о нем, хотя бы вкратце.
Итак, НИС "Профессор Седлецкий". Что интересно, краткие характеристики судна и сейчас привлекают внимание: дизель-электроход с электромотором постоянного тока, несколько рабочих камер с лацпортами для забортных работ, отдельные каюты с санузлами. Не правда ли, это напоминает что-то сегодняшнее?
Длина судна составляла макс. 89,27 м, длина п.п. 80 м, ширина констр. 15 м, осадка констр. 5.30 м. Автономность 80 сут., численность экипажа 51 чел. и 35 научных сотрудников. Построено в 1972 году Гданьской судоверфью им. Ленина, зав.№ 597, проект В-424/1. Теперь немного подробнее – цитаты из сохранившегося проспекта.
"Гребным двигателем судна служит электродвигатель постоянного тока, реверсивный, двухмашинной конструкции, мощностью 2х1150 л.с. и числом оборотов до 175 об/мин, работающий на пятилопастной гребной винт фиксированного шага. Два подруливающих устройства по 300 л.с."
"На судне оборудованы: лаборатории: гидроакустики, метеорологии, орудий лова, геологии, проб воды и инкубаторов, гидрохимии, бентоса, мокрого планктона, мокрой биологии и технологии рыбы, сухой ихтиологии, радиохимии и технологической химии, биохимии, акустики, бактериологии, низких температур, формалиновая, фототехническая, точных весов; центральная лаборатория; помещения научной базы и вспомогательного снаряжения, аквариальной с аквариумами на карданных подвесах, шахты подводного наблюдения, рыбного насоса, тарировочной станции калибровки приборов и электронной мастерской, кабина обработки результатов исследований и научная библиотека."
Если сюда добавить шесть одно- и двухбарабанных тросовых и кабель-тросовых научных лебедок (это не считая траловых лебедок), то понятно, почему на этом НИС стремились пойти в экспедицию не только советские специалисты, но и коллеги из ГДР, Кубы и других соцстран. Это судно было действительно своеобразным плавучим институтом усовершенствования научных кадров рыбопромысловой науки.
Начало научной работы нового польского исследовательского судна «Профессор Седлецкий» связано не только с чисто научными исследованиями, но также с нуждами развивающегося польского рыболовного флота. Важную роль сыграла здесь утрата польскими рыбаками возможностей беспрепятственного облова богатых запасов рыб в северных морях, а с другой стороны, невероятно удачный рыболовный промысел на шельфе Аргентины в 1971/1972 годах. Как первый шаг самостоятельного выхода Польши в воды Антарктики стала совместная океанологическая и рыбопромысловая экспедиция НИС «Профессор Седлецкий» и только что построенного, головного супертраулера «Тазар» (пр. В-417, длина макс. 89,88 м). Экспедиция вышла в море 22 декабря 1975 г. В ее состав вошли 29 человек, в том числе четыре биолога, уже участвовавших раньше в советских антарктических экспедициях. Во время рейса польские ученые сотрудничали с научными группами, работающими на исследовательском судне ВНИРО «Академик Книпович». Работами руководили совместно Институт экологии Польской академии наук и Морской рыбный институт. Программа работ включала, в первую очередь, исследование биологии антарктического криля как возможного источника пищевого белка. Именно криль стал девизом всех работ, проводимых экспедицией [Ракуса-Сущевский, 2006].
После первой экспедиции, было еще много других, причем и в другие промысловые районы, но связка "НИС+траулер", используемая и далее в том же составе оказалась очень удачной. Научное судно вело комплексные научные исследования, не отвлекалось на траления для наполнения трюмов, а квалифицированная работа супертраулера позволяла грамотно вести траловые съемки с использованием промышленных орудий лова.
За двадцать лет своей службы НИС «Профессор Седлецкий» осуществил 33 экспедиции, пройдя почти 500 тысяч морских миль. Однако, сложная экономическая ситуация в конце 80-х годов в Польше привела к тому, что судно было продано на разделку и 24 февраля 1992 года вышло в свой последний рейс, передавая эстафету исследований своему преемнику – НИС "Baltica". Сегодня о его славной истории напоминает судовая рында в конференц-зале здания Института морского рыболовства в Гдыне, боем которой отмечают начало знаменательных встреч и международных конференций.
Ну а вот и его фото.