[image]

БТ-7А артиллерийский колесно-гусеничный

САУ РККА
 
1 2 3 4
+
+3
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
Испытания орудий Л-11 и Ф-32 на танках БТ-7А в общем прошли успешно, оба орудия были признаны пригодными для установки на танках, но предпочтение все таки было отдано орудию Ф-32. При этом было признано что на танках БТ-7А установка этих орудий нецелесообразна. Иное решение вряд ли могло случиться – габариты башни не позволяли организовать приемлимые условия для работы экиажа. Танки БТ-7А с мощными длинноствольными орудиями калибра 76,2 мм так и остались экспериментальными.


Танк БТ-7А с орудием Ф-32 1939 год.
   29.0.1547.6229.0.1547.62
+
+2
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
В штатах мирного времени механизированной бригады 1938 года должно было быть 28 танков БТ-7А и 8 штук 122-мм СУ-5, а по военному времени их количество должно было составлять соответственно 34 БТ-7А и 8 СУ-5. Но из-за небольшого общего количества изготовленных СУ-5 и БТ-7А, они имелись лишь в нескольких мехбригадах, где порой использовались не по назначению. Есть упоминания о применении бронетехники огневой поддержки в боя с японцами на озере Хасанлетом 1938 года и во время боев на Халхин Голе в 1939 году. Документальные подтверждения о применении СУ-1-12 и СУ-5 в боях в районе высот Заозерная и Безымянная имеются, а вот о применении БТ-7А таких подтверждений не нашел.
Выпуск артиллерийских танков БТ-7А был неспешен, комплектация ими строевых частей сильно затянулась, до полного штата наверное так и не довели ни одной бригады. Например к 29 января 1938 года в составе 45-го механизированного корпуса насчитывалось 13 радийных и 11 линейных БТ-7А, предположив что они были распределены
распределили между двумя механизированными бригадами (133-й и 134-й), получаем что в каждой было по 12 танков, при штатной численности в 28 единиц соответственно.
К июлю 1938 года 27 артиллерийских танков находились в распоряжении Ленинградского военного округа (ЛВО) и ещё 3 отправили в Приволжский округ. Кроме того, к сентябрю 1939 года 17 БТ-7А числилось за Белорусским военным округом и 4 были в составе 2-й армии. Впоследствии, после начала формирования механизированных корпус нового состава, многие БТ-7А «кочевали» по округам, не раз меняя место службы.
Часть танков отправили также на Дальний Восток, где на 1 сентября 1940 года имелось 28 машин, входивших в состав 8-й и 31-й кавалерийских дивизий (по 4 единицы), а также в 48-й легкотанковой бригаде (16 единиц). Ещё четыре БТ-7А было придано другим подразделениям. Позднее, когда на основе 48-й лтбр было начало формирование 58-й танковой дивизии, в неё включили и БТ-7А, но в октябре 1941 года, при переформировании по июльским штатам, количество артиллерийских танков сократилось до 10. Дальнейшая их судьба неизвестна.
В процессе производства и эксплуатации некоторое количество БТ-7А переделали в «радийные» путем установки радиостанции 71ТК-3 с поручневой антенной на башне, при этом боекомплект уменьшался до 40 выстрелов и 2016 патронов. Всего армия получила дополнительно 11 «радийных» танков БТ-7А.
   29.0.1547.6629.0.1547.66
+
+1
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
БТ-7А в «польском освободительном походе»
17 сентября 1939 года Красная Армия перешла польско-советскую границу. На Польшу двинулись войска Белорусского и Украинского фронтов. В их составе насчитывалось шесть армий, в которые входили два танковых корпуса и 12 танковых бригад, имевших на вооружении 203 танка Т-28, 1614 БТ-5 и БТ-7, 1601 Т-26, 355 бронеавтомобилей. И это без учета бронетехники пехотных и кавалерийских дивизий.
В небольших количествах в разных частях на вооружении стояли танки БТ-7А с 76-мм пушкой и самоходные установки СУ-5.
Боевые действия характеризовались высокими темпами наступления и действиями танковых частей в отрыве от пехотных.
Вечером 18 сентября 6-я танковая бригада (командир - полковник Болотников) вышла на южную окраину Вильно и с ходу начала его штурм. С рассветом 19 сентября бригада вела уличные бои. К 11 часам город был захвачен и удерживался до подхода 22-й и 25-й танковых бригад и 24-й кавалерийской дивизии. В числе защитников Вильно, кроме частей регулярной армии, также действовали отряды офицеров и студентов-добровольцев. Во время уличных боев для уничтожения пулеметов, установленных на крышах и чердаках домов, успешно использовались артиллерийские танки БТ-7А.
23-я танковая бригада под командованием полковника Мишанина в 5 часов утра 17 сентября, имея в своем составе 206 танков БТ-7, 3 танка БТ-7А, 8 БХМ Т-26, 5 бронеавтомобилей, форсировала реку Збруч и начала движение в направлении на Борщев — Коломыя. Не испытывая сопротивления противника, бригада совершив 110-км марш, вышла в район Городенки, форсировав реку Днестр вброд. 18 сентября бригада вошла в Коломыю. За 3 дня бригада уничтожила 6 самолетов, разоружила части 25 и 24-й пд, общей численностью до 10 тыс. солдат и 500 офицеров, пять железнодорожных эшелонов с войсками противника, двигавшихся к румынской границе.
20 сентября бригада получила задачу захватить Станиславув. Преодолев менее чем за сутки 120 километров бригада захватила Станиславув, а к вечеру и мосты через реку Днестр. При этом был уничтожен взвод танков, до эскадрона конницы и до батальона пехоты 12-й пехотной дивизии. Было отмечено, что имевшиеся в бригаде БТ-7А оказались черезвычайно полезным средством подавления огневых точек противника при отрыве танков бригады от пехоты, полковой и дивизионной артиллерии.
   29.0.1547.6629.0.1547.66

MoRa

аксакал
★☆
Грач> Испытания орудий Л-11 и Ф-32 на танках БТ-7А в общем прошли успешно, оба орудия были признаны пригодными для установки на танках, но предпочтение все таки было отдано орудию Ф-32.

Ф-32 было надежнее ЕМНИП.

ЗЫ 76-мм до БТ-7А:
 
   9.09.0
+
+1
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
Грач>> Испытания орудий Л-11 и Ф-32 на танках БТ-7А в общем прошли успешно, оба орудия были признаны пригодными для установки на танках, но предпочтение все таки было отдано орудию Ф-32.
MoRa> Ф-32 было надежнее ЕМНИП.
такое же мнение :)
ну да, по формальному признаку оригинальная система отката в Л-11 в определенных условиях могла отказать и хотя такие условия можно было создать только искусственно тем не менее факт имел место, к тому же есть еще несколько моментов ....

В процессе испытаний были проведены стрельбы на определение баллистики, меткости по щитам и по местности, прочности, снятия велокривых отката и наката, под предельными углами снижения и возвышения, на скорострельность, на выяснения влияния концентрации газов в орудийных башнях, на выяснение причин омеднения канала Ф-32 и сравнительные стрельбы из Ф-32 и 76 мм пушки 02/30 г. с длиною ствола в 30 калибров. Кроме того, по окончании основных испытаний было произведено опробование стрельбой установок систем Л-11 в БТ- 7 и Ф-32 в Т-28.
13, Заключение АНИОПа.
На основе проведенных испытаний АНИОП пришел к следующему заключению:
а) 76 мм. танковая пушка Л-11 в танке Т-28 полигонные испытания выдержала.
б) Пушка Л-11 не позволяет установку ее в танке БТ-7 вследствие неудобства, тесноты и небезопасности при обслуживании ее.
в) После постановки ножного спуска система должна быть проверена дополнительно стрельбой в объеме 200 выстрелов.
г) Система Ф-32 после 900 выстрелов показала кучность порядка 1/40 вследствие значительного омеднения канала трубы, приведшего к полному срезанию поясков.
д) Система нуждается в дополнительном испытании трубы на 1000 выстрелов после изготовления новой трубы с целью проверки омедняемости.
е) Остальным агрегатам системы Ф-32 дается удовлетворительная оценка.
ж) Система Ф-32 имеет следующие преимущества перед системой Л- 11 для вооружения танков: Ф-32 дает возможность иметь одну систему как для танков типа Т-28, так и для танков типа БТ-7. Ф-32 более удобна в обращении, эксплуатации, при сборках и разборках, более проста и надежна. Ф-32 не требует ни специально баллона, ни манометра на 100 атм. Противооткатные устройства более надежны, чем в Л-11, имеют меньшую силу сопротивления откату и меньшую длину наибольшего отката. Ф-32 имеет значительно более толстую трубу (в дульной части на 6мм.), что выгоднее для предохранения от осколков. Сама компоновка системы Ф-32 и ее габариты (в особенности поперечные) более выгодны, чем в системе Л-11.
   29.0.1547.6629.0.1547.66
Это сообщение редактировалось 20.09.2013 в 19:43
+
+2
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
БТ-7А в «Зимней войне» с Финляндией.
В составе сил РККА участвовавшей в компании имелось, хоть и незначительное, количество танков БТ-7А.
В составе 10-го танкового корпсуа имелась 1-я легкобронетанковая бригада, которая имела на своем вооружении артиллерийские танки БТ-7А. В декабре 1939 года бригада в ходе боев в составе 10-го танкового корпуса овладела населенными пунктами Суникола, Раута, мызой Пяти-Ярви, при этом танкисты действовали в отрыве от пехотных частей, что и привело в конце концов к провалу с ходу прорвать оборону финнов. Бригада не понесла существенных потерь, но была была отведена на ремонт и замену матчасти. Сказались длительные, более 800 км пробеги танков в сентябре – октябре по Прибалтике и оттуда на Карельский перешеек. За январь бригада получила 112 БТ-7, 22 БТ-5, 16 БТ-2, 5 ОТ-133, 1 Т-26, 6 БА-10. 10-й танковый корпус в декабре 1939 года был расформирован и далее входившие в него бригады действовали самостоятельно. После приведения в порядок матчасти в первых числах февраля 1940 года 1-я лтбр была придана 10-му стрелковому корпусу и к 5 февраля сосредотачивается в районе Мелола.

редкое фото БТ-7А времен финской войны, мащина как раз из состава 1-й лтбр. На башне надпись - "За Сталина"
Бригада получила задачу – овладеть сильно укрепленными высотами «Груша» и 38,2. 5–8 февраля велась усиленная разведка, обучение приданной пехоты для транспортировки в бронесанях Соколова и проделывание проходов в надолбах. Высота Груша была захвачена без потерь и в дальнейшем удерживалась под прикрытием танков 1-й лтбр, не смотря на неоднократные контратаки финнов. Атака 9 февраля на высоту 38,2 не принесла результата. Об участии в ней БТ-7А упоминается, но без подробностей. Штурм высоты 38,2 был повторен 14 февраля, при этом он проводился пехотными подразделениями при поддержке танков, ведущих огонь с места. 15 февраля высота была взята. Танки БТ-7А отмечены как полезные в подавлении огневых точек.
Далее бригада была выведена в резерв 7-й армии, а 27 февраля придается 34-у стрелковому корпусу для совместных действий по уничтожению отходящего противника и овладению Выборгом. 29 февраля 1-я лтбр с боями заняла Сяйние, а с 3 марта завязала бои за Теммясуо, которые продолжались до конца войны.
В ходе боев за Сяйние и Теммясуо танки БТ-7А, по опыту боев 14-15 февраля, были сведены в отдельную группу арьтллерийской поддержки, которая показала высокую эффективность при подавлении огневых точек финнов и даже вела контрбатарейную борьбу.
На вооружении 1-й лтбр стояло 6 танков БТ-7А, формально все они были потеряны, 4 от артиллерийского огня, 2 от подрыва на минах, но так как часть вела наступательные действия, все танки были эвакуированы, отремонтированы и введены в строй. И это при том в бригаде с момента расформирования 10-го танкового корпуса было полное отсутствие эвакуационных средств. Только в конце февраля она получила один трактор «Комминтерн», один «Ворошиловец» и два ЧТЗ С-65.

В завершение так к слову приведу любопытный документ – выдержку из отчета о боевых действиях 1-й лтбр:
«С утра 12 марта 1 тбр была придана 91 сд с задачей овладеть Костела и Авунен. Весь день части бригады мужественно сражались за выполнение боевого приказа и, жертвуя собой, стремились проложить путь не продвигавшейся вперед пехоте. 1 тб, преодолевая надолбы и минные поля, будучи скован узкой дорогой, забитой подорванными танками, к 16.00 достиг развилки дорог севернее Тяммисуо, встретив минное поле, на котором подорвались головные танки. Карьер справа от дороги глубиной до 6 м и завалы слева не дали возможности обойти минное поле, и батальон под сильным огнем противника, не поддержанный находившейся сзади пехотой, приступил к разминированию участка.
4 тб с ротой 19 тб и группой артиллерийских танков атаковал по бездорожью в направлении ст. Тяммисуо и к 20.30 с боем ворвался 10 танками в Тяммисуо. 8 из них подорвались на минах, а два были подбиты ПТО (один сгорел) в узком дефиле, преградив путь батальону. Батальон приостановил движение и приступил к разведке путей, имея задачу овладеть Костеле.
Пехота в это время не только не продвигалась вперед за танками, но и даже не вела огня. Посаженные же на танки пехотинцы разбежались при первом обстреле противника. Поэтому начальник штаба 91 сд по просьбе танкистов удерживал около танков небольшую группу бойцов, щедро «награждая» орденами тех солдат, которые на ночь останутся на занимаемом танками рубеже.
… »
 

Как видно танкисты не очень то могли надеятся на поддержку пехоты, что значительно снижало эффективность их действий.
   29.0.1547.7629.0.1547.76
+
+4
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
Был в 30-х еще один боевой эпизод в котором принял участие БТ-7А ….
на северо-востоке Китая имеется территория, которая населена в основном мусульманами - Синьцзян-Уйгурский автономный район. Уйгуры и дунгане, проживающие на этой территории, всегда стремились к созданию своего государства. Эти стремления поддерживались в начале 20 века Японией и Великобританией, заинтересованными в любом ослаблении Китая (впрочем как и сейчас, разве что англичан сменили американцы, а японцы после 1945 особой активности до 21 века не проявляли). Интересы СССР тоже впрочем имели место в Синьцзяне - в этой провинции базировались формирования, постоянно нападавшие и на советские территории, кроме того местный «император», гоминьдановский генерал Шэн Ши-Цай декларировал некие социалистическо\коммунистические намерения.

В 1933 году Шэн Ши-Цай запросил помощи Советского правительства в подавлении очередного восстания в провинции. В январе 1934 г. в Синьцзян были введены части РККА и войск ОГПУ. Восстание было подавлено. Весной 1937 года все повторилось, гоминьдановские войска вновь стали терять контроль над провинцией. В конце августа две сформированные войсковые группы РККА – Ошская и Нарынская вошли на территорию провинции. В составе Нарынской группы действовало танковое подразделение из состава дивизии особого назначения при ОГПУ СССР имени Ф. Э. Дзержинского.
Из архивов:
“С 1.08.1937 г. по 19.02.1938 г. в специальной оперативной командировке находился отряд, сформированный из военнослужащих батальона в составе 78 человек под командованием командира 1-го дивизиона капитана т. Хорькова”….
   30.0.1599.6930.0.1599.69
+
+3
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
... В июле 1937 года командир Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения (ОМСДОН) имени Ф.Э. Дзержинского войск НКВД комбриг П.Торощин получил приказ подготовить танковое подразделение «для участия в длительных учениях в условиях горного лагеря». Место и время проведения учений не оглашались.
Для укомплектования особого подразделения требовалось отобрать лучших командиров и красноармейцев, «преданных делу Ленина— Сталина», то есть политически благонадежных во всех отношениях.
Командиром формируемого подразделения был назначен капитан Илья Хорьков, кавалер двух орденов Красного Знамени, опытный танкист, воевавший с 1918 года. К 1937 году – командир танкового батальона. Политруком роты – ст. лейтенант Климков Н.Я., зам. по технической части – ст. лейтенант Куцанов М.Н., командиром 1-го взвода – лейтенант Князьков Б.Г., командиром 2-го взвода – лейтенант Коляко Н.Т., командиром 3-го взвода – лейтенант Ковалевский А.Н., командиром взвода разведки – лейтенант Миропольский А.Н. и начальником мастерской – воентехник 2-го ранга Курочкин Н.Н. Танковые техники взводов: лейтенант Сердюков И.Р., воентехник 2-го ранга Шуплетов Н.И. и младший воентехник Штакалов К.И., командир саперного взводавзвода – лейтенант Родин Н.Е.
Отдельную сводную танковую роту сформировали за месяц. Личный состав насчитывал 78 человек. Вооружили роту новейшими танками – шестнадцатью артиллерийскими БТ-7А и пятью плавающими Т-38, три взвода по пять БТ-7А плюс танк этой же серии для командира роты, а также разведвзвод с пятью Т-38 итого 21 танк. Кроме того, в состав роты были включены передвижная ремонтная мастерская типа «А», автомобильная радиостанция АК-5 с экипажем и саперный взвод, а так же грузовые и легковые автомашины для перевозки личного состава, имущества, продуктов питания, горюче-смазочных материалов и боезапаса.

плавающий танк Т-38
   30.0.1599.6930.0.1599.69
+
+3
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
1 сентября 1937 года отдельная танковая рота погрузилась в железнодорожный эшелон на станции Реутово и с соблюдением повышенной конспирации убыла, что называется, “в неизвестном направлении”. В одном из приказов по поводу скрупулезного сохранения конфиденциальности особо подчеркивалось, что «погрузка частей, перевозка по железной дороге должны производиться с соблюдением строжайшей секретности», а личный состав предупреждался о том, что в письмах на родину запрещено разглашать характер «действий своих частей и подразделений, а также наименования местных населенных пунктов...». Спустя несколько дней перед взором бойцов распростерлись среднеазиатские пейзажи, затем на горизонте появились заснеженные горные вершины киргизского Тянь - Шаня...
В месте разгрузки танкистов переодели в «обмундирование особого заказа» - халаты и шапки характерной для этой местности. Так экипировалась и гоминьдановцы армии “дубаня”, и военные формирования мусульман. Брать с собой в поход какое-либо снаряжение с советской символикой категорически запрещалось.
После заверения «маскировки» подразделение наконец получило боевую задачу: совершить марш по маршруту Кант — Рыбачье — Нарын. Далее по высокогорному Туругартскому перевалу пересечь границу с Китаем и выйти на сопредельную территорию — в провинцию Синьцзян. В общем по «шелковому пути».
Из воспоминаний Б. Князькова:
— Переход через горные кряжи на танках по неустроенным дорогам, по которым можно было проехать разве что только на арбе, был крайне опасен,
— Тем не менее Памирские горы мы преодолели успешно, без особых происшествий. Успеху прежде всего способствовала отличная подготовка механиков-водителей боевых машин. Они смогли провести по горным тропам танки, стальные гусеницы которых на гранитных камнях были словно коньки на льду. Одно неосторожное движение, и тяжелая стальная машина могла легко слететь в пропасть. Немалая заслуга в успешном преодолении высокогорного перевала ложилась на комсостав. Распорядительность, четкие и умелые действия командиров, которые были всего лишь младшими офицерами, способствовали триумфальному завершению этого без преувеличения поднебесного
танкового броска. Особо умелой выучкой в вождении танков по горным дорогам отличались механики-водители – младшие командиры: Руснак В.С., Солдатов И.В., Шаповалов
Хочется снять шляпу – без какой либо особой предварительной подготовки, без спецтехники и навигаторов совершить в сентябре переход на танках через перевал высотой больше 3 с половиной км – это достойно уважения.
   30.0.1599.6930.0.1599.69
+
+4
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
Спустившись с гор на китайской стороне, танковая рота сразу же включились в боевые действия. Она поддерживала конную группу полковника Норейко. Высокая подвижность колесно гусеничных машин и мощное вооружении е в виде 76,2 мм пушек КТ-28 обеспечили высокую боевую эффективность действий, тем более что противник не имел ни бронетехники, ни противотанковой артиллерии ни опыта борьбы с танками. Характер местности – сухие каменистые грунты позволяли широко применять танки со снятыми гусеницами, что позволяло им совершать скоростные маневры. Внезапное появление танков и их мощный огонь незамедлительно лишал боеспособности мусульманские отряды, вооруженные стрелковым оружием, абсолютно неэфффективным против БТ-7А.
Князьков вспоминает, что расход снарядов к 76,2 мм пушкам был минимален - сам вид стремительно мчащихся в клубах пыли “дьявольских железных колесниц” приводил противника в состояние ступора и действовал деморализующе.
После первых боестолкновений повстанцы в бой на открытой местности перестали вступать, разбегаясь или сдаваясь в плен при появлении танков и попытались организовать сопротивление в укрепленных населенных пунктах, которые называли крепостями. Стены крепостей как правило глинобитные, имели высоту 8—10 метров и толщину 5—6 метров занимались войсковыми гарнизонами.
Но для танков они не являлись серьезным препятствием. Сначала противника подавляли несколькими выстрелами из 76,2 мм орудий КТ-28 по крепостным стенам и воротам, затем такни через образовавшиеся проломы входили в город. Позже стали просто сносить деревянные ворота танками и подавлять редкое сопротивление пулеметным огнем. Орудия применялись только при попытке открыть ответный артиллерийский огонь. Впрочем такие случаи были редки, завидев, как танки легко врывались в их так называемые крепости, уйгуры бросали оружие и, закрывая руками голову, с воплями “Шайтан-арба!” падали на землю. Оставалось только без единого выстрела брать повстанцев в плен. В составе конной группы танковая рота участвовала в освобождении городов-крепостей: Маралбаши, Кашгар, Яркенд, Хотан – и далее до границы Китая с Индией.
Невзирая на то, что танки в роте были новые, только с заводов, постоянные продолжительные марши и всепроникающая пустынная пыль не могли не сказаться на техническом состоянии машин. Рота была вынуждена перейти на организацию боевых действий отдельными группами. Пока умельцы из приданной мастерской ремонтировали вышедшие из строя БТ-7А и Т-38, оставшиеся в строю оказывали поддержку кавалеристам. Уровень сопротивления противника позволял оказывать эффективную поддержку пехоте и кавалерии даже 2 … 3 танками.
   30.0.1599.6930.0.1599.69
+
+4
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
Особенно тяжело пришлось в солончаковой пустыне Такла-Макан, где местами встречались зыбучие пески. Князьков вспоминал об одном характерном эпизоде. Как-то его машину обогнал автомобиль командира роты. Лейтенант остановил танк, чтобы уточнить боевую задачу. Гусеницы тяжелой машины стали медленно погружаться в пустынный песчаный грунт. Князьков не придал этому значения. Несколько минут ушло на уточнение задачи, после чего танк взревел двигателем, но оставался на месте, а гусеницы вращались вхолостую. Оказалось, что танк сел днищем на песок. Попытались откапать лопатами, но стальная машина опускалась все глубже, пока не уперлась в твердый грунт. Решили спереди выкопать пологий спуск, уложить на него бревна, предусмотрительно закрепленные на броне ещё в начале похода, и по ним выбраться наверх. Опасный участок покидали на полной скорости, чтобы вновь не увязнуть в зыбучем песке.
Но встречались на пути танковой роты и водные преграды, вот описание преодоления такого препятствия:
«Однажды нам вблизи одного из населенных пунктов пришлось переправляться вброд через реку, так как мост был разрушен. Зрелище от переправы быстроходного танка через водную преграду вообще эффектное.
Когда первый танк на большой скорости устремился через реку – поднялся столб воды, и из этого столба выскочил танк, выбрасывающий мощным вентилятором фонтаны воды из трансмиссии.
Все наблюдавшие за переправой жители попадали на землю, а когда переправился второй, а за ним третий танк, вскочили и бегом укрылись в кишлаке. Проезжая по кишлаку, мы не увидели ни одного жителя.»
Вспоминая поход в Синьцзян, Князьков лтметил, что “финалом оперативно-боевой деятельности конной группы и входившей в её состав танковой роты было пленение крупной группировки противника у границы с Индией и захват большого каравана с награбленным имуществом. Он также рассказывал, что среди трофеев находилось огромное количество ценностей — драгоценных камней, золотых и серебряных изделий. Все это было переправлено в СССР на специально прилетевших с этой целью самолётах. Посадочные площадки для них спешно готовились танкистами-дзержинцами — укатывали грунт траками танков и одновременно обеспечивали безопасность при погрузке и отправке самолётов.
О других итогах говорилось в сообщении начальника Главного управления пограничных и внутренних войск НКВД комдива Н. Кручинкина: на январь 1938 года в Синьцзяне было ликвидировано около сотни японских, более трехсот английских и даже несколько шведских агентов. После этого советские войска частично были выведены из мятежной китайской провинции...
   30.0.1599.6930.0.1599.69
+
+3
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
Возвращение отдельной танковой роты ОМСДОН Дзержинского после выполнения поставленной задачи было не менее сложным. Из воспоминаний Князькова:
«— Работа танков в условиях пустыни в лёссовой пыли,
— крайне ускорила износ трущихся механизмов идеталей и привела их к преждевременному износу. Цилиндры, поршни и кольца сильно сработались, вследствие чего резко упала мощность моторов. В гусеничных лентах движителей пришли в негодность и вышли из строя до 15 процентов траков, а соединительные пальцы приобрели форму коленчатых валиков. Если танковые двигатели с помощью ремонтников смогли привести в рабочее состояние, то передвигаться на траках там, где это нельзя было делать на колесном ходу, приходилось следующим образом: из ещё не полностью изношенных траков составлялись гусеничные ленты, которые ставились на часть машин. Они совершали марш на несколько десятков километров. Затем ленты с них снимались, грузились на автомобили и возвращались к оставшимся танкам. И так, по этапам, достигли перевала. Спускаться по горной дороге было решено на колесном ходу, ходя это было весьма рискованно. Правда, сапёрные подразделения, пока танкисты находились в Синьцзяне, успели расширить и привести горную дорогу в более-менее божеский вид. Перевал прошли без происшествий. Погрузились на уже знакомой станции Кант в железнодорожный эшелон и прибыли в пункт постоянной дислокации — в Москву.»
Спустя несколько месяцев, 19 октября 1938 года, вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении участников легендарной операции. В нём не было ни слова об истинных мотивах награждения. Его текст был нейтральным и звучал так:
“За образцовое выполнение специальных заданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за выдающиеся успехи и достижения в боевой, политической и технической подготовке соединений и частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии и войск НКВД”.
Указ был опубликован в газете “Правда”, и у читателей создавалась полная иллюзия, что действительно проходили какие-то учения, а не военный рейд по территории сопредельного государства для оказания помощи тамошним властям и упрочения советского влияния в регионе.
   30.0.1599.6930.0.1599.69
23.11.2013 03:55, Bredonosec: +1: отличный рассказ, спасибо!
+
+2
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
Танкисты-дзержинцы, не вдаваясь в тонкости политических хитросплетений, с честью выполнили все поставленные перед ними задачи. Однако государственными наградами отмечены были не все участники танкового броска через Памир, а только 18 человек. Награды получили:
ордена Красной Звезды – капитан Хорьков И.М., мл. воентехник Штакалов К.Т.;
медаль «За отвагу» – ст. лейтенант Климков Н.Я., лейтенант Коляко Н.Т., лейтенант Миропольский А.Н., младшие командиры: Рублевский Н.И., Козлов М.И., лейтенант Куцанов М.Н., воентехник 2-го ранга Курочкин И.Н., лейтенант Сердюков И.Р.;
медаль «За боевые заслуги» – лейтенант Князьков Б.Г., младшие командиры: Руснак В.С., Солдатов И.В.

Майор И. Хорьков. Конец 30-х годов.

Лейтенант Б. Князьков (слева) с одним из сослуживцев. 1936 год

dстарший лейтенант Б. Князьков 1940 год
Вскоре после прибытия танкистов в Москву, в сентябре 1938-го, арестовали командира дивизии комбрига П.Торощина. Его объявили “участником заговорщической организации, существовавшей в войсках НКВД”, и через полтора года по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР расстреляли как “врага народа”.
Тогда же, в сентябре 38-го, синьцзянский правитель побывал с визитом в Москве, где в Военной академии имени М.Фрунзе постигал “науку побеждать” его младший брат Шэн Шици. Обращаясь с просьбами о новых поставках вооружения и боевой техники, “дубань” все-таки получил заветный партбилет члена ВКП(б). Однако Сталин при этом строго предостерег “товарища Шэна” не афишировать на родине, что стал “большевиком”.
С началом Великой Отечественной войны лукавый “дубань” обратил свой взор к Токио. В Москву поступило разведдонесение о том, что Шэн Шицай “внешне демонстрирует свою дружбу к нашей стране, но, являясь воспитанником японской военщины, стал проявлять прояпонскую ориентацию”. В начале 1943-го Чан Кайши отстранил Шэн Шицая от власти в Синьцзяне. А в 1948-м, после установления во всем Китае коммунистического режима, он погиб при весьма загадочных обстоятельствах. Проблема сепаратизма в Синьцзяне, существует и на сейчас, но тепреь с идеей создания халифата китайцы борятся самостоятельно.
Дальнейшая судьба участников легендарного танкового броска через Памир, в отличие от главных персонажей синьцзянской эпопеи и командования дивизии имени Ф.Э. Дзержинского сложилась, можно сказать, более удачно. Их не затронули сталинские репрессии, прокатившиеся безжалостным катком по командно-начальствующему составу войск НКВД в 1938 — 1940 гг. Большинство из них отважно сражались на фронтах Великой Отечественной войны, за проявленные в боях мужество и героизм отмечены орденами и медалями. К примеру, бывший комвзвода А.Ковалевский по личной просьбе был откомандирован в действующую армию. Храбро сражался с гитлеровцами, дослужился до полковника, командовал 152-й отдельной Ленинградской Краснознаменной ордена Суворова танковой бригадой. К сожалению, в январе 1945-го в ожесточенном бою под немецким городом Нейберун он погиб смертью храбрых. Накануне празднования 40-летия Победы в Великой Отечественной войне приказом МВД СССР от 1 апреля 1985 года Героя Советского Союза Анатолия Ковалевского навечно зачислили в списки 1-й танковой роты ОТБ ОМСДОНа.
Что касается Б. Князькова, то он в должности начальника оперативного отделения штаба дивизии участвовал в обороне Москвы. После войны окончил Военную академию имени М.Фрунзе, дослужился до полковника и уволился в отставку с должности командира полка спецвойск Минобороны. Намного пережив всех участников синьцзянских событий, он ушел из жизни в 2001-м, оставив короткие, но очень ценные для истории наших войск воспоминания — несколько страничек машинописного текста о “секретном походе” советских танкистов к границе Индии...
Фотоматериалов о походе как я понял, не сохранилось …
   30.0.1599.6930.0.1599.69
RU Артем 80 #20.10.2013 19:01  @Грач#20.10.2013 14:45
+
-
edit
 

Артем 80

опытный

Грач> уйгуры бросали оружие и, закрывая руками голову, с воплями “Шайтан-арба!” падали на землю. Оставалось только без единого выстрела брать повстанцев в плен.
Нда... Хорошо бы, если на Кавказе заместо чечен были уйгуры))
Хотя, полагаю, нынешние уйгуры тоже при виде танков ниц не падают.
Ну да ладно, это я отвлекся, извиняюсь.
Что по теме: БТ-шки - это по сути, с тактической точки зрения, бронеавтомобили высокой проходимости. А БТ-7 с 76-мм - это некий аналог современных "колесных танков". Всяких AMX RC-10, В1 Centauro, Rooikat и т.п.
Да, погонять папуасов - пожалуйста, все ОК. И примеры, которые здесь представлены - наглядное доказательство этого. Но при попытке применения их как собственно танки в военных действиях против серьезного противника - результатом является 41-й год.
   24.024.0
RU Грач #20.10.2013 19:40  @Артем 80#20.10.2013 19:01
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
А.8.> Что по теме: БТ-шки - это по сути, с тактической точки зрения, бронеавтомобили высокой проходимости. А БТ-7 с 76-мм - это некий аналог современных "колесных танков". Всяких AMX RC-10, В1 Centauro, Rooikat и т.п.
Задумка была верная, танкам с 45-мм орудиями нужно было сопоставимое по подвижности и проходимости сопровождение с 76,2 мм орудием. Реализация – из того что было .... БТ, как по мне совсем неудачная база. Колесные бронеавтомобили, на мой взгляд все таки отдельная тема, существенной аналогии тут нет.
А.8.> Да, погонять папуасов - пожалуйста, все ОК. И примеры, которые здесь представлены - наглядное доказательство этого. Но при попытке применения их как собственно танки в военных действиях против серьезного противника - результатом является 41-й год.
Шансов против противника с хоть какой ПТО у БТ-7А было немного, но и стран имевших в достатке средств ПТО было в те времена не так уж много, даже в Европе. так что не взирая на очевидную ущербность при правильном использовании БТ-7А сохранял актуальность и в 40-х, но не против вермахта.
тема меня заинтересовала в свое время по общему поводу – почему САУ в РККА случились уже в ходе ВОВ. Да и вообще интересно узнать побольше о машине, особенно редкой. :)
   30.0.1599.6930.0.1599.69
RU вантох #22.10.2013 21:14  @Грач#20.10.2013 19:40
+
+1
-
edit
 

вантох

опытный

А.8.>> Что по теме: БТ-шки - это по сути, с тактической точки зрения, бронеавтомобили высокой проходимости.

На колесах и всего с 1 ведущим мостом о высокой проходимости речь не шла.
Надо было уже с 35го проектировать чисто гусеничное из БТ. Имели бы Т-34 массово уже в 39м, хоть и с бензомотором. Но тема толстолобиков в середине 30х ушла надолго в Питер,где плохо было с движками и основная идейная база-Т-26.

Грач> Шансов против противника с хоть какой ПТО у БТ-7А было немного, но и стран имевших в достатке средств ПТО было в те времена не так уж много, даже в Европе.

Однако франки приняли программу-35 - машин,стойких к 37мм. 76мм на тонкобронном шасси - это годится в подмогу пехоте, что и пришлось сделать в войну.

Грач> тема меня заинтересовала в свое время по общему поводу – почему САУ в РККА случились уже в ходе ВОВ.
Была задача -больше танков. А Т-26 и так осваивали долго, движок непрост оказался.
Поэтому Су-5-2 - машины без брони и заметного БК- были скорей по разряду хобби,они сильно отличались от Т-26. Танкисты ее не поняли,вдобавок авторы-вдохновители погибли, а там и машины с дизелем были вот-вот, артиллеристы - не готовы были по технической базе. Это была настоящая самоходка, очень похожая на современные, такого типа - для стрельбы под большими углами - в РККА и в войну не появилось,только штурмовые орудия.
   9.09.0
Это сообщение редактировалось 22.10.2013 в 21:22
RU Грач #23.10.2013 13:15  @вантох#22.10.2013 21:14
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
вантох> Однако франки приняли программу-35 - машин,стойких к 37мм. 76мм на тонкобронном шасси - это годится в подмогу пехоте, что и пришлось сделать в войну.
Стойкость к тому калибру который имел хождение тогда и на западе, вероятный противник у финнов – СССР, так что программа заранее была ущербной, у РККА в это время вовсю шло внедрение 45 мм 20-К

вантох> Была задача -больше танков. А Т-26 и так осваивали долго, движок непрост оказался.
вантох> Поэтому Су-5-2 - машины без брони и заметного БК- были скорей по разряду хобби, они сильно отличались от Т-26. Танкисты ее не поняли, вдобавок авторы-вдохновители погибли, а там и машины с дизелем были вот-вот, артиллеристы - не готовы были по технической базе. Это была настоящая самоходка, очень похожая на современные, такого типа - для стрельбы под большими углами - в РККА и в войну не появилось, только штурмовые орудия.
Да, решение о том что СУ-5-2 пошла только малой серией было ошибкой на мой взгляд. САУ серии СУ-5 позиционировались как «дивизионные», машины не должны были вести огонь из боевых порядков наступающих подразделений, задумка была полезной, особенно если бы они придавались полкам … основной причиной того что РККА не имела в 1041 на вооружении достаточного количества САУ калибров 76 и выше считаю не технические проблемы, а отсутствие понимания у руководства РККА значения артиллерии при прорве обороны противника, даже если на чисто пехотную дивизию наступает танковая. Теория глубокого прорыва как то уж сильно ограничилась в умах штабистов параметром скорости …
   30.0.1599.10130.0.1599.101
RU вантох #23.10.2013 18:13  @Грач#23.10.2013 13:15
+
-
edit
 

вантох

опытный

Грач> Стойкость к тому калибру который имел хождение тогда и на западе, вероятный противник у финнов – СССР, так что программа заранее была ущербной, у РККА в это время вовсю шло внедрение 45 мм 20-К
Речь о франках - французах и их программе. А 20к довели до паспортных значений только к 42 году.С возможностями 37мм противотанковой пушки в СССР ознакомились еще в 20е, но - выводов не сделали.
Грач> Теория глубокого прорыва как то уж сильно ограничилась в умах штабистов параметром скорости …
В финальном варианте (и часто в войну) прорывала - пехота:
"При подготовке ввода мехкорпуса в прорыв нужно учитывать, что прорыв на глубину 6 — 8 км и по фронту 20 — 30 км должен быть создан ударными стрелковыми корпусами, усиленными артиллерией, танками и авиацией."

ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА --[ Первоисточники ]-- Русский архив: Великая Отечественная. Т. 12 (1-2). Материалы совещания высшего руководящего состава РККА 23-31 декабря 1940 г.

Использование механизированных соединений в современной наступательной операции и ввод механизированного корпуса в прорыв Доклад командующего войсками Западного особого военного округа генерал-полковника танковых войск Д. Г. ПАВЛОВА Роль мехвойск в современной войне Товарищи! Танки, как вы знаете, получили свое боевое применение в первой империалистической войне. Уже тогда выявилось, что несмотря на крупное сосредоточение пехоты, использование массовой артиллерии, при наступательных операциях все-таки не удавалось в полной мере в условиях больших оборонительных боев произвести тактический прорыв с последующим развитием его в оперативный. // Дальше — militera.lib.ru
 
   9.09.0
RU Грач #23.10.2013 20:23  @вантох#23.10.2013 18:13
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
вантох> Речь о франках - французах и их программе.
франки, шведы, финны ... не люблю, я узбнков люблю, они на морозе хорошо заводятся (с) :D
да упорол косяка, попутал франков с финнами :)
вантох> А 20к довели до паспортных значений только к 42 году.
что не мешало ей в 35 быть отличным орудием ... и не помогла в 42 остаться на уровне :)
Грач>> Теория глубокого прорыва как то уж сильно ограничилась в умах штабистов параметром скорости …
вантох> В финальном варианте (и часто в войну) прорывала - пехота:

эх пехота, как часто она правила своей кровью кривые изыски стритигов :(
........
вся колесно гусеничная ветка бронетехники РККА было заточена на идею стремительного победоносного марша по тылам ошеломленнго мощным ударом ворога, надо сказать что так оно и случалось, ежели ворог это позволял, так что кривой была не идея глубокого прорыва, с реализацией негладко вышло, тщательнее надо было, тщательнее ...
   30.0.1599.10130.0.1599.101
Это сообщение редактировалось 23.10.2013 в 21:07
RU Артем 80 #23.10.2013 20:58  @вантох#22.10.2013 21:14
+
-
edit
 

Артем 80

опытный

А.8.>>> Что по теме: БТ-шки - это по сути, с тактической точки зрения, бронеавтомобили высокой проходимости.
вантох> На колесах и всего с 1 ведущим мостом о высокой проходимости речь не шла.
На колесах предполагалось двигаться по шоссейным дорогам. Или с твердым грунтом. Для высокой проходимости предназначался гусеничный ход.
   24.024.0
RU Артем 80 #23.10.2013 21:17  @Грач#23.10.2013 20:23
+
-
edit
 

Артем 80

опытный

Грач> вся колесно гусеничная ветка бронетехники РККА было заточена на идею стремительного победоносного марша по тылам ошеломленнго мощным ударом ворога, надо сказать что так оно и случалось, ежели ворог это позволял, так что кривой была не идея глубокого прорыва, с реализацией негладко вышло, тщательнее надо было, тщательнее...
Например, надо было позаботиться о том, чтобы было чем проводить мощные удары, которые ошеломят ворога, чтобы затем по его тылам пускать стремительные победоносные марши колесно-гусеничных БТ. А с этим был эпик фэйл. Поскольку сами БТ-шки не годились на сокрушение - только на развитие успеха.
Кстати, вот один из современных аналогов БТ-7А, который участвовал в крупномасштабном конфликте нашего времени:

Французский AMX-10RC, прошедший "Бурю в пустыне".
   24.024.0
RU вантох #23.10.2013 23:31  @Грач#23.10.2013 20:23
+
-
edit
 

вантох

опытный

Грач> вся колесно гусеничная ветка бронетехники РККА было заточена на идею стремительного победоносного марша по тылам

До противника еще надо было доехать. Когда покупали концепт Кристи понравился именно мощный мотор и колесный ход - для быстрой переброски по нашим просторам самое оно.
Гусеницы - они до середины 30х были малого ресурса.
Оказалось потом внезапно,что вся колонна по скорости должна равняться на пехоту и лошадку или трактор тянущие воз - ту же артиллерию. В итоге по-настоящему ударный кулак имел скорость по шоссе километров 20 в час максимум. Танк на гусеницах на грунте - примерно столько же. Стоило сразу перейти на гуски - а так подмога за танками не поспевала еще очень долго.
   9.09.0
RU вантох #23.10.2013 23:56  @Артем 80#23.10.2013 20:58
+
+1
-
edit
 

вантох

опытный

под 4тыс.А.8.> На колесах предполагалось двигаться по шоссейным дорогам. Или с твердым грунтом. Для высокой проходимости предназначался гусеничный ход.

С пушкой просто колесных броневиков в РККА было под 4 тыс. Причем на них можно было ставить и комплектные цепи-гусеницы на задние мосты.
Для танка колесно-гусеничный ход- это ну очень временное решение, скорей учтывая скорость всего остального потребного для поддержки -не решение вовсе.
   9.09.0
RU Грач #24.10.2013 15:01  @Артем 80#23.10.2013 21:17
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
А.8.> Французский AMX-10RC, прошедший "Бурю в пустыне".
отчаянные парни, ну я понимаю в Мали можно погонять басмачей, но в Ираке то ... под раздачу можно было попасть на этой консервной банке как на здрасьте :)
   30.0.1599.10130.0.1599.101
RU вантох #24.10.2013 19:43  @Грач#24.10.2013 15:01
+
-
edit
 

вантох

опытный

Грач> отчаянные парни, ну я понимаю в Мали можно погонять басмачей, но в Ираке то ... под раздачу можно было попасть на этой консервной банке как на здрасьте :)

Пушка хоть в жестянке тоже нужна -смотря куда соваться. В обороне - всеж получше чем просто гм, перекатывать силами расчета под огнем.
Если пехоту поддержать - опять же хорошо лупить сзади по точкам. Главное - оно легкое и довольно проходимое, снаряд дешевый но мощный и точный против ракеты. Амеры помучились но таки воткнули пушку на Страйкер.
У нас от Афгана до сейчас нона - гвоздика малобронные тоже вполне. БМП-3 и то в основном как САУ экспортируют, интересна из-за сотки.
   9.09.0
1 2 3 4

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru