В 1948 г. на заводе №370 в Ленинграде была закончена постройка головного морского буксира с паровой машиной ПМ-2, по проекту 730. разработанному в ЦКБ-32 под руководством главного конструктора П.И. ХАЛИМОВИЧА. Испытания буксира показали хорошие эксплуатационные качества.
В связи с началом строительства на заводе № 402 большого количества морских несамоходных судов и обеспечения проведения ходовых буксировочных испытаний было принято решение о строительстве на заводе морского буксира по проекту 730.
Это было однопалубное судно с ледокольным носом, рубкой и машинно-котельным отделением в средней части. Корпус буксира был выполнен электросварным, с поперечной системой набора и разделен шестью водонепроницаемыми переборками. Непотопляемость судна была обеспечена при затоплении одного любого отсека. Один огнетрубный трехтопочный котел шотландского типа паропроизводительностью четыре тонны пара в час при давлении 5 кг/см2 и температуре 300°С обеспечивал работу паровой машины тройного расширения постройки Таганрогского СРЗ. которая имела прямую передачу на винт. Буксирная паровая лебедка мощностью 32 л.с. обеспечивала необходимое тяговое усилие на гаке.
В навигационное оборудование входило два магнитных компаса, радиолокатор, эхолот и лаг. Радиостанция состояла из двух приемников и одного передатчика. Спасательные средства состояли из двух гребных шлюпок вместимостью по 12 человек и одного спасательного плота. Постройка буксира и его испытания велись под наблюдением Северной инспекции Регистра СССР.
Заложен в 1951 г. на заводе № 402 в цехе № 50. Спущен на воду 29 мая 1952 г. Приемный акт подписан 15 ноября 1952 г. Ответственный сдатчик Г.А. НИКУЛИН, сдаточный механик Г.Г. ФОХТ. Вошел в состав флота водно-транспортного цеха завода. Обеспечивал проведение ходовых испытаний кораблей и судов, построенных на заводе № 402 и выполнение работ на акватории предприятия. В конце 60-х годов прошел средний ремонт, в ходе которого был оснащен новыми средствами связи и навигации. В 1980 г. выведен из эксплуатации, разделан на металл и 24 ноября 1980 г. исключен из списков судов ММФ.
МОЛОТОВЕЦ, с 1957 г. - СЕВЕРОДВИНЕЦ (заводской № 206)