Понятно, что у той части публики, которая по той или иной причине была посвящена в содержание документов, сразу же возникал вполне законный вопрос о том, как следует соотносить между собой эти два приказа МАП – июньский и сентябрьский? Т.е. о том, что запускать в серию в Казани сразу обе машины - и Т-4 и Ту-22М никто никогда не будет, догадывались все, оставалось понять – кому же будет отдано предпочтение? Ответу на этот вопрос была посвящена «теоретическая» часть изысканий министра, которую он решил осуществлять под флагом борьбы с непомерной стоимостью программы Т-4 в сравнении с Ту-22М. Можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что полноценную «атаку» на Т-4 в этом направлении П.В. Дементьев начал еще в 1966 году. Вспомним, что написал об этом в своих воспоминаниях «Полвека в авиации» Е.А. Федосов, в то время – зам. начальника НИИАС, я уже упоминал об этом выше по ветке:
"...И разгорелся очень острый спор: какому из этих самолетов дать зеленую улицу? В то время ЦАГИ возглавлял В.М. Мясищев, КБ которого разогнали и отдали В.Н. Челомею. ЛИИ им. Громова возглавлял Николай Сергеевич Строев, а ЦИАМ — Георгий Петрович Свищев. Я же был первым замом у В.А. Джапаридзе. И вот наш министр П.В. Дементьев создал комиссию из руководителей институтов и предложил нам дать оценку обоим проектам и решить, какой самолет строить. Андрей Николаевич Туполев, узнав о создании такой комиссии, пригласил всех ее членов к себе. Я, как самый молодой и неискушенный в подковерных интригах, естественно, почел его приглашение за честь и приехал. Остальные же начальники оказались хитрыми и мудрыми — никто не явился. Мясищев сослался на болезнь, Строев и Свищев тоже нашли какие-то причины. На самом-то деле они все понимали, что Туполев начнет «выламывать руки», агитируя за свой Ту-22М. Они-то, в отличие от меня, хорошо знали умение, настойчивость и агрессивность (в хорошем смысле слова) «Старика», способность пробивать свои проекты в верхах. …
А вся эпопея завершилась тем, что, когда мы собрались в кабинете П.В. Дементьева, то я выступал в поддержку все-таки Т-4. Я считал, что эта машина знаменует собой некий прогресс в самолетостроении, и, имея скорость в три «маха», блестяще воплощает лозунг, которому мы служили верой и правдой: «Выше всех, дальше всех, быстрее всех!» Это был первый наш самолет, построенный из титана, он и сейчас поражает своим видом всех, кто посещает музей ВВС в Монино. Но двигатели его были плохо отработаны, и поэтому Г.С. Бюшгенс, который на этой встрече выступал от имени ЦАГИ, сделал акцент именно на них: двигатели, дескать, надо дорабатывать, на это уйдет время, а что Федосов говорит нам о каких-то потерях, так то от лукавого. Строев и Свищев молчали, я один защищал Т-4, и Петр Васильевич, выслушав нас с Бюшгенсом, подвел итог дискуссии весьма афористично. Он сказал так:
— Знаешь, Федосов, есть у нас Царь-пушка, есть Царь-колокол… Так ты хочешь, чтобы я еще сделал Царь-самолет и поставил на Красной площади, всем на удивление?!
На этом вопрос был решен в пользу Ту-22М...".
Это сообщение редактировалось 26.11.2013 в 23:41