Военно-морской флот России получит универсальную для всех типов кораблей электронную систему управления "Цитадель". По замыслу военных, она позволит сократить численность экипажа в два раза и расширит боевые возможности флота. Эксперты отмечают существенное отставание России от США по корабельным системам управления.
О планах по созданию новой интегрированной системы стало известно из документов по развитию ВМФ (имеются у "Известий"). Согласно техзаданию, "Цитадель" станет развитием существующей системы "Требование-М", разработанной в 2009 году в санкт-петербургском НПФ "Меридиан". Новейшая ее версия устанавливалась на фрегаты, которые Россия поставляла в Индию.
"На надводных боевых кораблях ВМФ и поставляемых на экспорт (Индия) установлены элементы интегрированной системы управления (ИСУ), совершенствования которой... уже недостаточно. Необходимо решить главную проблему — организовать взаимодействие всех корабельных систем (информационных, боевых и обеспечивающих). Результаты обеспечат повышение эффективности применения оружия корабля, его боевой устойчивости, количественное сокращение экипажа", — указано в документации нового проекта.
Контр-адмирал в отставке Владимир Захаров рассказал, что развитие систем управления уже привело к сокращению численности экипажа боевых кораблей. Он отметил, что "Цитадель" станет логичным продолжением тенденции к роботизации военной техники.
— Интеграция подсистем убирает всё больше людей с рабочих мест. Например, экипаж первых атомных подводных лодок был в пределах 120 человек, на последних построенных — 40 человек, — говорит он.
Конечно, полностью автоматизировать плавание не удастся. Даже в случае успеха разработки и внедрения "Цитадели", по мнению Захарова, численность экипажа кораблей первого ранга не может быть меньше 30 человек.
— В открытом море работают только штурман и вахтенный офицер, всё остальное делает аппаратура. Но экипажем меньше чем 20–30 человек корабль не обслужить — за ним надо ухаживать. Автомат никогда сам не подаст швартовые концы. Наконец, нужен капитан, робот сам не сможет вывести корабль в нужную точку, — полагает Владимир Захаров.
http://flotprom.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=161572