Кто главный? Каждый считал себя, это их право, но все знали, что главным был, конечно, ..не буду указывать пальцем, неприлично это…..
Правда, главным, временно, был и Мераб Капанадзе, когда пристроился в полевом туалете типа «как в бриллиантовой руке» расстегнул портупею и утопил ПМ с кобурою, мог быть, временно-временно Куча, когда сам себя замордовал облетами и чуть не усадил себя на бетонку без шасси, и конечно, как же без него - капитан Су, когда у него не вышли шасси на аварийном остатке.
Делалось все, чтоб сохранить ему жизнь. Сколько топлива? Задавалось вопросом каждую полминуту, Проверь давление, пройди над стартом, поставь кран на выпуск, Заков порывался задать психологические тесты, в общем, все самые ценные советы и главное вовремя, строго по памятке,(синего цвета) вовремя это, с небольшим опозданием, подсунутой помощником РП, раскрытую на нужной странице и заботливо придавленной тремя пальцами, чтоб не закрывать текст, который, как говорили написанный кровью, и лежащей пред взором РП, Цыбули на тот момент. Всем втихаря и молча, посадка, не мешайте спасать молодого.
А молодой, уже как мне помнится старший лейтенант, корячился отбиваясь от очень своевременного общения. Разгонялся в Алазанскую долину используя маневр по высоте и рвал на себя забыв об ограничениях ... Раз…..еще много, много раз. Цыбуля определил для капитана Су, (тогда еще старлея), зону покидания. Ну, чтоб не далеко, чтоб было видно не вооруженным взглядом, куда послать дежурную машину на выручку. Батальон вероятно уже списал этот бензин, как ночью в такси (оплачиваю оба конца), …. Трах, бабах, потом что-то дзиньььь и сразу трахтибидох. Этот трахтибидохчик, очень вовремя тибидохнулся. С земли орали, таращась в буссоль, «Вышли, шасси вышли!!!»
И посадочку, нарисовал «капитан»-старлей с куражом и форсом, притер, мол, знай наших, непобедимых! Во! И зеленые даже загорелись при касании, в траверз «Т».
Раскорячили на козелки БКЛ на проверку, картинка напоминала женскую консультацию, подогнали спец. транспорт, чтоб выглядели испытания солидно. Примчался старший, самый главный инженер по СД. Я не помню его подвигов за исключением, что он на всех пьянках, наяривал и очень лихо на аккордеоне «Три вальса», ((и еще один, напомните – расскажу.)) От шасси! Есть от шасси! Хрясь, шасси вышли. От шасси…..убрались. Вышлиубрались, вышлиубрались, вышли.
Поскольку, как РП Цыбуля был уже безработным (две красные отсрелили в чистое и свободное для других подвигов небо), потащился на стоянку все выяснить самому. Он всегда сам все выяснял, для него авторитет был только он сам себе. ((((одним вопросом выяснял. У меня в воздухе на полигоне открылся фонарь. Он: «Когда закрылся фонарь?» «когда начал тормозить на полосе!» НУ правильно и сразу отстал. Это так, к слову пришлось)))) И так шел он прямиком своею несуразной походкой, как в старом кино времен продразверстки косилка, ужасное что-то, стрекочущее, гремящее, крутящееся, как несколько ног кузнечиков в одном агрегате. Треск, лязг, стук, как топка паровоза.
Инженер полка по СД, уже разобравшись во всем моментально..Летчик му…дак, не маленький Мук из восточной легенды другими словами, а му…по авиационной классификации, а здесь специально пропущенными буквами нашего с Вами алфавита. Летчик ни х… не умеет работать с арматурой в кабине. Его нужно очень строго наказать и даже отстранить от полетов. Загонять по нарядам…и еще несколько веских, убедительных слов и выражений, их здесь я приводить не стану.
Цыбуля своей несуразной походкой, по жаре, добрался до стоянки. В это время технота все почистила, заправила, перепроверила, сделала все, как надо. «От шасси!» вышли шасси, от шасси, убрались шасси..от шасси!!!!! Шасси не вышли. Растерялась братва техническо-инженерной мысли и соответствующих действий. ОтШАССИ, взмолился техник-испытатель в должности техника звена, но ни лыжи, ни колеса, ни основным, потом ни аварийным, когда кончились аргументы, не вышли. Вылезать на свет божий колеса не решались. Сделано все как надо.. команду додали, квитанцию получили, кран на выпуск, не выходят шасси..у летчика был выбор, а с этим теперь что делать?, На себе в ТЭЧ тащить? Цыбуля, по тарахтел размахивая коленями и локтями в высотный домик, спасать репутацию пилота.
Инженер полка по СД, опережая Цыбулю, перед прибывшим командиром, кинулся обнимать Героя и ставить нам всем в пример его действия в сложнейшей воздушной обстановке. Смелый, грамотный, ответственный ГРОИЧЕКИЙ ГЕРОЙ!!! Таких нам надо побольше, при этом укоризненно, почему-то смотря на нас тех , кто не выпускал еще не выпускающиеся шасси на аварийном остатке топлива.
Ст.лейтенанта (чуть не назвал его фамилию) чествовали! Хвалили, награждали ценным подарком, фотографировали сияющего пилота и устремившего взгляд вдаль, в облака в туда куда - то, где куется Победа, - в «КРАСНУЮ ЗВЕЗДУ» и в журнал, «Авиация и Космонавтика» был такой который приходил по почте, но в запечатанном конверте, чтоб враги не смогли прочитать. Ставил в пример, как Павлика Морозова. Мы им гордились, ГОРДИЛИСЬ неподдельно и искренне. Потом уже его заслуженно ославили в сборнике происшествий в графе - которую читают как пример поведения в воздухе, если успел собрать в кулак и применить свой богатейший профессиональный опыт на практике. Говоря современным языком, сделал как надо не поддавшись человеческому фактору (ну это когда очко не железное оказалось, а тут - ну и что? Вот берите пример! Сам Кутахов гордился и надеялся).