Еще летом 1936 года С.А. Гинзбург предложил два проекта 37-мм зенитных автоматов на шасси СУ-5 и СУ-6 (в некоторых источниках они именуются соответственно СУ-5-4 и СУ-6-Г). Именно вариант 37 мм ЗСУ и пытались отработать на испытаниях СУ-6 с орудием 3К. Надо сказать что И.А. Халепский, ни Н.В. Кириллов-Губецкий, поднимавшие вопрос о продолжении работ по варианту СУ-6Г осенью 1935 года, не получили понимания об их нужности у замнаркома по вооружению М.Н. Тухачевского.
Ходовые испытания продолжались с 25 июня по 14 сентября 1936 года с промежутками для ремонта двигателя и ходовой части, сильно перегруженных из-за возросшей массы боевой машины. За время испытания машина прошла 750 км.
В ходе испытаний бвло отмечена недостаточная подвижность САУ и сниженная, по сравнению с Т-26, проходимость. Кроме того после марша в 15-25 км со скоростью 25 км/ч требовалась остановка, так как температура масла приближалась к 105 °С. Была отмечена недостаточная надежность катков ходовой части и рессор подвески, которые не выдерживали нагрузок от потяжелевшей машины.
Огневые испытания, в процессе которых было сделано 416 выстрелов, тоже не были идеальны. При стрельбе с ходу в движении по лугу со скоростью 7-10 км\ч было выполнено 8 выстрелов с дистанции 400-500 метров по щиту и при этом ни один снаряд в цель не попал. Кучность стрельбы на начальном этапе признали удовлетворительной, но под конец оценка сменилась на неудовлетворительную , причем как с включенным, так и с выключенным подрессориванием.
Система также обладала низкой устойчивостью на грунте. При выстреле СУ-6 подпрыгивала на высоту до 170 мм при стрельбе с углом возвышения 0° откатывалась назад на 210 мм. При каждом выстреле отмечалась сбиваемость наводки до 15' при угле возвышения +85°. Кроме того расчет СУ-6 в походном положении полностью на САУ не помещался и установщики дистанционных трубок должны были ехать на машине сопровождения. Все эти факторы привели к тому, что СУ-6 признали непригодной для сопровождения мотомеханизированных колонн.
СУ-6 разрез
Тем не менее, в марте 1936 года на заводе №185 успели заложить установочную партию из 14 машин. Понимая что реанимировать вариант ЗСУ с орудием 76,2 мм вспомнили о варианте СУ-6Г с орудием 37мм, к тому же как раз весной 1936 года было принято решение об освоении на заводе № 8 37-мм автомата конструкции Б.С. Шпитального. Как следствие 13 марта 1936 года вышло постановление правительства № 0К-58сс, согласно которому четыре уже заложенные СУ-6 должны были быть достроены с 76-мм зенитной пушкой обр. 1931 года, которые предназначались для использования в качестве учебных, а оставшиеся десять установок должны были получить 37-мм зенитный автомат. Речь идет о системе получившей индекс 100-К. Пушка была создана группой конструкторов под руководством Е. В. Чарко, И. А. Комарицкого и Л. В. Люльева. Автоматика орудия работала по схеме с отводом газов из канала ствола, орудие имело барабанный магазин и мощный дульный тормоз, благодаря которому удалось отказаться от тормоза отката. В 1938 году орудие прошло полигонные испытания и было признано удовлетворяющим предъявленным требованиям, но требующим доработки, которая так и не была проведена.
Предполагалось что 10 зенитных орудий с завода №8 будут поставлены на завод №185 к 1 октября. Но завод № 8 до конца года так и не не поставил ни одного орудия. Кроме того, в этот период был арестован П.Н. Сячинтов, и все работы по СУ-6, равно как и по иным зенитным САУ на танковых шасси, были прекращены в январе 1937 года.
К этому времени четыре шасси СУ-6 были полностью собраны, а остальные находились в разных стадиях готовности в цеху завода № 185. Шасси простояли в заводе до 1938 года, когда на имя начальника 2-го отдела АУ РККА поступило донесение “по вопросу хранения и использования СУ-6”, где, в частности, говорилось следующее:
“Прошу вашего распоряжения вонепреду Ленинградского завода подъёмных сооружений о передаче на длительное хранение в склад АУ задела (неоконченной продукции) по всем машинам СУ-6, изготовленного Ленинградским заводом подъёмных сооружений им.т.Кирова, согласно с договором с АУ РККА от 28.8.1936 г. по чертежам завода на длительное хранение. Иначе придется платить заводу за длительное хранение упомянутого.
опрос дальнейшего использования четырех переданных готовых машин СУ-6, предназначенных под 76-мм зенитную пушку обр.1931 г., выясняется, о чем будет Вам сообщено дополнительно.
Председатель Арткома АУ РККА
Комдив Грендаль”.
Вполне очевидно что РККА не имело планов использования этих шасси и отправило готовые машины на склады, где они и закончили свою жизнь, а к началу войны у РККА основу мобильных средств ПВО составляли счетверенные пулеметные установки М4 на базе шасси автомобилей ГАЗ.
СУ-6 проекции
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗЕНИТНОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
Боевая масса | 11000 кг |
Экипаж, чел. | 5-6 |
Вооружение. | 76-мм зенитная пушка 3К и два 7,62-мм пулемета ДТ |
Длина мм. | 5700 |
Ширина мм. | 2700 |
Высота мм. | 2746 |
Клиренс мм. | 380 |
Бронирование мм. | 6-8 |
Двигатель | Т-26, карбюраторный, 4-цилиндровый, мощностью 90 л.с. при 2100 об\мин., ёмкость бака 192 литра |
Скорость | 30 км\ч по шоссе, 16 км\ч среднетехническая |